Давно не писала про заброшенные усадьбы. В конце мая, в дивный жаркий майский день мы посетили усадьбу Выбити, что в 10 километрах от города Сольцы Новогородской области.
Когда-то здесь были имения князей Васильчиковых, которые владели этой землёй на протяжении четырёх поколений.
Когда гуляла по парку, никак не могла отделаться от прилипнувших строчек из Корнея Чуковского:
Отвечал ему Ваня Васильчиков:
"Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,
Но тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину.
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего".
Усадьба располагалась на реке Калошке, это правый приток Шелони. Дорога в Сольцы:
Ныне от усадьбы фактически сохранился только парк. Но парк шикарный: растут лиственницы, липы, дубы, пихты, туи, клёны и прочие благородные деревья. Спланирован он был с сетью прямых аллей, зелёным залом, Парнасом на сопке.
В парке находятся какие-то здания (ныне обитемые, забыли сфоткать) и останки хозяйственных построек.
А было так (фото из Википедии):
Усадебный дом был взорван в 1944 году при отступлении немцев. В этом у Выбитов схожая судьба с родным псковским Алтуном (о нём я писала тут:
http://frosya-hod.livejournal.com/19656.html). Правда, сейчас Алтуну повезло больше: нынешние арендаторы ухаживают за старым парком, чистят пруды, мастрячат каменные мостики, стригут лужайки, выглядит это всё как-то так:
В Выбитах же парк находится в довольно запущенном состоянии.
А когда-то тут разводили фазанов. Князья вместе с петербургскими сановниками устраивали пышную охоту. Держали псарню (до 500 собак, о которых проявлялась большая забота: особая баня и особая кухня) и конюшню английских скакунов. Работные люди князей ухаживали за молочным скотом айрширской породы и за породистыми белыми английскими свиньями. Приносил прибыль и винокуренный (спиртовой) завод. Продукция (молоко, мясо, зерно и т.п.) поставлялась в Петербург.
В парке можно заметить пару сопок высотой восемь метров. Некоторые историки считают, что это следы поселений примерно 8-го века нашей эры.
К сожалению, был самый комариный сезон, а эти лютые звери способны сожрать человека заживо. По парку мы погуляли недолго и, яростно отмахиваясь от назойливых кровососущих, убежали в машину и уехали на Шелонь, где открыли один из самых ранних купальных сезонов.