Оригинал взят у
liria_blanca в
Страстная пятница Это, кажется, вариант знаменитого изречения того кафра или готтентота, который говорил миссионеру, что он отлично понимает разницу между добром и злом: добро - это когда я уведу чужих жен и коров, а зло - когда у меня уведут моих.
Владимир Соловьёв, "Три письма"
Духовное наследие святителя Климента, которого относят к мужам апостольским, - два послания к Коринфянам - первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения.
Источник: Писания мужей апостольских. Рига: Латвийской Библейское Общество, 1994. - С. 95-148, 395-399. Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1895 г., с дополнениями. Перевод протоиерея Петра Преображенского.
Климент, Папа Римский (? - 101)
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
Глава XIII
1. Итак, братия, покаемся же наконец, и да трезвимся ко благому, ибо преисполнены мы многого безумия и лукавства. Избавимся от прежних грехов и, покаявшись от души, спасены будем. И да не будем человекоугодливыми, и да возжелаем угождать не только себе, но и внешним людям по справедливости, дабы Имя Божие не хулилось чрез нас.
2. Ибо говорит Господь: «Вас ради присно Имя Мое хулится во языцех» (Ис.52:5), - и еще: «Горе тому, чрез которого хулится Имя Мое». Чем хулится? Тем, что не исполняем того, что говорим.
3. Ведь язычники, слыша из уст наших изречения Божий, прекрасные и величественные, дивятся им; но затем, заметив, что дела наши недостойны произносимых нами слов, обращаются напротив к хуле, говоря, что все это какая-то басня и заблуждение.
4. Ибо когда они услышат от нас, что Бог говорит: «Нет благодати вам, если любите любящих вас, но благодать вам, если любите врагов и ненавидящих вас» (ср. Лк.6:32-35), - когда они это услышат, удивляются преизбытку благости. Когда же увидят, что мы не любим не только ненавидящих, но и любящих нас, насмехаются над нами, и хулится Имя Божие.
* * *
Стыдно ... Мучительно стыдно.
Как говорил один священник, полвека отдавший служению Церкви:
«
Принцип целесообразности разрушает духовную и нравственную жизнь. Этот не этический, а прагматический принцип успешно применяется в политике, торговле, науке и практике, где мерой успеха является эффективное достижение цели. Этот принцип оправдывает результат в управлении, прибыль в коммерции, популизм в общении, и в качестве меры этих ценностей - успех! Выгода заменяет этические принципы, как учил Ленин: «нравственно, если полезно. Если не выгодно, то безнравственно».
В.С.Соловьёв приводит ещё более яркое рассуждение дикаря о добре и зле:
- что такое зло?
- это когда у меня похитят моих жён и коров.
- а что такое добро?
- это когда я уведу чужих жён и коров.
Варвар путает нравственные принципы добра и зла с прагматическими принципами вреда и пользы.
Этот принцип сформулировал Каиафа: «лучше нам, если один человек умрёт за людей, а не весь народ погибнет» (Ин.11,50). Во исполнение этого принципа предан и распят Христос. Этот принцип запечатлён в истории формулой «цель оправдывает средства». Это заблуждение. Цель не оправдывает средства. Осуществляя принцип, средства подменяют цель, и она не достигается. Место цели занимают средства и сами становятся целью, которая достигается. Евангелие не применяет этот принцип к духовной жизни человека. Иисус Христос не исходит в своих действиях из целесообразности.
Опасно доводить до предела принцип: «цель оправдывает средства». Целесообразность разрушает нравственное качество церковной жизни. Оскудевает любовь. Её место занимает послушание с одной стороны и господство - с другой. Опасно безлюбовное единство, именуемое дисциплиной. В организации Ада оно достигает своего предела. Там нет ни любви, ни свободы. Лишь безоговорочное подчинение владыке ада - сатане.
* * *
Из недавнего. Другой Владимир Соловьёв, иудей, в программе, которую он посвятил
своей обстоятельной беседе о проблеме духовности с патриархом Кириллом: «
Многие говорят: почему вы не аскеты? Люди несколько придумывают себе понимание разных степеней монашества, разных форм монашества и путают их, например, с евангельским. Хочу отметить, что Иисус Христос не был аскетом, нигде не написано, что Иисус Христос ходил в рубище, был нищенствующим.
