Арль - это Рона. Не знаю почему, просто такая ассоциация. Рона первая встретила нас в этом городе. Прекрасная, быстрая и широкая.
А еще Арль очень разносторонен. В городе целых три туристических маршрута: античный Арль, средневековый Арль и Арль Ван Гога.
Местоположение города крайне выгодное, на двух берегах полноводной реки, которая недалеко отсюда впадает в Средиземное море. А еще, говорят, в этом городе бывает солнечно 360 дней в году. И мы это солнце испробовали на своей шкуре, да.
При таких выгодах ничего удивительного в том, что территория Арля была обитаемой задолго до нашей эры. Лигурийцы, кельты, греки...Вообще-то греки предпочли осесть несколько южнее, в современном Марселе. Так что, когда в 49 году пришел Юлий Цезарь, город был как-то не особо развитым. Особенно по сравнению с Марселем.
У Юлия Цезаря были свои "терки" с Марселем. Вернее "терки" у Цезаря были с Гнеем Помпеем Великим, вместе с которым, и еще с Марком Лицинием Крассом Юлий так недавно образовал триумвират, неформальное объединение крупнейших политиков для управления страной. Но триумвират распался, Помпей стал врагом Юлия, и он поддерживал Марсель.
Город в противостоянии Юлия и Помпея встал на сторону Цезаря, Гай Юлий победил, Арль стал римской колонией - Colonia Iulia Paterna Arelatensium Sextanorum или просто Арелатум.
Гай Юлий Цезарь отстроил Арль так, что Марселю и не снилось.
Он построил тут порт, который затмил собой порт Марселя. И это при том, что Арль стоит не на море, а в дельте Роны. Но это позволило связать Рону, дельта которой чрезвычайно широкая и полноводная, с морем. Арльские лодочники составляли пять больших корпораций, и их суда бороздили Дюранс и Рону.
В городе есть все, чему положено быть в крупной римском городе: триумфальная арка, форум, театр, арена, цирк, термы, акведук, храмы, дороги...
В Арле живет торговая аристократия, которая "держит" всю торговлю на Роне. Зрители взыскательные, любящие хорошие развлечения. Театр а Арле вмещал 10 тысяч зрителей, 33 ряда в зрительном зале.
На сцене ставились комедии, трагедии и пантомимы. Театр и сегодня используется как театральная площадка.
Кстати, Венеру Арлезианскую, которая сейчас выставлена в Лувре, нашли именно здесь, при раскопках театра в Арле.
Фото найдено в интернете, авторство не знаю.
Но торговцы есть торговцы, и они любят зрелища погорячее да поазартнее. Им бы гладиаторов, диких зверей, поединков, гонки колесниц. Так что расположенный рядом с театром амфитеатр, или арена, вмещал вдвое больше зрителей.
120 арок, 136 м в длину и 109 м в ширину, грандиозное строение. И теперь это символ Арля.
Позже вместо гладиаторских боев здесь стали проводить корриды. Бескровные корриды распространились по Провансу и характерный магнитик или сувенир из Арля - изображение корриды.
Арль называют счастливым городом. Как у него началось благоденствие с приходом Юлия Цезаря, так оно и продолжалось. Император Константин Великий называл Арль второй столицей своей империи, малым галльским Римом. Жители Арля как-то спокойно и без сопротивления приняли христианство и продолжили богатеть.
Раз приняли христианство, то возвели базилику, было это в V веке, и посвящена она была Святому Стефану. В 1152 годy Рaмон дe Монтрeдон пepeнeс сюдa мощи святого Трофимa, и xрaм был пeрeимeновaн. А заодно и перестроен. Великолепная арка на входе в собор появилась именно тогда.
В Соборе Святого Трофима короновались лeгeндaрный импeрaтор Свящeнной Римской импeрии Фридриx Бaрбaроcca (его именем позднее Гитлер назовет план нападения Германии на СССР) и Кaрл IV (именем которого назван самый знаменитый мост в Праге).
Собор стоит на площади Республики. В центре ее возвышается Обелиск.
Прежде Обелиск возвышался посреди цирка. Но цирк давным-давно разрушился, а обелиск раскололся надвое и частично ушел под землю. Его нашли в 1389 году. В XVII веке построили мэрию и перед ней установили этот обелиск, соединив оба куска, в честь Короля-солнце Людoвикa XIV.
Вон та мэрия, за обелиском. А справа - прекрасный портал Собора Святого Трофима.
Когда устанавливали обелиск, обнаружили, что на месте пл. Республики были римские термы. А вообще с обелиском забавные метаморфозы происходили. Изначально, в чeсть Короля-Солнце обелиск был укрaшeн брoнзoвoй королевской симвoликoй. Во время Великой Французской революции декор заменили нa симвoлику революционную. Вообще-то во Франции была не одна, а целых 4 революции. После Великой Французской революции последовала Реставрация, потом июльская революция 1830 года. Декор опять поменяли. Потом была еще одна революция в 1848 году. Но декор менять каждый раз уже надоело. В 1866 гoду стaриннaя кoрoлeвскaя симвoликa былa вoсстaнoвлeнa. К eгo цoкoлю aрхитeктoр Жaк Пeйтрe пoдвeл вoду и Обелиск превратился в фонтан. Декор больше не меняли, несмотря даже на еще одну революцию, 1870 года.
Так вот, про мэрию. Ее пристроили между Домом Подеста (с натяжкой можно считать древней мэрией города) XIII века и Часовой башней в 1676 году.
В Доме Подеста и сейчас размещаются муниципальные службы. А Часовая башня, хоть и была построена на век раньше, стала частью мэрии.
Невозможно пройти мимо Puerta del antiguo Hotel de la Lauziere.
Да, это просто отель. Просто очень старый отель, построенный в начале XVII века с абсолютно фантастическим фасадом.
И еще одна тема Арля, Винсент Ван Гог.
Пробыл он здесь меньше года, и за это время создал более 200 работ.
Можно пройти его тропой, посмотреть его работы.
И сравнить, как эти места выглядят сегодня.
Мы многое не досмотрели в этом городе прекрасной Роны. Но было очень жарко, правда.