Масштабная выставка о настоящей скрепе - "ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ. РУССКИЙ БАЛЕТ". ЦВЗ МАНЕЖ

May 02, 2023 23:59


До 21 мая в петербургском Манеже на Исаакиевской площади проходит в прямом смысле многоактовая выставка, посвященная национальной культурной гордости. Экспозиция занимает два этажа и охватывает всю историю одного вида искусства в стране - с XVII века до наших дней. Так что каждый маломальский балетоман может найти то, что близко именно его сердцу. При этом, конечно, большая часть внимания уделена самым влиятельным вехам истории танца, что показано через всевозможные артефакты (от макетов сцен до слепков ног), собранных воедино из десятков музеев, библиотек, архивов, и подготовленных специально с экспертами: артистами и коллекционерами.

Это мой первый визит в ЦВЗ "Манеж" и я осталась страшно довольна, т.к. сумма дорогого билета выходного дня была оправдана многократно. Все работает на полное погружение в тему, расширение кругозора и восхищение наследием: видео-арт, 1000 экспонатов, масштабы, дизайн пространств, аудио-сопровождение к каждому разделу. Да, авторы явно не смоглись обойтись без любимчиков, ушли от многих неоднозначных скандальных тем, традиционно связанным с этим видом искусства (не исключаю что об этом говорят на доп. программе к выставке или экскурсиях), но лично мои вкусы совпали с организаторскими. Выставок про балет сейчас относительно много, но таких объемных и близко ещё не было! Надеюсь, что меня ждет впереди ещё много интересных встреч с этой площадкой. Остается только пожелать Манежу дальнейших успехов, и большего количества интересных памятных сувениров для таких знаковых событий.

I акт

1 картина "Императорский балет".
Неизвестный скульптор по оригиналу А. Торвальдсена. "Психея", конец XIX в.


Образец мебельного шелка. Фабрика Сапожниковых. Конец XIX в.
Записная книжка. Черепаха, желтый металл. Франция, начало XX в.


Веер в виде двух крыльев птицы. Конец XIX - первая четверть XX вв.


М.И. Петипа. Зарисовки мизансцен к балету "Корсар". Мариинский театр, 1880-1883 гг.


Ваза. Серебро, керамика. Петербург, 1902 г.


Сверху: К.А. Коровин. Дельфин. Эскиз костюма. Балет "Конек-горбунок, или Царь-девица", 1901 г.
Снизу: К.А. Коровин. Буря. Эскиз декорации к балету "Конек-горбунок", 1901 г.


И.А. Всеволжский. Веер "Костюмированный бал". Санкт-Петербург, 1879 г.


И.А. Всеволжский. Эскизы костюмов к балету "Роман бутона розы", 1903 г.


Костюмы О. Преображенской и М. Фокина. 1903 г.


Французский бинокль. Перламутр. Париж, 1900-е гг. Крючок. Россия, 2-я пол. XIX в. Лорнет. Конец XIX в. Золоченая бронза.
Коронационный альбом Александра III. 1883 г.


А.А. Горский. Схема для балета "Спящая красавица". 1899 г.


А.А. Горский. Эскизы декораций к балету "Спящая красавица". 1899 г.






Костюмы для балета "Спящая красавица". 1890 г.
Слева направо: И.А. Всеволожский. Костюм Людоедки. - Костюм Кормилицы. - Плащ Авроры.




Мундир лейб-гвардии Гусарского ЕВ полка, принадлежавший Николаю II.
Ч.Ф. Ворт. Платье парадное придворное. Париж, конец XIX в.


А.Я. Головин. Эскиз занавеса Мариинского театра. 1914 г.


К.Ф. Вальц. Жемчужина и коралл. Эскиз костюмов. Балет Р. Дриго "Прелестная жемчужина". Большой театр, 1890 г.


К.А. Коровин. Эскиз декорации к "Лебединому озеру". 1912 г.


Платье для занятий в балетной школе (1880-е гг) и балетные туфли М.Ф. Кшесинской.
В.В. Дьячков. К.А. Коровин. Головной убор для лебедя в балете "Лебединое озеро". 1910-е гг.


