Забытая авиакатастрофа

Nov 23, 2015 22:25

Неприметная березовая рощица около железнодорожного полотна. Невдалеке шумит Пулковское шоссе. На этих задворках позади логистических центров и производств почти не бывает людей, зато велика вероятность встретить собачью стаю. В тусклом ноябрьском небе совсем низко над рощей проносятся заходящие на посадку самолёты...

И мало кто знает, что в этом месте в далёком 1974 году произошла авиационная катастрофа, которая до сих пор остаётся крупнейшей авиакатастрофой, произошедшей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.




Это была суббота, 27 апреля. Пассажирский самолёт Ил-18 выполнял рейс Ленинград - Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Командиром воздушного судна был 46-летний Данилов Николай Валерьянович.




Погода благоприятствовала полёту: было малооблачно, ветра почти не было. Однако через две с половиной минуты после взлёта Данилов неожиданно доложил на землю: "Загорелось табло пожар четвёртого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся".




Авиадиспетчеры аэропорта Пулково предложили для посадки находящейся прямо по курсу аэропорт Горелово, но экипаж принял решение сажать самолёт в Пулково и стал заходить на посадку по так называемой классической "коробочке" с четырьмя разворотами.




Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Усилившийся пожар за 5-7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости.




До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: "Падаем, конец". Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался.
Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли.




По неофициальным данным, в предпоследнем полёте данного самолёта (из Краснодара) наблюдалась вибрация четвёртого двигателя, но после проведения проверки борт 75559 был допущен к полёту. Выполнивший данный рейс из Краснодара экипаж отказался выполнять на неисправной машине полёт, поэтому был вызван резервный экипаж, командиром которого и был Николай Данилов.




С Николаем Даниловым тоже оказалось всё не так просто. Где-то за неделю (по другим сведениям - за месяц) до последнего полёта у него уже было срабатывание датчика пожара двигателя после взлёта, в связи с чем экипаж выполнил экстренный заход на посадку без выполнения схемы. Однако в тот раз сработка датчика была ложной, а Данилов получил разнос от начальства за выполнение захода с нарушениями.




При этом это был уже второй случай у командира ложного срабатывания датчика пожара, и за то, что оба раза Данилов принимал решение возвращаться в аэропорт вылета, другие пилоты даже иногда называли его трусом, что тот воспринял довольно болезненно.
Поэтому в этот раз он выполнял посадку по правилам, это затянуло полёт и явилось роковым обстоятельством.




В те годы по официальным данным в Советском Союзе не должно было случаться авиационных катастроф, всё старательно замалчивалось.




По пути к памятной роще мы разговорились с одним из охранников логистического центра, около которого оставили машину.




Охранник очень удивился, что нам известно об этом месте: "Сюда же никто никогда не ходит".




Рассказал, что сам узнал о катастрофе Ил-18 от сестры, которая ездила мимо места трагедии на электричке на дачу.




В тот раз свидетелей падения пассажирского самолёта было много. Люди видели заходящий на посадку самолет с тянувшимся шлейфом огня и дыма. И взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград - Гатчина отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать.




Однако пожар был быстро потушен, убраны тела и обломки. Ничто не омрачило майские праздники в Ленинграде в 1974 году...

Памятную рощу на месте падения Ил-18 посадили родственники погибших. Среди деревьев разбито небольшое кладбище. Не знаю точно, похоронен ли тут кто-нибудь или это просто символические могилки.
Много молодых лиц, студенты летели на короткие майские праздники домой...




Под деревом сложены сохранившиеся фрагменты самолёта Ил-18.




Дорога к роще еле читается в траве. В ноябре глинистая почва раскисла, летом же сюда скорее всего можно доехать на машине.




Рядом с железнодорожным полотном течёт закатанная в бетон речка Пулковка с тёмной непрозрачной водой. Что сюда сливают - неизвестно.




Совсем скоро тут должно пройти скоростное шоссе Москва-Санкт-Петербург, его уже тянут со стороны Шушар. Возможно, это место просто закатают в асфальт. А хотелось бы, чтобы память об этой трагедии сохранилась.




