От Казбека до Арарата: как не надо ездить в Сванетию

Nov 20, 2016 20:48

Сванетия - самая большая наша боль за всю покатушку по Грузии. Главной ошибкой было то, что мы заложили на посещение Сванетии всего один день. Этого времени категорически мало! Не повторяйте нашей ошибки! Если вы уже заехали так далеко, то запланируйте провести в горах Сванетии минимум два дня, а лучше неделю.

Но кое-что посмотреть мы всё-таки успели.




В день нашего приезда в Местию тут стояла 35-градусная жара. Ветра не было, жара на высокогорье переносилась плохо. А ходить по Местии мы желали именно пешком, дабы прочувствовать весь колорит этого большого селения. Припарковали машину на центральной площади и, изнывая от зноя, пошли гулять по деревне.




Что касается центральной площади Местии, то она сильно изменилась за последние годы, точнее, за годы правления Михаила Саакашвили. После того, как Советский Союз развалился, эти высокогорные труднодоступные места (а хорошая дорога до Местии появилась всего лет пять тому назад) контролировал клан Евгения Апсаридзе из общины Эцери.




У клана была сформирована частная армия, которая занималась похищением, убийствами, грабежами. Сразу после прихода к власти Саакашвили провёл военную операцию по уничтожению клана Апсаридзе. В операции участвовали 10 вертолётов и 200 бойцов спецназа. Главарь банды Евгений Апсаридзе, его сын и ещё один бандит были уничтожены, остальных членов банды в количестве 25 человек судили, они получили 18-20 лет, но с приходом новой власти в 2014 году попали под амнистию и вышли на свободу.




Саакашвили же, разгромив клан, стал превращать Местию в горнолыжный курорт. Курорт, судя по отзывам, получился не ах, но Местия получила мощный толчок к развитию. Теперь тут имеются несколько гостиниц, десятки гестхаузов, кафе, рестораны, музеи, инфо-центр и маленький аэропорт. Центральную площадь Местии назвали излюбленным тогдашней властью словом "пьяцца" (также пьяцца есть в Батуми и возможно ещё где-нибудь).
В январе 2012 года на площади был открыт памятник царице Тамаре.




А ещё на пьяцце построили современное здание отделения полиции, абсолютно стилистически не вписывающееся в старинное село с древними башнями. Но что вышло, то вышло.




Отдышавшись в кондиционированном инфо-центре, мы крутыми улочками поползли наверх. В тени сванских башен и заборов дремали коровы.




История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий.




Есть сведения, что в III веке до нашей эры грузинский царь Саурмаг выселял в эти земли, называемые им "страной тишины и спокойствия", своих самых непокорных подданных. Крутой и непокорный нрав сванов прослеживается через всю историю этих земель. Монгольское нашествие прошло через всю Грузию, не затронув Сванетии. У сванов никогда не было крепостного права, а дворянство носило условный характер. В 1875-76 российское правительство решило принудить сванов платить налоги, в результате чего имело место крупное восстание.




Советскую власть сваны тоже не приняли, и сюда, как и в Шатили, долгое время не решались показываться представители власти. Из этих фактов уже можно получить представление о характере гордых сванов.




Тем не менее сваны никогда не вели захватнических войн. А вот родовая вражда у них была. Для этих целей строились сторожевые и оборонительные башни. Кроме того, башни демонстрировали силу рода, чем сильнее и богаче был род, тем выше была башня.




В одной из таких родовых башен, принадлежащих знатному семейству Маргиани, устроен музей.
Башни были построены приблизительно в один период - 12-13 век. Раньше у семьи Маргиани башен было больше, но их в трудные годы разобрали на стройматериалы.




Музей в родовой башне и доме рядом был устроен ещё при СССР. Сейчас башни принадлежат государству, и, хотя они стоят на земле Маргиани, ни продать, ни разобрать их семья права не имеет.




Ныне музеем заправляет украинская женщина Лариса, которая вышла замуж за одного из представителей этого древнего рода. Она же и проводит экскурсии.




