Король инструментов

Mar 02, 2017 20:08

Иногда на улице я встречаю спешащих на репетицию музыкантов. И, глядя на них, почему-то все время думаю: «А кому из них легче добираться до места репетиции и возвращаться обратно?» Дирижеру, да и парню с треугольником проще всего - положил в карман и поехал домой. Скрипачам уже сложнее - их инструменты немного больше. Смотря на того, кто играет на тубе, уже призадумаешься - что заставило его овладеть искусством игры на столь громоздком инструменте?!

Но среди всех инструментов есть и такой, который и домой-то не унесешь. Сегодня рассказ о короле всех инструментов - органе.



Светлановский зал Московского международного дома музыки. Здесь живет самый большой в России орган. Ту часть органа, которую мы видим из зала, весь этот узор из труб различного диаметра и длины, называют фасадом органа.

02. 

Орган - очень древний и, пожалуй, самый сложный из всех существующих в мире инструментов. Название этого инструмента происходит от древнегреческого слова organon - то есть, орудие или инструмент. Звучит орган при помощи труб с различным тембром, когда в эти трубы при помощи мехов нагнетается воздух.

03. 

То, что мы видим на фото - это лишь малая часть устройства органа. Все остальное скрыто от наших глаз. Даже представить страшно, что на самом деле высота этого органа составляет 14 метров (высота целой пятиэтажки), ширина 10 метров, глубина 3,6 метра, а вес порядка 30 тонн. Но и это еще не все. Есть служебное помещение, которое обеспечивает нагнетание воздуха во все, а их без малого 6000, трубы органа.

Понятно, что такой сложный инструмент просто по определению не может стоить дешево. Цена органа в Светлановском зале составила 2,5 миллиона евро (в ценах 2004 года, когда орган появился здесь), а победителем конкурса на создание этого органа стали фирмы «Klais» из Бонна и «Glatter Götz» с берегов Боденского озера.

04. 

У органа в Светлановском зале Московского международного дома музыки 4 ручных клавиатуры (4 мануала) по 61 клавише.

05. 

Есть педальная клавиатура на 32 клавиши.

06. 

А регистров аж 82 штуки. Без ассистента в деле игры на органе просто не обойтись. Это может быть человек, который будет переключать регистры. Но можно воспользоваться и программным помощником, который в нужный момент включит необходимый регистр.

Кстати, есть и электронный помощник, который помогает открывать клапаны труб органа, когда нажимаешь клавишу. Вы представьте, при таких огромных размерах органа, где клавиша, а где клапан! Какие усилия приходилось бы прилагать для игры. Но стоит отметить, есть и олдскульные органисты, которым чужды все эти новомодные электронные штучки. Во время игры нажимать на клавиши им приходится с огромным усилием.

07. 

Разобраться во всех тонкостях органного дела нам помогал главный смотритель органа Павел Николаевич Кравчун. Доцент кафедры акустики МГУ и человек, который знает об органах абсолютно все. Похоже, что он может просто сутками рассказывать об органах разные удивительные и интересные истории.

Павел Николаевич, спасибо Вам еще раз за эту интереснейшую экскурсию и увлекательные рассказы!

08. 

Орган и зал, в котором он установлен - единое целое. Необходимые акустические свойства зала помогают раскрыть весь спектр звучания и мощь органа. Не достаточно просто взять и построить орган в любом случайно помещении, надо продумать конфигурацию помещения, подобрать материалы внутренней отделки, а учитывая то, что нам теперь доступны электронные помощники, воспользоваться и ими. Тут есть и еще один нюанс. Представьте, как изменятся акустика в полном слушателей зале, по сравнению с пустым? В 2012 году решили и этот вопрос. Вы заметили, над сценой развешаны какие-то бочонки?

09. 

Реализация всех проектов на высочайшем уровне возможна благодаря особой электро-акустической системе коррекции звука Constellation, установленной в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Система, состоящая из множества небольших микрофонов и громкоговорителей, изменяет время реверберации, добавляет ранние и поздние отражения и смешивает их, таким образом меняя акустические параметры зала. Все это создает комфортную среду на сцене для музыкантов и позволят достичь натурального звучания для самых различных мероприятий - симфонических или органных концертов, джазовых вечеров, выступлений певцов, чтецов, исполнения этнической музыки, конференций и образовательных лекций. Многообразие жанров и разноплановость предлагаемого репертуара является отличительной чертой Дома музыки и подтверждает его статус российской концертной площадки мирового уровня.

10. 

А теперь проберемся за фасад органа в его внутренности. Сколько же здесь всего! Отделка труб на фасаде и внутри органа отличается: здесь они не такие блестящие и красивые - зрители их не видят. А сами трубы изготовлены из сплава свинца и олова - сплава настолько мягкого, что даже пальцем можно оставить вмятину на трубе.

11. 

Все кажется таким хрупким и сложным (так и есть на самом деле). Одно неловкое движение внутри органа и все! Катастрофа.

На фото: идущие от клавиш к клапанам труб деревянные тяги.

12. 

Я очень удивился, когда мне рассказали, что практически перед каждым выступлением орган настраивают по 3-4 часа! Процесс настройки заключается в небольшом изменении длины или диаметра части нужной трубы. Напоминаю, их тут 6000. Непростое это дело - настройка органа.

13. 

А вот этот закрученный участок трубы влияет на мягкость её звучания. Настраивают всего один раз, при установке органа.

14. 

В общем-то внутри органа я боялся ходить - не задеть бы чего ненароком :) Но все обошлось.

15. 

Спасибо Московскому международному дому музыки, rodham за организацию этой удивительной экскурсии и знакомству с тайнами самого большого в России органа.

16. 

Понравился рассказ? Жми на кнопку!


Добавь меня в друзья.

мои фото

Previous post Next post
Up