"Великий наставник веры" и папа Бенедикт XVI.

Nov 30, 2013 20:31

Оригинал взят у kiprian_sh в "Великий наставник веры" и папа Бенедикт XVI.
Мне искренне жаль тех католиков, которые вынуждены либо не видеть очевидного (здесь: видимого телесными очами), впадая в нечто, отчасти напоминающее истерику, при попытке собеседников им на это очевидное указать, либо придумывать увиденному какие-то фантастические объяснения и успокаивать себя отсутствием формальной канонизации Оригена. Если бы дело не касалось до православия, я гораздо меньше бы беспокоил их (католиков) христианскую совесть, так как мне не настолько интересны процессы, происходящие в разных еретических сообществах, чтобы уделять им много времени. Но, увы, слишком, на мой взгляд, явное влияние современного модернистского католического богословия на богословие православной Церкви не дает мне оставить первое своим вниманием.
Поэтому добавлю католикам, не желающим канонизации Оригена, материала для беспокойства, а православным -- для тревоги.

В 2007-2008 годах папа Бенедикт XVI провел ряд катехизических бесед. Сборник этих бесед, вышедших уже и в русском переводе, озаглавлен "Отцы Церкви. От Климента Римского до св. Августина". В сборник включены главы, посвященные авторам, которых к отцам Церкви отнести сложно. Папа во Введении поясняет это так:
"Этот катехизический цикл включает также имена трех достойных и выдающихся авторов, которые не могут называться отцами, поскольку не получили в этом смысле формального (выделено мною -- К. Ш.) признания со стороны Церкви. Речь идет об Оригене, Тертуллиане и Евсевии Кесарийском".

Что же мы узнаем об отношении папы к Оригену?
Первую беседу об Оригене папа начинает так:
"Дорогие братья и сестры!
В наших размышлениях о великих людях древней Церкви мы подошли к одному из самых выдающихся. Ориген из Александрии действительно является одной из самых значимых фигур для развития христианской мысли. Он вобрал в себя наследие Климента Александрийского, о котором мы говорили в прошлую среду, и нацелил его на будущее столь оригинальным образом, что наложил неизгладимый отпечаток на все дальнейшее развитие христианской мысли. Он был истинным «учителем», и таким его с тоской и глубоким чувством вспоминали оставшиеся ученики не только как блестящего богослова, но и как подлинного носителя того учения, которое проповедовал"
И заканчивает:
"Приглашаю вас - и тем закончу - принять в свое сердце учение этого великого наставника веры. Он восторженно напоминает нам, что в молитвенном прочтении Библии и последовательном жизненном усилии Церковь неустанно обновляется и молодеет".

Следующая беседа начинается так:
"Дорогие братья и сестры!
В прошлую среду катехизическая беседа была посвящена великому Оригену, александрийскому ученому II-III веков. Мы рассмотрели жизнь и литературную деятельность великого учителя".
И заканчивается:
"Ориген обращается напрямую к нам: «<...>Запечатлелся на нас свет лика Твоего, о Господи, которому и слава во во веков. Аминь!» (Беседа на Ев. от Луки, 32:6)".

Вот так как-то... Но, может быть, папа в беседах указывает на некоторые ереси, или хотя бы ошибки, неясности у Оригена? Нет, ни одного слова о ереси, ни даже слова о чем-то, что хоть слегка затеняло бы сияющий образ "великого наставника веры"!
Можно ли сказать, что папа Бенедикт XVI формально канонизировал Оригена? Нет. Можно ли сказать, что у католиков поэтому нет повода для беспокойства? Пусть ответят католики. А у нас, когда мы видим проникновение почитания Оригена и его ересей в нашу Церковь, и то, что этот и иные процессы не удостаиваются внимания наших иерархов, повод для тревоги есть.

ересь Оригена

Previous post Next post
Up