Русский патриот должен кушать морковку и репу, ходить в лаптях/кирзачах и слушать исключительно русских певцов. При этом Пугачёву слушать можно - белорусские корни это ещё куда ни шло. А вот Киркорова, Долину, Ротару и Кобзона слушать нельзя ни в коем случае - пусть они и поют на русском, но кровь у них недостаточно чиста…
Скажете, нет, это чушь? Что советские времена кончились, и что патриоту России можно слушать хоть Beatles, хоть Modern Talking?
Соглашусь. Тем не менее, стоит мне очередной раз написать, что я люблю Россию, мне тут же задают нелепый вопрос - почему же, Фриц, ты не ездишь тогда на русском автомобиле?
Отвечу. Ездил бы с радостью. Но… у меня уже есть один автомобиль. И я не мусульманин, чтобы покупать себе четыре машины: одной мне более чем достаточно. Особенно если учесть, что за проведённые вместе годы я уже успел с ней глубоко сродниться.
Тем не менее, наши машины мне нравятся. Возможно, именно потому, что у меня уже давно хватает денег на новые иномарки. К автовазофобам я отношусь со снисходительной жалостью. Примерно с такой жалостью старые петербуржцы относятся к выходцам из крестьянской среды, которые натужно рассказывают несмешные анекдоты о колхозниках - лишь бы показать, как высоко им удалось теперь подняться над «быдлом».
Как вы, наверное, знаете, мой рост - два метра ровно. Из-за этого мне уютно в салоне далеко не каждого автомобиля: места для ног и головы зачастую не хватает. Так вот: одной из самых просторных машин, в которых я сидел, была… «Лада-Калина». Разумеется, я говорю только о переднем сиденьи - сзади там, подозреваю, тесновато.
Но всё равно - несмотря на этот важнейший плюс «Лады-Калины» в беседах мне регулярно начинают рассказывать, какая «Калина», оказывается, маленькая и неудобная внутри… Почему? Да потому что врать об АвтоВАЗ’е сейчас модно. Это одна из стандартных тем для беседы нездоровых людей.
- У меня «Лансер». Хорошая машина. Не то что эти поганые «жигули». «Жигули» ломаются каждые три дня, а мой «Лансер» не ломается вообще.
- Погоди, но у тебя месяц назад в вариаторе цепь разлетелась?
- Ну, один раз…
- А недавно ещё ты с датчиком воздуха жаловался, что по гарантии делать не хотят?
- Ну…
- А у меня «десятка» три года уже, была одна мелкая поломка, починили по гарантии.
- Так, иди отсюда, достал уже со своей «десяткой». Ты же знаешь, что тебе просто повезло, а все остальные владельцы «жигулей» из под них не вылезают!
Ладно, к чему я всё это веду. Несмотря на все старания русофобов, которые пересказывают друг другу в курилках бородатые автостаршилки родом ещё из СССР, наш автопром развивается довольно бодрыми темпами. Вчера АвтоВАЗ официально начал серийный выпуск новой модели - Lada Granta:
http://ria.ru/economy/20111129/501312896.html Кстати, какое-то время назад был конкурс на лучшее название для этой машины. Я прислал на завод вариант Lada Bugurt, но выбрали, к сожалению, не его… Однако сроки разработки всё равно впечатляют: первый эскиз Lada Granta был изготовлен в марте 2009-го года. Сейчас - через два года - первый автомобиль уже сошёл с конвейера:
http://www.ladagranta.net/lada-granta/test-drive/188-test-drayv-lada-granta-v-sochi-po-versii-motorru.html Для нашего автопрома это нереально короткий срок. Можно констатировать факт - АвтоВАЗ перешёл на следующую ступень развития.
При этом Lada Granta будет бить по цене ближайших конкурентов. Deawoo Nexia и Zaz Chance стоят 250+ тысяч рублей. Выбор расчётливого жмота - Renault Logan - обойдётся уже в 330 тысяч. А Lada Granta в комплектации «стандарт» будет стоить всего лишь 230 тысяч рублей.
Если мы при этом вспомним, что Nexia - это подкрашенный Opel Kadett 1984-го года, ZAZ Chance - это Daewoo Lanos (1997-й года), становится совсем хорошо. Ведь Lada Granta - полностью новая разработка, а не перепев какого-нибудь морально устаревшего автомобиля.
Я ни разу не удивлён тому факту, что очередь за Lada Granta растянулась до мая месяца, и что спекулянты уже начали торговать местами в этой очереди:
http://www.protaksi.ru/articles/808/spekuljanty_prodayut_ochered_na_lada_granta.html Короче, АвтоВАЗ меня приятно удивил.