Рассказывает Лариса бойко и интересно. Правда, нам немного не повезло. Прямо перед нами закончилась экскурсия для большой группы туристов и было видно, что Лариса выдохлась и устала. Да ещё и жара. Поэтому нам она рассказывала недолго, потом запустила в башню и была такова.




Сванские дома строились из камня, скрепленного раствором, в состав которого для прочности и теплоизоляции вводили желтки яиц. Именно для этих целей сваны стали держать кур.




Сейчас, конечно, всё немного по-другому, но тоже аутентично.




Зимы в Сванетии всегда были весьма суровы, поэтому в это время года люди и животные жили рядом. Так было теплее. Загоны для скота делались с отверстиями, куда бросалось сено.




Коровки, овечки, свинки обитали на первом этаже, люди чуть выше, а на третьем этаже держали сено. Зимой на этом сене спали, по 20 человек, вповалку. Отдельные помещения были только для рожениц, где они жили с новорожденными до того, как им исполнялось сорок дней, и для молодоженов на время медового месяца.




В центре помещения готовилась еда. Чуть дальше резное кресло главы рода.




Для того, чтобы приглушить запах от навоза, жгли смоляные лучины. Они и запах отбивали, и деревянную мебель смолой пропитывали.




Мебель очень красивая с тонкой резьбой, но в то же время простая и функциональная.




Так хранились припасы:




Имелась в сванском доме и тюрьма.




Из каждого дома вел потайной подземный ход в башню. Подземный ход строжайше запрещалось рисовать и сведения о его расположении передавалось только устно. Причем, делались и ложные ходы, чтобы в случае чего заманить неприятеля в ловушку.




Осмотрев дом, мы полезли в башню. Сванские башни в основном имели пять этажей. Пристроенной боковой лестницы в те времена не было, лестницы подымались и опускались веревкой со второго этажа.




На первом этаже жили животные, на втором был склад, третий - жилая часть. Если вдруг напал неприятель, вход в полу закладывали большим камнем и никто не мог сюда попасть.




Четвёртый этаж был оборонительный, пятый - сигнальный, с маленькими окошечками.




С башни хорошо видны семейная церковь и кладбище рода Маргиани.




Вид в другую сторону:




Современные дома в Местии, где идёт повседневная размеренная жизнь.




Ещё мы посетили музей знаменитого альпиниста Михаила Хергиани.




Он родился и вырос в Местии, под влиянием отца Виссариона Хергиани, одного из первых альпинистов Сванетии и покорителя Ушбы, стал увлекаться альпинизмом.
Комната Михаила (Чхумлиана):




Хергиани - семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР, кавалер ордена «Знак Почёта» за выдающиеся спортивные достижения. Участвовал во многих спасательных операциях.




Михаил Хергиани погиб в возрасте 37 лет в итальянских Доломитовых Альпах при попытке восхождения на 700-метровую стену Суальто. Он пролетел около 600 метров и разбился о камни.




Владимир Высоцкий посвятил альпинисту песню «К вершине (Памяти Михаила Хергиани)»:

"Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь - над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском".




Ночевать мы хотели где-нибудь в кемпинге. Один интеллигентный грузин, которого мы встретили в музее Хергиани и попросили порекомендовать кемпинг, сказал нам приблизительно следующее: "Зачем вам кемпинг? Поезжайте за Местию и становитесь, где захотите. Это и красивее, и спокойнее, и бесплатно."




Мы прислушались к доброму совету и в результате имели лучшую стоянку за все путешествие по Грузии. Особенно чудесно было ранним утром, когда солнце выбралось из-за гор и осветило заснеженные пики.




Как же не хотелось уезжать из Сванетии! Сердце рвалось на части, но у нас был забронирован гест-хаус в Кобулети. Самое обидное случилось потом, когда оказалось, что мы перепутали числа и бронь была только на следующий день. Но это мы выяснили уже при заселении в Кобулети. Так что всегда надо прислушиваться к внутреннему голосу.




Вот таким вышло наше короткое пребывание в прекрасной Сванетии. Мы не прокатились на канатной дороге, не съездили в Ушгули, не дошли до ледника и даже просто не погуляли по горам. Значит, ещё обязательно вернёмся!!


Грузия, Местия, музеи

Previous post Next post
Up