Члены экипажа Ил-18 были похоронены на кладбище 9 января, где, оказывается, есть целая аллея, где покоятся лётчики и экипажи погибших самолётов.




После посещения рощи на месте падения Ил-18 мы доехали до кладбища, нашли ту аллею. Вгляделись в надписи...
Экипаж самолёта Ту-134 погиб 19 октября 1986 года в Драконовых горах Мозамбика. Тогда погибло 34 человека, в том числе все члены экипажа самолёта, выжило 10.




История крушения оказалась весьма запутанной и загадочной.

На борту этого самолёта летел мозамбикский президент Самора Машел и сопровождающие его лица. Вёл самолет ленинградский экипаж. Самолёт при посадке врезался в скалу и полностью разрушился. Расследование производилось в ЮАР и южноафриканская комиссия сделала заключение, что катастрофа произошла исключительно по вине экипажа, который при полёте по приборам перешёл на визуальный полёт и продолжил снижение в ночных условиях и при полёте в облаках, при этом игнорируя предупреждения о близости земли.




Однако более распространена и кажется более правдивой версия о диверсии южноафриканских спецслужб, которые таким образом решили устранить Машела. Для этого в горах был установлен небольшой радиомаяк, передающий ложные сигналы, сбившие экипаж с толку. Такие радиомаяки на тот момент уже выпускались и могли перевозиться на автоприцепе. Также местные жители рассказывали о загадочной военной палатке, в 150 метрах от которой самолёт врезался в гору. После катастрофы эта палатка исчезла.




Памятник экипажу Ил-86, погибшему в катастрофе в Москве 28 июля 2002 года.




Тогда при взлёте оба горизонтальных хвостовых стабилизатора внезапно перешли в крайнее положение. Пилоты не успели разобраться в ситуации и не успели задействовать резервное управление стабилизаторами. Самолёт опрокинулся влево и с высоты 200 метров упал на лес. Рейс был перегоночным, на борту были только члены экипажа. Из 16 членов экипажа выжили только две стюардессы.




Этот человек похоронен немного в стороне от той аллеи, но о нём хочется рассказать особо, настолько потряс меня этот случай.




23 апреля 1973 года Ту-104Б с бортовым номером 42505 выполнял рейс из Ленинграда в Москву. На 9-й минуте полёта к стюардессе подошёл 47-летний пассажир Иван Бидюк и передал ей письмо с требованием лететь в Стокгольм, в противном случае обещал взорвать бомбу. На тот момент никаких инструкций по поводу сложившейся ситуации не существовало, поэтому командир Янченко принял решение возвращаться в Ленинград. Бортмеханик Викентий Грязнов в это время пытался уговорить преступника.

С целью не выдать, что самолёт вернулся в Ленинград, пилоты не стали сразу выпускать шасси. Шасси были опущены лишь на высоте 150 метров. Услышав характерный шум и увидев в иллюминаторы аэродром, преступник понял, что его обманули и сразу активировал бомбу. Бомбой была вырвана дверь и раскурочена кухня. При аварийном торможении подломилась стойка переднего шасси, авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. В носовой части возникло задымление, пассажиры в панике побежали к хвостовой двери, но стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолёта оказался в 7 метрах над землёй, и направили к переднему выходу, так как аварийные службы аэропорта быстро ликвидировали пожар.

В результате взрыва погибли 2 человека: бандит и отвлекавший его бортмеханик Вениамин Грязнов, который своим телом прикрыл взорвавшуюся бомбу.

Вот так. Почти Александр Матросов, только почти никому не известный, хотя посмертно ему и дали звание Героя Советского Союза.

Также на этом кладбище покоится экипаж, погибший под Донецком, когда борт не смог облететь грозовой фронт, но мы этого захоронения не нашли.
Возможно, здесь будет похоронен и экипаж самолёта, разбившегося под Синаем.




И, наконец, памятник тому самому экипажу самолёта Ил-18.













У подножия памятника лежат свежие цветы, значит, пока ещё помним...


Санкт-Петербург, авиакатастрофы

Previous post Next post
Up