В принципе, я и раньше знал, что российский автопром развивается хорошими темпами. В конце концов, я живу в Санкт-Петербурге, который сейчас отличается от американского Детройта времён его расцвета разве что малым количеством негров - автомобильных заводов у нас уже не меньше. Не откажу себе в удовольствии привести список автомобильных заводов в современной России. Если я что-нибудь упустил, пожалуйста, добавьте в комментариях.
Автомобильные заводы России
Санкт-Петербург
Toyota
General Motors (Chevrolet, Opel)
Nissan
Hyundai (Kia)
Scania
Ford (город Всеволожск, Ленинградская область)
Калуга
Volkswagen
Skoda
Peugeot - Citroen - Mitsubishi
Volvo
Москва
ЗиЛ
Renault
ЛиАЗ (город Ликино-Дулево, Московская область)
ГолАЗ (Одинцовский район Московской области)
СеАЗ (город Серпухов, Московская область)
Marussia Motors
Машиностроительный завод "Тонар" (Орехово-Зуевский район, Московская область)
Калининград
BMW
Chery
Тольятти
АвтоВАЗ
ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ»
Нижний Новгород
ГАЗ
Набережные Челны
КАМАЗ
Соллерс
Ижевск
ИЖ
Ульяновск
УАЗ
Таганрог
ТагАЗ
Черкесск
DERWAYS
Елабуга
Соллерс
Впрочем, несмотря на все эти заводы, сейчас я вижу, что АвтоВАЗ не будет тихо сдуваться, отдавая свою долю выпускаемым в России «иномаркам», а, наоборот, ещё даст им фору в борьбе за денежки россиян.
За последние десять лет АвтоВАЗ тихо и незаметно превратился в совершенно другое предприятие. Сейчас россиянам доступны любые машины: однако 500 тысяч жителей России выбрали в прошлом году именно "лады" и "жигули".
Lada Granta очень сильно отличается от "пацанских" девяносто девятых, которые были тогда самым шиком. Lada Granta уже является абсолютно современной машиной, способной на равных конкурировать с изделиями западных автомонстров.
Конечно, Lada Granta находится в нижнем ценовом сегменте: противопоставить иномаркам стоимостью хотя бы в 20 тысяч долларов АвтоВАЗу абсолютно нечего. Там у нас пока провал.
Однако путь в тысячу ли начинается с первого шага. Дойдем постепенно и до дорогих моделей.
Сейчас АвтоВАЗ подводит качество. То фара криво светит, то дверь плохо закрывается, то пластик скрипит... Но технических проблем, особенно серьезных, с каждым годом становится все меньше.
Когда я сейчас разговариваю со счастливыми владельцами новых двенадцатых и приор, о поломках они практически не рассказывают. Точнее, разная мелочевка иногда досаждает, но такое, чтобы надо было вызывать эвакуатор или тащить машину на веревке, случается не чаще, чем у иномарок.
Ладно, хватит, пожалуй, только об АвтоВАЗе. Всего в нашей автомобильной индустрии работает 750 тысяч человек. 300 тысяч работают на автомобильных заводах, ещё 450 тысяч выпускают запчасти и разную спецтехнику. При этом не учитываются работники, выпускающие материалы для автомобилей - типа той же стали - и не учитываются люди, занятые в торговле и сервисе. Если всё это подсчитать, то выяснится, что прямо или косвенно с нашим автопромом связано около 10% трудоспособного населения России:
http://www.ogoniok.ru/archive/2003/4823/44-24-27/ Это огромная цифра. При этом есть все основания полагать, что она вырастет ещё сильнее: ведь российский автомобильный рынок продолжает расти. Мы уже почти догнали немцев. Французский автоконцерт Renault ожидает, что в тревожном 2012-м году наш авторынок вырастет примерно на одну десятую - тогда как в текущем, 2011-м году, он уже вырос на 40%:
http://www.rosbalt.ru/business/2011/11/29/917920.html Кстати, в прошлом году нашему авторынку предсказывали всего лишь двадцатипроцентный рост:
http://www.rbcdaily.ru/2010/12/16/industry/562949979423356 Возможно, рост таким бы и был, но отлично сработала программа утилизации старых автомобилей - ей воспользовалось примерно 600 тысяч человек:
http://www.newsru.com/finance/23jun2011/avtoutil.html Глядя на эти цифры зарубежные производители продолжают строить в России завод за заводом. Лично на меня огромное впечатление произвело решение Соллерс начать с 2012-го года во Владивостоке выпуск внедорожников Land Cruiser:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Соллерс_(компания)
Кроме того, сильно порадовала Mazda, которая решилать построить в Приморском крае завод за 80 миллионов долларов, чтобы собирать там от 25 до 50 тысяч автомобилей в год:
http://www.autoweek.com.ua/news/2011/06/23/131039.html На Дальнем Востоке считается, что праворульные японки становятся с годами только лучше, как хорошее вино. Поэтому японские производители, которые решились производить на Дальнем Востоке не подержанные, а новые автомобили - это знак. Знак конца эпохи подержанных иномарок. Судя по всему, Россия скоро уступит титул европейской автопомойки какой-нибудь другой стране.
