(no subject)

Nov 21, 2014 11:02

Я тут обещала описать как организована британская бесплатная медицина. Если кому интересно.

Каждый человек приписан к местной "поликлинике". Там, как правило, принимают только терапевты (GP) и медсестры. (иногда могут быть какие-то выездные клиники, но это исключение из правил). На дом GP ходят только в исключительных ситуациях - обычно, это когда речь идет о стариках или паллиативных пациентах - то есть тех, кто не может дойти сам, но и "скорая" им явно не нужна.. Все остальные от младенцев до стариков идут к GP на прием. Каждый человек приписан к одному GP, но может ходить к любому врачу в этой поликлинике. Обычный прием бронируется за несколько дней, можно попросить срочно в тот же день или попросить врача позвонить. Прием 10 минут. С небольшими проблемами можно идти к медсестре, а не к врачу.

Ключевой принцип - наличие жестких алгоритмов действия у врачей.

Симптом А - примите лекарство Х, если не поможет, приходите через 2 недели на повторный прием.
Симптомы A и Б - начните принимать лекарство Х, сдайте анализ и сделайте рентген и придите через неделю
Симптомы А, Б и В - принимайте лекарство Х и я посылаю направление к специалисту. Если станет хуже - приходите пока ко мне.
Симптомы А, Б, В и Г - лекарства Х и У и срочное направление к специалисту
Симптомы А, Б, В, Г и Д - сейчас я позвоню, вас сегодня примут в больницу

Безусловно, между разными врачами могут быть небольшие индивидуальные отличия в применении алгоритмов, но, в целом, они обязаны им строго следовать. Сами алгоритмы вполне доступны в свободном доступе. То есть если я уверена, что у меня опухоль мозга, помогает найти алгоритм и почитать, что из признанных минздравом uk 7-ми симптомов, необходимых для направления к специалисту с подозрением на опухоль мозга, у меня присутствует только 1. Если меня лично это не успокаивает - надо покупать частную страховку.

Плюс системы - бесплатность и всеобщая доступность (все лекарства по рецептам в Шотландии бесплатны мать-мать, козлы, в остальных частях uk бесплатны для отдельных категорий, а работающим стоят фиксированную небольшую сумму, также можно купить годовой ваучер, покрывающий все лекарства) + она работает на больших числах. То есть алгоритмы разработаны так, что высокий процент проблем будет излечен без затраты дорогостоящего времени специалистов; а большинство серьезных случаев попадет к специалисту.

Минус - медленно (порой ожидание занимает месяцы и "болит" не является причиной ускорить попадание к специалисту, если нету серьезных симптомов) и всегда остается шанс, что ты оказался в том малом числе случаев, когда стандартный алгоритм дает сбой и упускает что-то серьезное. Здесь может помочь опыт или чутье GP. Но.. медицина, как известно, наука не точная. А бесплатная медицина обязана экономить и не может себе позволить лишних обследований "на всякий случай", чтобы исключить совсем маловероятные варианты.

Специалисты живут только в госпиталях. От Ухо-горно-носа до педиатра. Они лечат пациентов, которые лежат в этом госпитале (inpatients - это попадают в госпиталь (а) со "скорой", (б) приехав в приемную "скорой" (в) по срочному направлению GP на госпитализацию, (г) по плановой госпитализации) и принимают тех, кого направили на консультацию (outpatients - это только по направлению GP или другого специалиста). Никаких профилактических осмотров у специалистов ни младенцам, ни взрослым не предусмотрено.

Есть ряд регулярных привязаных к возрасту тестов (маммографии, на рак прямой кишки и т.д.), но как таковой регулярной диспансеризации и обследований не проводится при отсутствии хронических болезней. То есть обращения к врачу инициируется пациентом при наличии опасений или симптомов.

Отдельно (территориально могут быть совсем отдельно или при госпитале или при поликлинике) существуют специальные клиники. Лечебной физкультуры, подиатрии и т.д. Большинство персонала там - медсестры. В некоторые из этих клиник нужно направлении GP, в некоторые можно записаться самому. Но могут не сразу назначить прием, а сначала, скажем, пригласить на стандартную информационную лекцию, собрав пару дюжин записавшихся - если после нее еще останутся вопросы, тогда уже записать.

В случае серьезных проблем, когда закрыта "поликлиника" надо или вызывать "скорую" или звонить в 24-часовую телефонную службу поддержки. Там операторы оценивают срочность и советуют что принять, или назначают прием в дежурной поликлинике или велят ехать в "скорую". На практике огромное число людей никуда не звонит, а просто едет в "скорую". Там на приеме существует система триажа - оценки срочности проблемы. Дальше принять могут через 5 секунд, а могут через 5 часов, в зависимости от проблемы и загруженности.

Отдельная служба, отделенная от госпиталей - паллиативная. Включает в себя сеть государственных хосписов и службу паллиативных сестер, посещающих на дому и предоставляющих уход и надомное оборудование для тех пациентов, кто предпочитает умирать дома.
Previous post Next post
Up