Эффект присутствия

Mar 08, 2016 14:29



Сейчас на «Пикабу» руководители делятся своим опытом найма сотрудников. Почти восьмимартовская тема, кстати, про цветочный магазин. Суть истории такова - некий господин напечатал кучу листовок и попытался нанять человека, чтобы пораздавать листовки прохожим. Оплату установил в 350 рублей в час, что для Москвы несколько выше среднего.

Как и следовало ожидать, первые два работника просто не явились на работу, а третий уверенно «раздал» все листовки в ближайшую мусорку. Листовки отчаявшемуся предпринимателю пришлось раздавать лично:

http://pikabu.ru/story/khotite_poteryat_doverie_k_lyudyam__vozmite_ikh_na_rabotu__4046910

Вторая аналогичная история, на этот раз не московская, а европейская. Искали сварщиков арматуры. Вообще, квалифицированные сварщики - это элита рабочего класса, однако в данном случае работа была простой, в помещении, особых навыков и талантов не требовала. Проблема с персоналом нарисовалась ровно такая же: длинная вереница лентяев и халтурщиков. В итоге руководитель вынужден был заключить с ПТУ договор на поставку студентов - заботливо отобранные училищем студенты работали хоть и не слишком умело, но по крайней мере энергично:

http://pikabu.ru/story/naym_na_rabotu_i_doverie_k_lyudyam_4047650

Похожей историей, пожалуй, может поделиться практически каждый бизнесмен. Нанимаешь на работу сотрудника, предлагаешь ему хорошие условия и зарплату выше среднего, а он... не работает. Или работает, но так плохо, что лучше бы уж не работал вовсе. Опаздывает, грубит клиентам, портит порученные ему задачи, ворует всё, что не приколочено намертво к бетонному полу.

Почему так происходит?

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения выполняющего примитивные задачи работника.

1. Чтобы приехать на работу вовремя, ему нужно проснуться по будильнику, привести себя в порядок, выйти из дома в холодную утреннюю темноту и удержаться от соблазна свернуть по дороге в какое-нибудь злачное место.

2. Дальше на работе сотруднику приходится выполнять совершенно не интересные ему задачи, не отвлекаясь на болтовню с коллегами, распитие чая, сидение в интернете и прочая и прочая. Работать нужно быстро и энергично, причём не 15 минут, а полноценные восемь часов.

3. Работу нужно выполнять хоть сколько-нибудь качественно, не допускать откровенного брака, беречь выданный инструмент и вовремя исправлять допущенные ошибки.

4. Наконец, нужно сдерживаться от желания похитить с работы что-нибудь плохо лежащее.

Что же получает работник в качестве оплаты за свои трудовые подвиги?

Зарплату. Которую - сюрприз - работнику вполне могут и не выдать, как не выдавали ему ранее зарплату в других местах, где наш работник опаздывал, халтурил и воровал.

Лирическое отступление. Опыт денежных конфликтов с работодателями есть практически у всех. Кому-то ещё в глубоком детстве мама пообещала велосипед за пятёрку в четверти и обманула, кого-то в студенчестве надули с деньгами после месяца работы на стройке.

Лично мне, если только меня не подводит за давностью лет моя память, в 4 классе школы должны были выдать какие-то трудовые копейки за обработанные напильником на уроках труда детали - и, к моему сильному пионерскому разочарованию - не выдали.

Таким образом практически каждый работник держит в уме тот факт, что обещанных денег в день зарплаты он вполне может и не получить. При этом чем ниже в воображаемой карьерной табели о рангах стоит работа, тем богаче у соискателей негативный опыт конфликтов с работодателем, и тем короче у них горизонт планирования.

Главный инженер крупного предприятия всерьёз воспримет договорённость о премии, которую ему выдадут через три года, после успешного завершения крупного проекта. Уличному мойщику машин деньги нужны сразу после мойки - даже обещание заплатить завтра он расценит как попытку его обмануть.

Итак, если наш работник будет как штык приходить на работу и добросовестно делать там то, что требует от него начальство, он, может быть, получит в конце расчётного периода некие небольшие деньги.

Почему небольшие? Я уже объяснил выше: если вы пообещаете работнику зарплату выше среднего, он будет думать, что здесь какой-то обман, и в его мозгу размер оплаты пропорционально уменьшится на долю риска. Процитирую классику жанра из истории с цветочным магазином, на которую я сослался выше:

Пятница, приближается время выхода на работу этой девушки. Она пишет Вконтакте, что опаздывает и поэтому не приедет. Я удивился, но прикинул, что сегодня мы обойдёмся и так, пусть лучше выйдет завтра. Договорились на субботу, чтобы к 11 часам она вышла на работу. Девушка клятвенно обещала быть и ответственно отработать.

Суббота - 10 часов, звоню ей спросить, собирается ли она. Она отвечает, что будет вовремя, и что мне не о чем беспокоится. На часах 11 - её нет. Жду ещё 15 минут, начинаю названивать - не берет трубку. Стало ясно, что она скорее всего не объявится.

Девушка меня игнорировала до двух часов дня, а потом ответила со словами, что работа у меня подозрительная, слишком уж много плачу: не бывает такого, наверняка это какой-то обман. К слову, девушка себя вообще виноватой не чувствовала: подумаешь, не вышла, сами виноваты.

Повторюсь, если даже вы ставите сотрудникам зарплату выше рынка, ожидаемый эффект от «переплаты» будет выражен далеко не так ярко, как представляется начинающим бизнесменам. Часть сотрудников воспримет вашу щедрость как должное - дескать, маловато, конечно, но за неимением лучшего сойдёт. Другая часть сотрудников включит логику «работа подозрительная, слишком уж много платите».

