По пути в Чешский рай. Калининград - совок или Европа?

Mar 26, 2015 01:00

В главный город провинции Восточная Пруссия изначально ехать мы не собирались, так как планировали самый западный регион России удостоить отдельной поездки. Но решили немного разгрузить неподъемную в ту пору евровую составляющую более доступным рублевым эквивалентом, тем более, что по километражу из Литвы в Польшу через Калининградскую область получается ближе. Вечером 2 января прибыли в Калининград, который за один день понять так и не смогли. Первое впечатление получилось скомканным и, более того, некоторыми деталями город нам совсем не показался..

Не секрет, что существует такое мнение, что, вследствии того, что в Варшаве или Вильнюсе калининградцы бывают значительно чаще, чем в Москве и Петербурге, «европейскости» у них больше, чем у кого-либо из остальных регионов нашей необъятной. Ну вот мы и ожидали увидеть этакий лайт-вариант Прибалтики.

Но обломились. Сразу натолкнулись на хамоватое поведение водителей, которые подрезали, несмотря на полупустые дороги, несколько раз перед нами вылетали, не снижая скорости, со второстепенной дороги на главную, не заморачиваясь на едущий по главной транспорт. Кстати, интересна схема движения по главным трассам города, через развороты.

В соборе нас с ходу ни с того, ни с сего обхамили, мы развернулись и ушли, хотя хотели зайти внутрь.

На маяке в Рыбной деревне тётя, продававшая билеты, устраивала охоту на посетителей, которые говорили, что якобы идут в кафе, а сами поднимались на маяк без билета. Охота происходила азартно, с перепалкой в нелицеприятных выражениях, не задумываясь о том, что это всё слышат гости города.

В музее Мирового океана по случаю новогодних праздников была масса народу, люди пихались и пытались пролезть без очереди.

На подводной лодке одна особа средних лет минут десять не отказывала себе в удовольствии обозреть в перископ все нужные ей окрестности. При этом она не обращала внимания на приличную очередь, в которой в том числе ожидали возможности глянуть в перископ много детишек. Очередь, кое-как разместившись в узких коридорах и лестничке, терпеливо ждала, а девушка с перископом преспокойно отвечала другой своей товарке, то и дело кричавшей ей снизу, чтобы та поторапливалась, - не мешай, дескать, когда насмотрюсь вволю, тогда и спущусь.

Ну и другие случаи, на которые по отдельности вроде бы не обращаешь внимания, но в критической массе они дают негативный образ города. Но, может быть, нам просто не повезло.

Хотя хорошее тоже было, например, отлично работающий персонал в обеих гостиницах.

Калининград - очень странный город. Исторический центр там занят серыми панельными многоэтажками, коими массово застраивались окраины больших советских городов в 60-80 годы прошлого века. А здесь ими застроена не окраина, а самый центр. Такого видеть еще не приходилось.

Один из символов Калининграда - Дом советов, самый известный долгострой, в народе прозванный "закопанным роботом". Построен почти на том же месте, где раньше стоял кёнингсбергский замок.

Невозможно сделать ни одного снимка, чтобы в кадр не залезла какая-нибудь совковая панелька.

Центр Кенингсберга был уничтожен в несколько ударов: сначала англо-американская «психологическая» бомбежка по типу дрезденской, потом штурм советскими войсками, и, наконец, в 60-ые годы снесли пролежавший в руинах двадцать лет центр Кенингсберга.

Уцелел только Кафедральный собор, так как здесь находилась могила Канта, которого ценил Ленин.

Остальное было безжалостно снесено.

На обломки рухнувшей империи после войны приехали крестьяне с разоренной войной смоленщины, рязанщины, псковщины, новгородчины. Для них Кёнигсберг, да и вся остальная прусская земля, с готическими краснокирпичными соборами, замками, фортами, немецкой упорядочностью была чуждой.

Эта была земля врага, убивавшего их родных и близких, превративших в руины и пепелище половину родной страны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они с энтузиазмом восприняли указание партии и правительства о разрушении бывшей империи врага. Хотя, справедливости ради, фашисты были тут 7 лет и за это время не создали в этих краях почти ничего.

Но край был загублен. И даже по нынешним временам земля выглядит печально.

Хотя всё не так уж безнадежно. Для сегодняшних жителей Калининграда «краснокирпичные руины исчезнувшей цивилизации» (Варандей) уже не являются чуждыми, в Калининграде, как нигде, сильно краеведение, в самом западном регионе России происходят позитивные сдвиги.

В Калининграде мы провели две ночи. Сначала был сетевой проверенный Ибис, он и в Калининграде оказался хорош. Плюс это центр города, из окон был виден Кёнингсбергский кафедральный собор на фоне ободранной ураганом рекламной конструкции.

К сожалению, на вторую ночь мест там не оказалось. Ночевали в "Пруссии", где-то в недалёких калининградских окраинах, на Коммунистической улице. Так себе, немного сгладили впечатление отзывчивый персонал и дешевизна.

В Калининграде мы не увидели многого из намеченного: был холодный ветреный день, то и дело начинал литься сильный косой дождь, поэтому сосредоточились на музеях, о чем ничуть не пожалели - музей Мирового океана оказался преинтереснейшим.

В центре же пару раз утром и вечером прогулялись вокруг собора и по недавно восстановленной рыбной деревне.

Поднялись на маяк. Река Преголя, кафедральный собор и железная птица.

Всё самое интересное в Калининграде находится по окраинам, но мы их осмотрели очень бегло, а до фортификационных сооружений так вообще не доехали.

Королевские ворота.

Фридляндские ворота. Нам они показались похожими на гараж, но это, конечно, не так. Просто мы устали и замёрзли.

Заехали было в бункер Ляша, но из-за урагана там не было электричества, так и уехали и с чем.

Зато в музее Мирового океана осмотрели сразу два судна - подлодку и научно-исследовательское судно «Витязь».

По "Витязю" бродили часа три, сколько там всего!

Как же без выставки янтарных изделий! Янтарь - главный символ Калининградской области, на область приходится 80% мировой добычи янтаря. Жаль не успели в музей янтаря.

Таким было легендарное судно в 90-ые годы. Хотели пустить в утиль, но, слава богу, передумали и сделали музей.

Так и бродили по "Витязю" под крики чаек, плеск волн и звон корабельной рынды. И думалось о том, какой хренью мы занимаемся в жизни и как хочется всё бросить и уплыть на шхуне к незнакомым берегам и неизведанным землям...