Зонтик начала XX в. Коронационный сборник. 1899 г.


Открытки по эскизам Л.С. Бакста к балету "Фея кукол". 1904 г.






А.Я. Головин. Эскиз декорации к опере Глюка "Орфей и Эвридика". Мариинский театр, 1911 г.


М.П. Бобышов. Эскиз костюма М.Ф. Кшесинской для балета "Эрос". Мариинский театр, 1915 г.


М.П. Бобышов. Эскиз костюма Амура для П.Н. Владимирова в балете "Эрос". Мариинский театр, 1915 г.


Альфред Эберлинг. Храм Терпсихоры. 1905 г.


А. Эберлинг, работая над картиной "Храм Терпсихоры", пригласил позировать звезд русского балета и делал фотографии в своей мастерской.
Пара чулок, черный корсет, белый корсет со шнуровкой, комбинация, лиф, нижняя юбка. Начало XX в.










Удиви меня(с). С.П. Дягилев.


2 картина "Русский дух".
Слепок ноги А. Павловой. 1913 г.




Кофр. Петербург, конец XIX - начало XX в.П.М. Калевич. Костюм Дягилева для О. Меньшикова к спектаклю  "N-Нижинский". 1993 г.


Л.С. Бакст. Портрет А.П. Павловой. 1908 г.


Б.И. Анисфельд. Портрет А.П. Павловой. "Умирающий лебедь". 1930 г.


Б.И. Анисфельд. Эскиз костюма Русалки к опере "Садко". Мариинский театр, 1912 г.


Б.И. Анисфельд. Эскизы костюмов.
Сверху: Для Анны Павловой "Семь дочерей горного короля", 1912-1913 гг.
Снизу: Для сцены "Подводное царство" в "Садко" М. Фокина. Мариинский театр, 1911-1912 гг.


Б.И. Анисфельд. Эскиз декорации к балету "Семь дочерей горного короля". 1912 г.


Б.И. Анисфельд. Эскизы костюма к балету "Исламей". Балетмейстер - М.М. Фокин. Мариинский театр, 1912 г.


Б.И. Анисфельд.


А.Н. Бенуа. Костюмы для "Петрушки". 1920 г.


Слева направо: А.Н. Бенуа. Эскизы костюмов Т. Карсавиной (слева), Кормилицы (в центре старая копия О.К. Аллегри) и Девушка с шарманкой (справа) для балета "Петрушка", 1911 г.


А.Н. Бенуа. Костюм Е.С. Максимовой к партии Балерины в балете "Петрушка". Редакция, 1966 г.


М.Ф. Ларионов. Эскиз костюма Дамы с веерами. Балет "Естественные истории", 1916 г.


И.Я. Билибин. Эскиз декорации к балету "Жар-птица", 1931 г.


Блузка от народного костюма. Конец XIX - начало XX вв.
Хлопок, металл, набойка, вязание крючком, вышивка.


Н.К. Рерих. Эскиз декорации к "Весне священной", 1912 г.


Н.К. Рерих. Поцелуй земле. Эскиз к балету И. Стравинского "Весна священная" в Париже. 1912 г.


Н.К. Рерих. Поцелуй земле. 1912 г.


Подзор. Россия, последняя четверть XIX в.


Н.П. Акимов. Маска. 1920-1930-е гг.


Мужской костюм к балету "Жар-Птица". 1926 г.


Сверху: Н.С. Гончарова. Феникс. 1911 г.
Снизу: А.Я. Головин. Курица. Братина. Майолика. 1890-е гг.


А.Я. Головин. Кокошник для балета "Жар-птица", 1921 г.


А.Я. Головин. Конь златогривый. Эскиз бутафории для балета "Жар-Птица". 1910 г.


А.Я. Головин. Эскиз костюма Витязя для балета Стравинского "Жар-птица", 1910 г.


А.Я. Головин. Женский головной убор для "Жар-птицы", 1921 г.


