Наверняка из Хельсинки до Стокгольма можно добраться и еще каким-то способом, но паром - первое, что приходит в голову. Мы воспользовались паромом Silja Line.
Можно было выбрать и Viking Line, разница в отправлении полчаса.
Но на тот момент (начало декабря 2012 года) Silja Line давала еще очень хорошую скидку на некоторые отели (мы брали Rica Hotel Kungsgatan).
Поезд Москва-Хельсинки "Лев Толстой" прибыл на хельсинкский вокзал в 12.00 по местному времени. (Не самая лучшая поездка была, надо признать. Но описывать все неприятные и непонятные детали наших железных дорог будет очень утомительно).
Итак, примерно за час нога за ногу мы дошли до терминала Олимпия. Можно было и на трамвае доехать, но делать до отхода парома все равно было нечего.
Некоторые добираются до терминала на велосипедах.
Скинув вещи в автоматическую камеру хранения, мы зарегистрировались, получили карточки с магнитными полосками для прохода на паром (они же ключи от каюты), для ужина и завтрака и для гостиницы в Стокгольме. До посадки оставалось еще 2 часа и мы скоротали их в портовой кофейне и пробежке по центральным магазинам с целью купить Анюте теплые сапоги. Непредусмотрительно отправляться в путешествие, не имея хорошей обуви, скажете вы. И я соглашусь. Но по мне, хорошая зимняя обувь для детей, как раз финская, и покупать ее в Москве перед поездкой в Финляндию мне не хотелось. Отметая возгласы негодования "Вы не родители, а изверги", спешу сообщить, что анютины сапоги были вполне теплые, но при бегании по глубокому снегу начинали изрядно промокать.
Стало уже темнеть и в 15.00 мы вернулись к парому.
Надо сказать, что на линии Хельсинки-Стокгольм ходят два одинаковых парома Silja Line - Serenade и Symphony, поэтому поездки что туда, что обратно были почти одинаковы.
На сайте компании написано, что паромы 203 м в длину и 31.5 м в ширину. Мне это не о чем не говорит. А вот вид фур, выезжающих одна за другой при разгрузке, впечатляет.
При входе на борт пассажиров встречают музыканты.
А так как время было предрождественское, то еще и финский или шведский Деды Морозы.
В Стокгольме Дед Мороз хотел угостить Анюту конфеткой и протянул ей корзинку. Аня потянула к себе всю корзинку. Дед Мороз потянул к себе. Пришлось вмешаться родителям.
Сев на паром. мы обнаружили, что вместо каюты класса В, нам при регистрации дали класс А, то есть с окном, на 8 палубе по левому борту. Правда за окном все равно особо ничего нельзя было разглядеть, потому что там висели спасательные шлюпки, да и практически всю дорогу была темень.
На обратном пути из Стокгольма в Хельсинки нам досталась каюта В-класса (может потому, что в Стокгольме регистрация самостоятельная через терминал) в носовой части.
Каюты весьма просторные, душ, туалет, фен, Wi-Fi присутствуют. Само собой есть кондиционер. И тут мы вспомнили "Льва Толстого". Вот на пароме температуру воздуха в каюте можно регулировать. Это нормально, и писать бы не стала, если бы также можно было делать в купе нашего поезда. Ан нет! Кондиционер есть, а регулятора нет. Интересно почему, а?
В оставшееся до отхода время мы привели себя в порядок, посмотрели как паром отшвартовывается от причала и пошли на ужин. Ужин (и/или завтрак) в буфете со шведским столом можно заказывать при покупке билета, а можно и нет. В целях экономии можно поесть и в каюте, а если хотите получить на ужин что-то изысканное, можно поесть и в ресторанах, которых на пароме хватает. В буфете, предъявив карточки, занимаем места согласно купленным билетам.
На пути в Стокгольм после ужина мы немного прогулялись про Променаду (это такая пешеходная палуба, высотой в несколько этаже), вдоль которой размещены рестораны, магазины, казино и прочие развлечения.
Особенно здорово там гулять, когда море штормит. Сначала мы думали, что нас покачивает от дегустации различных видов растворов этанола в виноградном соке за ужином. Но потом посмотрели вверх на светящиеся висюльки и поняли, что бортовая качка действительно имеет место быть.
На Променад выходят окна кают более высокого класса.
В середине Променада - стойка информации. Отсюда можно отправить открытки с почтовым штампом парома (что я с удовольствием и сделала), купить билеты на транспорт, Хельсинки и Стокгольмкард, поменять валюту (в Финляндии в ходу евро, а в Швеции свои кроны) и много еще чего.
Там же морская карта паромного сообщения.
А на обратном пути из Стокгольма мы весь вечер провели с Анютой в детской комнате. Там детей разных возрастов развлекали Йоллопукки, Муми-тролль и Малышка Мю. Да и сами дети неплохо себя развлекали рисовашками, бассейнами с мячиками, приставками и прочей не очень понятной нам, взрослым, ерундой.
А еще в детской комнате можно взять бумажный браслет, на котором пишется ФИО ребенка, родителей, номер каюты и телефон и, чисто теоретически, оставить малолетнее дитятко одно, но мы как-то не решились...
Существенная разница между путешествием в Стокгольм и обратно - это время. На пути туда часы переводятся назад, и поэтому появляется лишний час с утра. В этот лишний час мы поднялись на самую верхнюю палубу. Погода, конечно, не располагала к прогулкам на свежем воздухе, но любопытство победило.
Подходим к Стокгольму. "Спальные" районы
Порт
Вдалеке - центр города.
А вот из Стокгольма в Хельсинки час теряется. Поэтому поход в дьюти фри (есть и такой на борту) пришлось совершать поздно вечером, когда народ в основном разошелся по каютам. Кстати, почему-то посетителей дьютика на обратном пути было гораздо больше. Может быть потому что это был рейс в воскресенье?
В общем, на пароме ходить нам понравилось. Может быть, когда-нибудь, мы с внуками предпримем океанский круиз. Но это когда будем старенькие. А пока нам все-таки больше нравится путешествовать более активно. О чем я непременно скоро напишу.