Коллеги, напомните мне, пожалуйста, почему мы с вами так ненавидим российский автопром?
«Ростех» и Pirelli только что запустили на Воронежском шинном заводе линию по производству автомобильных шин. В проект уже вложено 2 миллиарда рублей, а к 2015 году вложат ещё 2 миллиарда. Завод в процессе будет полностью переоснащён и уже в марте - через месяц - начнётся выпуск дорогих моделей шин Pirelli. Весь персонал при этом будет переобучен: некоторые специалисты будут проходить стажировку на заводах в Италии, остальных обучат на месте.
И это не какой-нибудь там скромный «разведочный» заводик на 10 шин в неделю. Общая мощность двух купленных итальянцами заводов - Кировского шинного и Воронежского шинного - составит 10,5 миллионов покрышек в год. Одну шестую от того, что Pirelli выпускает сейчас на всех своих 22 заводах в 16 странах мира.
Мне часто пафосно заявляют, будто приватизация - это распродажа родины.
Хорошо, давайте посмотрим на конкретном примере. Воронежский шинный завод. Массово задерживал зарплату, отправлял сотрудников в длительные неоплачиваемые отпуска, докатился даже до выдачи зарплаты шинами (!). Ещё в 2008 году завод стоял, а сидящим по домам работникам платили 2/3 зарплаты, чтобы они не разбежались раньше смерти предприятия. Аналогичные проблемы были и у Кировского шинного завода. К 2009 году существующий с 1942 года завод докатился до банкротства и на нём было введено внешнее управление. В 2011 году средняя зарплата на гибнущем заводе составляла 10-11 тысяч рублей:
http://www.ikirov.ru/news/kirov-news-nws-chto-svyazhet-kirovskiy-shinnik-s-ital-yanskim-pirelli.html Что изменилось с приходом оккупантов итальянцев?
На завод завезли новое оборудование, итальянцы начали большую программу по переобучению персонала. Некоторых обучали прямо на месте, некоторые летали учиться в Италию. С долгами завода разобрались, средняя зарплата уже выросла вдвое и будет расти дальше:
http://www.navigator-kirov.ru/local_news/4361.html При этом заводы хоть и будут принадлежать итальянцам, всё равно останется физически на нашей территории. Вместе с квалифицированной рабочей силой и успешно освоенными итальянскими технологиями. Они будут работать в России и платить налоги в России. Как, расскажите, в этой ситуации может произойти «распродажа родины»? Итальянцы перевезут на дирижаблях в Италию заводские корпуса? Смешно.
В Европу мы если что и повезём, так это покрышки, значительную часть которых Pirelli собирается именно экспортировать:
http://pirelli.colesa.ru/news/16531.html При этом вложенные итальянцами в покупку заводов 222 миллиона евро не позволяют усомниться в том, что они свои планы воспринимают более чем серьёзно. А так как шины в принципе невозможно делать при помощи «отвёрточной сборки», получившийся продукт будет полностью российским.
Так вот, коллеги. Почему мы так не любим наш автопром?
Он развивается бешеными темпами, в 2012 году продались рекордные 2,9 миллиона автомобилей. Постоянно открываются новые заводы и модернизируются старые.
Приведённые Ростехом французы, например, всерьёз взялись за обновление АвтоВАЗа. Например, прямо сейчас АвтоВАЗ начинает серийное производство Nissan Almera.
Спасибо Путину, в отличие от многих других «цивилизованных» стран у нас развивается не только сборка самих автомобилей, но и производство запчастей к ним. Концерн Volkswagen, например, уже довёл процент локализации на своём заводе в Калуге до 50 % и строит сейчас в той же Калуге завод по производству двигателей.
Петербургские автозаводы (Toyota, Ford, Hyundai и так далее) выпустили в 2012 году почти 400 тысяч автомобилей и собираются увеличить в 2013 году производство ещё на 5%.
Короче, на мой взгляд, дела обстоят весьма и весьма неплохо. Однако я регулярно встречаю от достаточно адекватных в реальной жизни людей безапелляционные суждения типа «наши автомобили - это позор».
Когда же я прошу как-то обосновать свою точку зрения, мне обычно или заявляют, что российским может считаться только спроектированный российскими инженерами с нуля автомобиль, или же говорят, что раз я считаю ладу приору нормальной машиной, значит, я обязан немедленно пойти и её купить…
Нет, я в чём-то понимаю арабских шейхов, которые покупают себе «для коллекции» каждый автомобиль, на который упадёт их взгляд. Наверное, если бы у меня были лишние несколько десятков миллионов долларов, я бы и в самом деле мог купить себе все машины, которые я считаю в принципе достойными покупки.
Однако ведь ненавидящие российский автопром люди ещё и требуют, чтобы я на них всех одновременно начал ездить!
Ладно, если серьёзно, какие сейчас - в 2012 году - у нас остались причины с презрением относиться к российскому автопрому?
Наш автопром выпустил в 2012 году два миллиона автомобилей. Это не только наш рекорд, это ещё и достойное четвёртое место в Европе. При этом, в отличие от европейских заводов, наши не испытывают финансовых трудностей и собираются в 2013 году только наращивать мощности.
Нет, конечно, можно сказать, что это всё ерунда, а не достижения. Подумаешь, почти удвоили объёмы выпуска с 2000 года, ничего тут такого нет…
Но даже если встать на точку зрения завистливого иностранца, которого только злят любые наши достижения, какие у нас сегодня остались разумные причины петросянить про «вёдра с гайками»?
Назовите, пожалуйста, хотя бы одну.
Update. Комментарии на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1001924-echo/#comments