Л.С. Бакст. Эскиз костюма царевны Красы для балета "Жар-птица", 1910 г.


А.Я. Головин. Часть декоративного портала сцены для декораций балета "Жар-птица". Русские сезоны, 1910 г.


А.Я. Головин. Душегрея для костюма в балете "Жар-птица", 1921 г.
Анна-Павлова - лебедь. Фарфор Розенталь, 1920-е гг.


А.Н. Бенуа. Эскиз костюма к балету "Павильон Армиды". Либретто - А. Бенуа. Балетмейстер - М. Фокин. 1907 г.


А.Н. Бенуа. Эскиз костюма Белого мага к "Павильону Армиды". 1907 г.
А.Н. Бенуа. Эскиз костюма Ведьмы в "Павильоне Армиды", 1907 г.


Справа: костюм Трубача для "Павильона Армиды". 1907 г.



А.Н. Бенуа. Костюм Кавалера для балета "Павильон Армиды". 1907 г.


Л.С. Бакст. Эскиз костюма Лесного духа для балета "Нарцисс". Ок. 1911 г.


А.Н. Бенуа. Эскизы костюмов к балету "Павильон Армиды", 1907 г.
Костюм Нижинского (сверху), эскиз костюма Карсавиной (справа), эскиз костюма шута (снизу).


П. де Булонь. Т. Карсавина в балете "Синий бог" Р. Ана. Бронза. Париж, 1910-е гг.


Слева направо эскизы костюмов А.Н. Бенуа: Психея к одноименному балету Фокина. Париж, 1935 г. Царевна-Лебедь из оперы. Париж, 1928 г.


А.Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету А. Адана "Жизель", 1910 г.


В.А. Серов. Портрет Вацлава Нижинского. 1910 г.


В.А. Серов. Принц для эскиза центральной части занавеса к балету "Шехерезада". 1911 г.


Д.И. Иванов. А.М. Лукин. Тамара Карсавина в роли Зобеиды в "Шехерезаде". ГФЗ, 1920-е гг.


В.А. Серов. Плакат с А. Павловой в образе Сильфиды для первых гастролей антрепризы С.П. Дягилева. 1909 г.


Ж. Кокто. Плакат с изображением Т. Карсавиной в балете "Видение розы" М. Фокина. 1911 г.


Ж. Кокто. Плакат с В. Нижинским в "Видении розы". 1911 г.


Б.О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги В.Ф. Нижинского. Мрамор. 1910 г.


Л.С. Бакст. Трико М.М. Фокина для балета "Призрак розы", 1914 г.
Фотографии с В. Нижинским. 1911 г.


П. Шойрих. Мейсенский фарфор, 1913 г. Слева направо: Е. Бибер и Л.Л. Новиков в балете "Карнавал". Арлекин.


М.П. Бобышов. М.М. и В.П. Фокины в балете "Карнавал". 1916 г.


3 картина - "Советский балет"
Эскизы Л. Чулятова для балета "Красный вихрь", 1924 г.



Слева: Н.А. Мусатов. Эскизы для балета "Смерч". Большой театр, 1927 г.
Справа: Б.Р. Эрдман. Пастушка. 1925 г.


З. Серебрякова. Балетная уборная. Балет "Лебединое озеро". 1924 г.


Ф. Федоровский. Эскиз костюма Одиллии для "Лебединого озера". Не осуществлено. 1921 г.




Реконструкция




З.Е. Серебрякова. Девочки-сильфиды из балета "Шопениана". 1924 г.


Макет к балету "Светлый ручей" на музыку Д. Шостаковича. Художник - М. Бобышов. 1935 г.


В.Ф. Рындин. Костюм О.В. Лепешинской к партии Китри. Балет "Дон Кихот". 1940 г.


Сверху: Е.А. Янсон-Манизер. Г.С. Уланова в партии Джульетты. 1940 г.
Снизу: Е.А. Янсон-Манизер. Г.С. Уланова. 1936 г.


