Click to view
Вчера показал знакомому дальнобойщику историю с гаишниками-убийцами на трассе Е-95 (
ссылка). Михаил, в свою очередь, порадовал меня свежим взглядом на российские беды. По его мнению, в большей части проблем на дорогах виноваты водители… с советским стажем. Или, как он их презрительно называл, «совки». Забавный факт: самому Михаилу скоро шестьдесят, но себя он «совком» не считает. Как объясняет Михаил, дело тут не в физическом возрасте, а в состоянии души.
Был такой раньше анекдот. На перекрёстке сталкиваются «Волга» и «Запорожец». Из «Волги» выходит архетипичный грузин в кепке, обходит вокруг машины, вздыхает. Из «Запорожца» вылезает пенсионер, одной рукой держится за сердце, второй выдирает из головы остатки волос.
- Как же так! Что же делать теперь? Я на эту машину двадцать лет деньги копил!
Грузин в ужасе смотрит на пенсионера:
- Вах! Зачем такой дарагой машина покупал?!
Этот анекдот, в общем, довольно точно отражает советскую действительность. Жили тогда, мягко говоря, бедно. Идея копить двадцать лет на автомобиль казалась советским гражданам абсолютно нормальной - тогда, собственно, даже обычное мясо в магазинах не всегда продавалось. Автомобиль же и вовсе был далеко не в каждой семье, и на владельцев жигулей/москвичей пешеходы оглядывались с плохо скрываемой завистью.
По мнению Михаила, пережитая в советские годы нищета не могла не отразиться на менталитете водителей. Поэтому 90% тех, кто получал права ещё в СССР, можно опознать по следующим признакам:
1. Совок считает, что автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Поэтому он скорее удавится, чем будет закрашивать царапину или ещё как-нибудь наводить красоту. Мысль о том, что автомобиль может быть чем-то большим, чем просто кусок железа, в голову совку не приходит.
2. Совок едет по правилам, и если совок мешает другим водителям… это их проблемы.
3. Совок измеряет водительское мастерство в годах стажа и считает, что только в СССР и учили нормально водить. Правила совок при этом знает весьма смутно, так как с советских времён ни разу их не перечитывал. Что же касается умения водить… достаточно упомянуть, что подавляющее большинство совков даже не умеет правильно держать руль.
4. Совок всегда выбирает тот ряд, который ему нравится, и едет с той скоростью, с которой может ехать его колымага. Торопишься? Перепрыгни.
5. Во время движения совок непрерывно поносит матерными словами всех остальных участников движения, «насосавших» на автомобили и «купивших» права. Примерно как на клипрелейтед.
6. Метод перестроения «через одного» совку незнаком. Совок пытается никого не пропускать перед собой. И наоборот - совку, как правило, требуется время, чтобы понять, что его пропускают.
7. Совок уверен, что все владельцы дорогих автомобилей являются хамами и быдлом.
8. В случае опасности ДТП совок давит не на педаль тормоза, а на гудок. После чего искренне удивляется, почему же ему хотят набить лицо.
9. Совку доставляет удовольствие выискивать места с запутанным разъездом и гудеть водителям, которые не разобрались в схеме движения.
10. Совок не стесняется ни заискивать перед инспектором ГИБДД, ни нагло врать ему в лицо, называя чёрное белым.
11. По сторонам, назад и далеко вперёд совок не смотрит. Его взгляд намертво прикован к бамперу едущего перед ним автомобиля.
12. Если можно ехать вперёд - совок будет ехать вперёд. Даже если он видит, что за перекрёстком пробка, и что сейчас он тушей своего автомобиля этот перекрёсток закупорит.
Подводя итог, Михаил пояснил, что во времена СССР дорожного движения, де факто, не было. Из-за этого в условиях более богатой России, где автомобиль может себе позволить каждый, у «совков» сформировался защитный принцип: «я - д’Артаньян, и вокруг меня враги». Совок даже не пытается действовать в команде - он едет по правилам семьдесят бородатого года и класть хочет с прибором на все остальные автомобили.
Особенно же печальным Михаил считает то обстоятельство, что очень много «совков» среди водителей дорогих членовозов с блатными номерами. Люди, которые возят чиновников, застряли настолько далеко в прошлом, что выглядят сейчас лесными немытыми дикарями, по недоразумению приглашёнными на аристократический ужин благородных английских семейств.
Хочу отметить, что я согласен далеко не со всеми построениями Михаила. Я знаком с несколькими людьми, получившими права при советской власти, и, в общем, особых претензий к их стилю вождения не имею.
Однако, увы, мой личный опыт подтверждает, как минимум, признак номер 6. Люди в возрасте и в самом деле часто не понимают, что на дороге можно действовать сообща.