Жизненная стратегия

May 16, 2017 13:39



Компьютерные игры полезнее книжек и фильмов. Вот, например, «Панч Клаб» от петербургской студии «Игры Ленивого Медведя». Игрушка примитивная, медленная, глючная, с устаревшей на 25 лет графикой... но весьма захватывающая.

Пальцы не поворачиваются назвать игру «инди», никаких причудливых головоломок в игре нет. Это скорее новое ретро: если бы мне сказали, что игра разработана в 1992 году, я бы особо не удивился. В начале девяностых лучшие игры крупных студий были как раз примерно такими.

Кстати, простота игры ещё раз доказывает, что маленькие команды могут задать пороху монстрам с миллиардными бюджетами: качественный геймплей заставляет игрока забыть и о графике, и о «гигантском открытом мире» и обо всех остальных строчках из рекламных плакатов.

Суть игры довольно традиционна. Молодой боец должен участвовать в подпольных драках, чтобы отомстить за погибшего отца. Если вы смотрели в видеосалонах фильмы времён перестройки, вы уже всё поняли - тренировки, бои, друг, за которого тоже надо отомстить... крепкая классика жанра.

Разумеется, «Панч Клаб» не стоило бы и обсуждать, если бы он был обычным файтингом навроде «Каратеки» или первого «Мортал Комбата». Главное достоинство игры заключается как раз в том, что мы выступаем в роли тренера главного героя. Указываем ему, на каких тренажёрах заниматься, какие приёмы оттачивать, и в какой последовательности строить бойцовскую карьеру.

Так, например, можно выбрать ветку силы: тогда боец к концу игры будет бить не очень точно, но очень сильно. А можно выбрать ветку ловкости - она позволит бойцу умело уклоняться от вражеских атак и опасно контратаковать. Есть также ветка выносливости и огромное количество приёмов/ударов/перков внутри этих веток, как в полноценном RPG.

Чтобы закончить описание игры, добавлю, что авторы нашпиговали её огромным количеством отсылок к известным играм и фильмам. Там есть буквально все - от Джея и Молчаливого Боба до черепашек-ниндзя.

Теперь объясню, почему компьютерные игры полезнее, чем фильмы и книги.

Фильмы и книги рассказывают нам истории - иногда близкие к реальности, иногда далёкие от неё, но всегда чужие. Эти истории откладывают в головах зрителей только яркие цитаты навроде «Мне нужны твоя одежда и мотоцикл». В реальной жизни подражать Рэмбо или Терминатору бессмысленно: максимум, что они могут - это побудить школьника записаться в какую-нибудь спортивную секцию.

С хорошими компьютерными играми типа «Панч Клаба» можно добиться куда как большего. Игры позволяют школьнику прочувствовать причинно-следственную связь между работой и наградой, научиться строить жизненные планы.

Игрок волей-неволей разрабатывает стратегию собственного развития: тренируем силу, устраиваемся параллельно на работу в пиццерию, участвуем в боях любительской лиги, потом оплачиваем индивидуальные тренировки с мастером... Вместо традиционных для книг и фильмов подвигов, позволяющих героям звероподобным усилием достичь почти недостижимой цели, игры диктуют куда как более разумную технику построения карьеры. Игрок медленно и спокойно работает над собой, побеждая по мере роста результатов всё более и более сильных противников.

В реальной жизни, к сожалению, очень многим не хватает вот этой спокойной планомерности. Выходя во взрослую жизнь молодёжь вначале пытается прыгнуть выше головы, чтобы получить всё и сразу, а потом, набив шишек, отчаивается и учится довольствоваться малым.

Я видел много выпускников вузов, которым вначале нужна была исключительно работа начальника с зарплатой в 100 тысяч рублей, и которые потом хоронили себя на какой-нибудь тупиковой должности помощника младшего менеджера, даже не пытаясь продвинуться немного дальше. В компьютерных играх такие тупики невозможны - хорошие игры устроены таким образом, что у игроков нет других вариантов, кроме как постепенно поднимать свой уровень всё выше и выше.

Пожалуй, можно было бы даже порадоваться за современную молодёжь, если бы не одно «но». Как и в случае с более традиционными книгами, игры бывают хорошими и плохими: есть аналоги одноразовых дамских романов в мягкой обложке, а есть аналоги Эрнеста Хемингуэя и Харпер Ли. Большая часть родителей в играх не разбирается - поэтому их дети обычно играют в игровую жвачку, которая не учит ничему полезному, но просто убивает бесценное время.

PS. Мне периодически задают вопрос - а почему ты ничего не пишешь про вот такую-то замечательную игру. Отвечаю: если вы присылаете мне ссылку на игру, в этой игре почти наверняка есть какая-то искра. Опыт показывает, что у моих читателей хороший вкус. Однако я принципиально не хочу писать об играх с обилием рекламы или с донатом. Реклама и донат умело калечат любую, даже самую хорошую идею.

Игры

Previous post Next post
Up