Слева направо: Е.А. Янсон-Манизер. Портрет А.Я. Вагановой. ЛФЗ, 1930-е гг. С.Н. Судьбинин. Тамара Карсавина. 1913 г.


С.Н. Судьбинин. Анна Павлова в роли Жизели. ИФЗ, 1914 (слева). 1929 г (справа).


Б.И. Волков. Костюм Г.С. Улановой к партии Жизели. Пачка. Крепдешин, шифон, газ, марля, x/б. 1944 г.


Справа: Н.И. Альтман. Портрет Г.С. Улановой. Эскиз, 1942-1944 г.


II акт

1 картина "Школа"
А.Я. Ваганова в роли Царь-девицы в балете "Конек-Горбунок". Мариинский театр, 1915-1917 гг.



Слева направо: Т.Г. Бруни. Ученицы балетной школы. 1920-е гг. - Гимнастки. 1923 г.


Первые анимационные фильмы сделаны балетмейстером. 1909 г.


Личные вещи А. Вагановой. 1-я пол. XX в.
Балетная туфля с автографом. 1915 г. Шкатулка с портретом Вагановой, принадлежавшая Спесивцевой. 1923 г.


Кожаные перчатки начала XX в.


Кружевная накидка начала XX в.


Знак с лирой. После 1918 г. Пенсне. 1-й четверть XX в.


Игральные карты. До 1918 г.
Сумочка-кисет из плюша. Начало XX в.


3 картина "Костюмерный цех".
Реконструкция основы репетиционного костюма 1900 года.



А.Я. Головин. Женский костюм для балета "Сольвейг". 1922 г.


А.Я. Головин. Женский костюм для балета "Сольвейг". ГАТОБ, 1922 г.


Туника для балета "Царь Кандавл" Ц. Пуни. 1892 г.


И.А. Всеволожский. Костюм охотника для "Спящей красавицы". 1890 г.


И.А. Всеволожский. Колет пажа Феи Хлебной Крошки к "Спящей красавице". 1890 г.


И.Я. Билибин. Кафтан воина из спектакля "Суворов". 1939 г.


И.Я. Билибин. Платье танцовщицы из спектакля "Суворов". 1939 г.


И. Всеволожский. Платье для воспитанницы З. Георгиевской к "Синей бороде". 1897 г.
М.П. Бобышов. Сценический костюм М.М. Фокина. До 1918 г.


А.Я. Головин. Костюмы для балетной сцены в "Орфее и Эвридике". 1911 г. (слева)


Т.Г. Бруни. Костюм эстетки для балета "Болт". 1931 г.


Б.И. Волков. Костюм Г.С. Улановой для "Жизели". 1944 г.


К.А. Коровин. Золотая рыбка. "Конек-горбунок, или Царь-девица". 1901 г.


Л.С. Бакст. Эскиз Баядерки к балету "Синий бог" Г. Райнальдо. 1911 г.


Балетные туфли с автографами (атлас, кожа).
Сверху слева направо: М. Кшесинской, 1912 г. Т. Красавиной, 1918 г.
Снизу: Е.П. Соколовой. Франция, 1909 г.


4 картина "Лаборатория лебединого озера".




Декорация для балета. 1895 г.


В.П. Кирилов. Готический зал по рисунку Г. Левота к декораций балета. 1895 г.


П.Б. Ламбин. Апофеоз. Зарисовка декорации к балету. 1894-1895 гг.


Флаконы парфюмерной воды, принадлежавших П.И. Чайковскому. Конец XIX в.
Трость из музея композитора.


М.В. Рундальцов. Портрет П.Чайковского. Петербург, 1901 г.


Из парижского ателье. XIX в.


Источники:
https://manege.spb.ru/events/10953/
броюша с выставки

1920-е, 1930-е, модерн, XIX век, выставки, история, мои фото, старинные книги, романовы, монархия, 1910-е, карикатуры, ар-деко, конец XIX века, старинные открытки, искусство, старинные плакаты, художники, 1940-е, графика, царь, история моды, эклектика, начало XX века, старинное фото, 1900-е

Previous post Next post
Up