Сезон 1861-1862. Триумф виртуоза Де Ла Раншере на таганрогской сцене

Apr 18, 2017 21:11

Александр Де Ла Раншере (1839-1890) - талантливый французский скрипач и композитор. Родился в Вене в 1839 году.

Первое упоминание об этом юном гении датируется 11 января 1850 года - в этот день состоялся дебют скрипача на сцене Ла Монне - Королевского оперного театра в Брюсселе. Во время антрактов к балету Ипполита Барре «Терпсихора на земле» и к комической опере Ксавье Буассело «Руки прочь от королевы» 10-летний мальчик исполнил фрагменты произведений бельгийского композитора Шарля Огюста де Берио.



Александр Де Ла Раншере

Всего два года спустя, 24 марта 1852 года, о нем пишут уже в центральной французской газете «Ля Пресс»: «В прошлую среду в концертном зале Анри Герца самое изысканное культурное общество рукоплескало двенадцатилетнему мальчику, Александру Раншере, чей талант подает самые большие надежды. Ученик Шарля Берио, юный Раншере напоминает манеру игры своего мэтра. Исполненный им фрагмент музыкального произведения вызвал взрыв аплодисментов».

Вот непосредственно записанные впечатления одного из зрителей, присутствовавших на его концерте в Гааге осенью 1856 года: «Его бархатное пальто было до такой степени завешано драгоценными камнями, что все переживали, как бы его вес не оказался слишком тяжел для плеч 17-летнего подростка, а вечером его первого выступления весь зал обменивался недоверчивыми улыбками. Тем временем занавес поднимается и тут же на сцене появляется молодой Раншере; сначала складывается ощущение, что при его виде дух сомнений только еще сильнее овладевает общественным мнением, и вдруг дан сигнал: исполнитель сосредотачивается и последующая энергичная атака с одновременным прижиманием трех струн заставляет слушателей замолчать и понять все с первого слова. Сначала слушаешь не веря своим ушам, затем анализируешь. Поскольку артист несколько раз играет на бис, есть возможность целиком отдаться изучению этого чуда природы, открытого в четырех- или пятилетнем возрасте, и усовершенствованного благодаря методике и советам знаменитых маэстро, в числе которых был и Берио. По окончанию первого концерта, поначалу встреченного недоверием исполнителя провожали бурным восторгом. Это был блестящий триумф искусства, одним из величайших представителей которого является Александр Раншере».

Публика всех европейских городов осыпала его похвалами. Европейская пресса, в том числе такие газеты как «Фигаро», «Ля Пресс», «Журналь де Деба Политик э Литерер», «Менестрель», «Франс Мюзикаль», не жалела самых разнообразных эпитетов: «Де Ла Раншере играет на скрипке так, словно он изобрел этот инструмент» (De la Rancheraye joue du violon comme s’il l’avait inventé), «Де Ла Раншере самая большая знаменитость этого сезона» (M. de la Rancheraye est le lion de la saison), «Г-н Де Ла Раншере, местный Паганини» (M. de la Rancheraye, le Paganini de l’endroit), «Современный Паганини» (Le Paganini moderne)…



Афиша концерта Раншере в г. Або (Турку) Финляндской губернии. Билеты по 50 коп. серебром можно было приобрести во французском книжном магазине ))) N.B. последние 2 пункта - сочинения самого Раншере, в т.ч. «Эолова арфа».

Бельгийский и датский короли, а также французский император наградили его богатыми подарками и аплодисментами, а нижеследующее высказывание газеты из германского города Майнца облетело весь мир и повторялось снова и снова на страницах центральных французских журналов: «Техника исполнения Александра Раншере превосходит всякое воображение» (Le mécanisme d’Alexandre Rancheraye dépasse tout). Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам, Роттердам, Гаага, Гамбург и Берлин….

Не кажется ли вам, уважаемые читатели, что из этого списка явно выпадает один город? Ну конечно же «Красавецъ-Таганрогъ»!

Все началось с того, что скрипач отправился в путешествие по России вплоть до Иркутска и Кяхты в Сибири, оттуда заехал в Китай, далее - в Хиву (Узбекистан), Персию (Иран) и в Астрахань. Вернувшись из этого длительного путешествия, Александр Де Ла Раншере был приглашен выступить перед российским императором Александром II. Вот как это было описано в письме симферопольского корреспондента газеты «Журналь де Деба Политик э Литерер» от 2 (14) октября 1861 года: «Один из французских исполнителей, знаменитый своим выдающимся талантом, г-н Александр Раншере, концертмейстер и один из лучших учеников Шарля Берио, имел честь быть приглашенным сыграть в ливадийском дворце в Крыму несколько пленительных мелодий для их Величеств императора и императрицы России. Их Императорские Величества соблаговолили выразить молодому и талантливому артисту свое удовольствие и передали ему (через графа Шувалова - А.М.) дорогое кольцо с великолепным рубином, обрамленным бриллиантами, чтобы отблагодарить за наслаждение, полученное благодаря его дарованию».

Вскоре после концерта в Крыму виртуоз отправился в Таганрог. Вот, например, что рассказывает о пребывании Раншере поэт и писатель Н.В. Кукольник, в 60-е годы находившийся в центре культурной жизни города: «лично во мне <…> проснулись приуснувшие воспоминания, поднялись в памяти моей любезные тени великих артистов, которых на веку моем удалось слышать, и с достоинством поместились в семью избранников моего музыкального чувства... Раншере, еще и теперь юноша, с большим семейством, с отцом, матерью, братом пустился в Россию, не в Петербург, не в Москву, а в далекую Сибирь. Золота не пожал, но может-быть, самая пустынность жизни в Сибири, впечатления сибирской природы имели влияние на его характерную игру».



Старое здание таганрогского театра (1827-1866).

Выступал француз в старом, пока еще сохранившемся здании таганрогского театра - бывшем особняке Псалти, расположенном на ул. Петровской недалеко от пересечения с Итальянским переулком. С 1827 по 1866 год в этом двухэтажном доме проходили как театральные постановки, так и музыкальные вечера. Именно здесь, будучи в Таганроге, имел возможность лицезреть «Скрибовы водевили» французский геолог и путешественник Анатоль де Демидофф.



Старое здание театра.

Вернемся, однако, к воспоминаниям Нестора Васильевича Кукольника о таганрогском концерте Де Ла Раншере: «Несмотря на то, что он играет на скрипке левой рукою, что чрезвычайно стесняет и затрудняет внимание слушателя, который по-неволе делается часто зрителем и неприятно развлекается, смычок Раншере совершенно свободен и могуч, так что в короткое время к этой странности привыкаешь, и увлекаешься отрадною певучестью и чистотой превосходной игры. Мы бы отнесли эту игру к бельгийской школе, если бы глубокое, горячее, свежее чувство не одушевляло ее постоянно; он задумывается на скрипке точно так же, как когда-то Паста и Рубини задумывались, исполняя самые трудные арии: он и расчувствуется уместно, и заблестит веселием кстати, не изменяя tempo и не отступая и от буквы своего оригинала. Согласитесь, что эти свойства не даются рядовым виртуозам, да и многие из прославленных их не имеют. Раншере был у нас недолго. Я не мог с ним близко познакомиться как с композитором. В разнообразных пьесах, им игранных, исполнительный его талант был виден весь. Но из композиций собственных он сыграл нам свою «Эолову арфу» - торжество скрипичного флажолета и вкуса…».

См. также: Сезон 1871-1872. Триумф тенора Баральи на таганрогской сцене.

taganrog, theatre

Previous post Next post
Up