У нас тут дискуссия небольшая разгорелась по этому поводу.
Любители таганрогской старины по-прежнему цитируют Гаврюшкина, когда-то написавшего:
«... в дворовой постройке амбарного типа, параллельно к улице и сохранившейся до наших дней, существовал первый, открытый в 1828 году, городской театр».
Здание первого театра действительно сохранилось до наших дней, однако это не «дворовая постройка параллельно к улице», а добротный двухэтажный дом с современным адресом ул. Петровская, 55 (к сожалению, его фасад в советское время довольно сильно обезобразили).
В 2017 году
вышла книга Марианны Григорян, приуроченная к 190-летнему юбилею Чеховского театра. После изучения горы архивных документов удалось, наконец, поставить точку в вопросе местонахождения старого здания таганрогского театра. Тем не менее, далеко не все нашли время с ней ознакомиться, продолжая цитировать старую краеведческую литературу. 😉
книга М. Григорян
Здание старого театра выходило на красную линию Петровской улицы, что легко устанавливается по архивным документам 1820-1830-х гг из ГАРО и РГИА. Кроме того, оно обозначено на многих планах города XIX века.
Фрагмент плана Таганрога 1863 г. с точным указанием местоположения театра.
Экспликация к плану 1863 года.
Тот же Филевский абсолютно справедливо пишет о том, что первый театр располагался в доме Павла Караяни на улице Петровской (современный адрес: Петровская, 55).
Из книги «История города Таганрога» П. Филевского
Позднее этот дом купил купец Илья Псалти, поверенный Караяни. Именно Псалти с самого начала занимался всеми делами театра, в том числе заключал договор со Строительным комитетом о сдаче здания внаём. Выдержки из этого документа, датированного 1831-м годом:
«...принадлежащий верителю моему каменный дом, покрытый черепицей, состоящий в города Таганрога Екатерининской части в 7 кв. под №32 для помещения театра на следующих условиях...
....
Отдаю я внаем один только главный корпус дома для помещения театра без прочих строений....
Из числа устроенных внутри театра лож оставить за мной, Псалти, одну в верхнем ярусе под №14 без особой платы...»
Строительный комитет в свою очередь потребовал от Псалти:
«Снести старую каменную кухню у самого подъезда состоящую...
Внутри театра на сцене подшить потолок, заложить наглухо окна и в таком виде сдать режиссеру Петровскому по описи...»
Протяженное двухэтажное здание с заложенными окнами действительно приобрело вид амбара. О производимом им впечатлении рассказывал Александр Чехов:
«Я застал еще первобытный... театр. Помещался он не то в сарае, не то в наскоро приспособленном амбаре. Узкий и длинный, он вмещал в себя очень мало публики, а зрителям на галерке приходилось стоять. Вход был один в самом конце помещения...»
«Амбар» тем не менее включал в себя зрительный зал на 237 мест, партер, два яруса лож и галерею (галерку) с самыми дешевыми местами. Ложа бельэтажа стоила 3 рубля серебром. Вход в театр находился со двора, во дворе были расположены многочисленные флигели, где квартировались актеры.
Во время работы над книгой автор потратила немало времени, чтобы понять, почему не сходятся данные краеведов с архивными делами о театре, планами XIX века и сведениями из «Описей и оценок недвижимых имуществ» разных лет, где четко указывалось местоположение дома Псалти, в котором и был расположен тот самый «театр в частном доме». Вернее, все сведения , кроме Гаврюшкина, прекрасно коррелировали между собой.
Мы выходили на место и внимательно осматривали этот дом (со стороны двора, конечно, фасад перестраивался неоднократно, в том числе и после
Крымской войны - он был поврежден во время обстрелов) -
Это действительно очень старое и очень большое здание, которое вполне в состоянии было вместить в себя 237 зрителей - именно эта цифра фигурирует в первоисточнике.
Все ссылки на номера фондов, описей и дел - ищите в уже упомянутой театральной книге!
😉