Реакция «о, здесь так хорошо платят, выложусь-ка я по полной, чтобы оправдать эти деньги» встречается редко: хотя, конечно, каждый первый и убеждён, что если бы ему платили вдвое больше, он бы работал вдвое лучше.

Итак, мы с вами обсудили вознаграждение, которое получает от вас работник за свою работу. Большая часть работников посчитает его небольшим.

Чем же рискуют ваши работники в случае плохого выполнения работы?

Да, собственно, ничем. Если у работника с вами деловые отношения не сложатся, он, с одной стороны, не получит от вас денег, но, с другой стороны, не потратит на вас свои драгоценные силы.

А так как сейчас не девяностые годы, и безработицы в России практически нет, и так как заботливых кормящих родственников никто не отменял, перспектива голодать из-за отсутствия денег перед среднестатистическим раздолбаем не стоит. Аналогичная ситуация и в Европе - даже, пожалуй, ещё более благоприятная для лентяев. В Европе вполне можно жить на пособие: пусть довольно скромно, но зато совершенно не напрягаясь.

Идём дальше. Какие силы могут заставить нашего раздолбая удержаться от воровства и обмана? Совесть?

Маловероятно. Во-первых, раздача листовок - это изначально сомнительная с точки зрения закона затея. Листовки покрывают улицы города слоем отвратительного мусора, налогов с зарплаты раздающих листовки деятелей не платится, про Трудовой кодекс никто даже не вспоминает. Несколько наивно было бы ждать кристальной честности от тех, кто добровольно вписывается в эту авантюру.

Во-вторых, и это более важно, чем во-первых, жулик всегда найдёт себе оправдание: начиная от «да я всего разок» и заканчивая универсальным «а чего он хотел за эти копейки».

Само собой, есть порядочные люди, которые не будут воровать и халтурить ни при каких обстоятельствах. Однако эти люди обычно всё же идут на более высокооплачиваемые рабочие места - и там руководство за этих людей держится (если только те не обладают какими-нибудь дефектами характера типа привычки скандалить со всеми подряд).

Как видите, картина вырисовывается довольно грустная. У бизнесмена нет ни кнута, ни пряника, чтобы побудить низкооплачиваемых сотрудников работать подобно надёжным японским роботам.

Что же делать в такой ситуации?

Есть три варианта решения проблемы.

Вариант первый - переложить эту головную боль на кого-нибудь другого. Поручить, например, работу по раздаче листовок какой-нибудь конторе, которая сама всё организует за вас.

Разумеется, волшебной сказки не получится и в этом случае, своих коллег бизнесменов тоже придётся контролировать и наказывать при случае рублём. Однако сил и нервов вы потратите на это гораздо меньше, нежели на прямое руководство конечным контингентом.

Вариант второй - терпеливо перебирать кадры в поисках порядочных и ответственных людей. Таковых согласно народной статистике около 5%, следовательно, на периоде в несколько лет вполне реально сколотить коллектив из надёжных соратников, к которым не страшно будет повернуться спиной. Конечно, в нынешних быстрых ритмах за несколько лет может поменяться очень многое... но если у вас небольшая организация, и вам в штат нужно всего несколько человек, вариант вполне рабочий.

Вариант третий - воспользоваться эффектом личного присутствия. Если вы лично будете сидеть в офисе с 9 утра до 6 вечера, если вы будете постоянно контролировать подчинённых, если вы будете немедленно указывать им на все допущенные ими отклонения от заданных вами стандартов качества, то под вашим началом смогут работать даже совершенно беспомощные в условиях свободного плавания лентяи.

Что важно, вам даже не потребуется каких-то особых управленческих талантов - вполне достаточно будет искренне и активно болеть за ваше дело. Главное тут - неусыпность контроля. Так, например, если ваш подчинённый должен за день склеить тысячу коробочек, недостаточно будет подходить к нему раз в два часа со словами «ну-ну, работай». Нужно будет вечером лично убедиться, что норма выполнена, и что коробочки поклеены качественно.

В противном случае через какое-то время вы обнаружите, что коробочек склеено втрое меньше, чем предполагалось, а на вашу тщательно разработанную систему бонусов-шмонусов, которая в теории должна была бы стимулировать клейщиков деньгами, нерадивый работник плевать хотел с высокой колокольни.

Как говорят китайцы, «соус скрывает тысячу грехов». Так и личное присутствие руководителя позволяет даже последнему лентяю выполнять норму - ибо выкидывать пачку листовок в урну в тот момент, когда на тебя смотрит стоящий в автомобиле директора видеорегистратор, уже как-то неловко.

Вместо подведения итога расскажу историю из жизни. У одного нашего клиента была сеть точек в разных торговых центрах города: что-то около тридцати маленьких магазинчиков. Продавщицы, само собой, не только массово и ежедневно опаздывали на работу, но и норовили пораньше слинять домой.

Через какое-то время раздосадованный нерадивостью персонала клиент организовал ежедневный обзвон: каждое утро он лично обзванивал каждую продавщицу и уточнял, на месте ли уже она. Это было довольно утомительно и, на мой взгляд, всё ещё не слишком эффективно.

Тогда клиент сделал ход конём - установил по видеокамере в каждом магазинчике. И, о чудо, продажи немедленно пошли вверх. Халтурить и прогуливать в условиях, когда спину тебе постоянно буравит суровый директорский взгляд, стало гораздо сложнее.

Обращаю особое внимание: продавщицы получали некий процент от продаж и, казалось бы, были сами заинтересованы в том, чтобы работать хорошо. Но, разумеется, уютная утренняя подушка неизменно оказывалась сильнее, нежели какие-то мутные проценты.

PS. Это двенадцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Размышления о ведении бизнеса в России

Previous post Next post
Up