- Более того, и в свадьбе принимал участие, и воду в вино превращал.
- И в свадьбе принимал участие, и хорошо питался, как бы сказали на местном языке - в ресторанах. И позволял себе богатым дорогим маслом, очень дорогим по тем временам, обрабатывать волосы. Поэтому, повнимательнее читайте Евангелие.
Глава Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию Церкви и общества:
(отвечая на вопрос о часах, квартире, "золотой пыли", и т.д.)
«
Вы знаете, люди всегда в истории и России, и других стран - православных, католических, иных - несли самое дорогое в храм, несли какие-то предметы, которые могут украсить алтарь, иконостас, облачение епископа и священника, предметы быта епископа и священника, резиденцию епископов.
Всегда резиденция епископа - это было лицо Церкви, и предметы, которыми он пользуется - это лицо Церкви. И это не просто, знаете, мирской престиж, это и убежденность в том, что епископ - это образ царствующего Христа, торжествующего Христа в Церкви. Если вы откроете Книгу Апокалипсиса, там царствующий Христос, торжествующий Христос описан таким образом, что там упоминаются драгоценные камни, там упоминаются благородные металлы. И именно таким является в православии образ Христа в силах, Спаса в силах. Посмотрите на соответствующие иконы - это всегда царские одежды, это всегда царская корона или митра, или что-то подобное.
Протодьякон Андрей Кураев:
«
Вот интересно, дерзнул бы такие слова сказать св. Филарет Московский в лицо императору? А если да - то что бы император подарил ему за это? Чукотскую кафедру для вразумления?
Дорогие собратья и сослужители, может, оставите свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости? Хотите жить богато - живите. Осуждать не стану. Иногда даже буду завидовать (ибо и сам не свят). Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте.
Если эти слова о Всеволода и есть позиция Патриархии - то какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется - "епископы станут ближе к народу"?
Из жизни одного приходского священника: «
Жила семья неподалеку от хосписа в однокомнатной служебной квартире, полученной от ЖЭКа, в который отец Георгий специально для этого устроился дворником.
Мальчик был измученным болезнью, слабеньким, но очень мужественным. Он редко плакал, мало просил, и единственным из его капризов было “попить с Петровной чаю”. Он приглашал меня в палату, и мы с отцом Георгием и матушкой Таней пили чай, обсуждая погоду, цветы и приходские дела.
Отец Георгий по три часа добирался в электричках до своего храма: вставал в четыре утра, ехал на службу, исповедовал, причащал, наставлял, а вечером возвращался в хоспис, где доживал последние дни его сын.
Так было и в Страстную пятницу. После службы кто-то привез его на машине попрощаться с сыном. Хоронили Игоря в воскресенье под пение “Христос Воскресе!”.
Отец Георгий продолжает служить в том же храме и приезжает в хоспис днем и ночью, когда в нем есть нужда: причащает умирающих детей, утешает родителей, исповедует самых сложных больных, которые не идут на контакт практически ни с кем. Он же их и отпевает. Он никогда не берет за требы ни денег, ни подарков. Совсем недавно я узнала, что ни один из тех, кого отец Георгий окормлял в хосписных палатах, не знает о том, что у него здесь три года назад умер сын.
PS. Комментировать замечательную во всех отношениях беседу протоиерея Всеволода Чаплина в прямом эфире радио "Финам FM"
"Ситуация вокруг Русской Церкви. Кто провоцирует конфликт?" (видеозапись
тут), откуда взята цитата, сейчас не хочется. Противно. Горько. Стыдно. Скажу лишь, что для ответа на этот вопрос Всеволоду Анатольевичу неплохо было бы заглянуть в зеркало. Я не знаю сколько нужно агентов Госдепа, сколько либералов, панк-феминисток и представителей общества потребления, сколько прочих многочисленных "врагов Церкви и России" чтобы причинять авторитету и репутации РПЦ ущерб такого масштаба, с каким в последнее время легко справляется всего одно её официальное лицо, заведующее связями с обществом.
Комменты там, по желанию.