Нет, поймите меня правильно - я ничего не имею против подержанных автомобилей. Моя машина тоже досталась мне не девочкой: до меня на ней рассекал по штату Огайо какой-то негр. Но всё же я считаю наличие собственных автомобильных заводов одним из важнейших признаков развитой экономики двадцать первого века.
Конечно, западные производители предпочли бы поставлять в Россию уже готовые автомобили или, как вариант, собирать их в России по самому минимуму, но Путин диктует иностранцам довольно жёсткие условия.
По новым условиям иностранцы, желающие открыть свой завод в России, обязаны производить минимум 300 или 350 тысяч машин в год. Кроме того, на 30% собираемых автомобилей должны ставиться российские же двигатели.
Если я ничего не упустил, то сейчас под этими условиями подписались уже шесть корпораций: Volkswagen, General Motors, Mercedes, Ford, Fiat и альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
Получается, что только эта шестёрка будет производить в России по два миллиона автомобилей ежегодно:
http://finamauto.ru/novosti/270411/putin-investicii-v-promsborku-sostavyat-7-mlrd-dollarov Уступчивость иностранцев понятна. Комфортные условия для работы в России у них сейчас есть, а время упускать никак нельзя: особенно если учесть, что с каждым годом россияне всё сильнее и сильнее налегают не на «жигули», а именно на иномарки российского производства:
http://ria.ru/infografika/20110124/325553509.html Напомню, что средняя зарплата в России сейчас - 25 тысяч рублей. Это значит, что у нас хватает как людей с зарплатой в 12 тысяч, так и людей с зарплатой в 50 тысяч. Таким образом в традиционный лимит «10 месячных зарплат» укладывается большая часть выпускаемых в России «иномарок».
Кстати, автомобили в России будут не только новее и дороже. Их ещё будет и больше. В планах правительства повысить к 2020-му году количество автомобилей с нынешних 250 до почти четырехсот:
http://v2009.minprom.gov.ru/activity/auto/news/201 При этом значительно вырастет доля ВВП, занимаемая автопромом - до двух с половиной процентов. Это очень значительная цифра, особенно если не забывать, что за следующие девять лет - если не случится какого-нибудь форс-мажора - значительно вырастет и сам ВВП.
Короче, наш автопром меня последнее время очень радует.
И, наконец, последнее. Последнее по порядку, но не по значению. На Ленте.Ру вышла хорошая статья про нашего гонщика Формулы 1 - Виталия Петрова. Процитирую кусочек, с которым я полностью согласен:
http://lenta.ru/columns/2011/11/29/vyborgrocket/ «То, что внутри - собственно гоночные успехи Виталия Петрова - заставили меня изменить свое мнение о нем. Первые очки он набрал уже в четвертой гонке в карьере, хотя в дебютном сезоне у него их было намного меньше, чем аварий и гонок вне очковой зоны. И все же это он, а не Кубица или кто-то другой лишил Фернандо Алонсо в том году чемпионского титула. Причем сделал это красиво и изящно, чем вызвал гнев всех без исключения болельщиков Фернандо.
А когда в первой же гонке 2011 года Петров финишировал на подиуме - это было что-то! Парень, никогда не занимавшийся картингом, умудрился обставить практически всех остальных пилотов Формулы-1, среди которых, между прочим, были три чемпиона мира и восемь победителей Гран-при. Больше того, по ходу сезона Петров чуть ли не в каждой гонке боролся с Шумахером, неоднократно заставляя того ошибаться. Да, концовка сезона получилась у Петрова не столь удачной - но ведь смог же он отстоять свою 10-ю позицию в общем зачете».
Наш пилот, который достойно выступает в Формуле-1 - это очень правильно. Когда Путин решил финансовые проблемы Виталия Петрова, мешавшие гонщику выступать за Рено, это был не просто красивый жест. Это был шаг, важность которого сложно переоценить.
Я всегда верил, что россияне - не жрущие комбикорм из фастфуда скоты, для которых имеют значение только деньги и вещи-которые-можно-купить-за-деньги. Заводы - заводами, производство - производством, но всё же упор сейчас надо делать на нематериальные достижения. Главная проблема современной России не в гаражах, а в головах.