Россия может выйти из МВФ?

Nov 19, 2015 11:00



Выплата Украиной по большому счету смехотворного (3 млрд. долларов) госдолга перед России, поставила мировую финансовую архитектуру на грань радикальной реформы - то есть войны за передел позиций, могущей привести к таким потрясениям, на фоне которых не только госдолг, но и весь бюджет Украины - это малозначимая величина.

По порядку:

1) В декабре 2013 года Россия выкупила еврооблигации Украины (место обращения облигаций - Ирландская фондовая биржа) на 3 млрд долларов со сроком обращения два года и со ставкой купона 5% годовых. Этот кредит был предоставлен в рамках договоренности о предоставлении Украине кредита в 15 млрд. долларов. Дальнейше кредитование было свернуто в силу совершения госпереворота на Украине.

2) МВФ признает, что долг Украины перед Россией является именно госдолгом.

3) Обязательным условием для предоставления кредитов МВФ является отсутствие банкротства по долговым обязательствам перед государствами - кредиторами МВФ. Россия входит в исполнительный совет МВФ (формируемый 8 странами с наибольшей долей голосов в МВФ). То есть банкротство по госдолгу перед Россией закрывает для Украины возможность получения кредитов МВФ. Таковы правила и практика МВФ.

4) Украина не может выплатить долг перед Россией в установленный срок. То есть речь идет о дефолте. Но Украина и так уже де-факто банкрот и не имеет никаких шансов на привлечение коммерческого кредитования, все деньги, которые сегодня получает Украина, являются «политическими».

5) МВФ, а также США и ЕС, просят Россию реструктуризировать госдолг Украины. И заявляют, что в случае недостижение договоренностей по госдолгу Украины, они пойдут на пересмотр правил МВФ. То есть ради незаметной в масштабах МВФ суммы в 3 млрд. долларов могут быть изменены фундаментальные правила работы МВФ.

6) Далее идет развилка. Если Украина объявляет дефолт по госдолгу перед Россией, а МВФ меняет свои правила, то Украина получает новый кредит от МВФ (в котором, пусть и на почти символическом уровне, будет и вклад России, как страны - члена МВФ). То есть формально мы бы продолжали кредитовать Украины не смотря на ее дефолт перед нами.

7) В этой ситуации логичным шагом для сохранения лица был бы выход России из МВФ (либо приостановление выплаты членских взносов).

8) Но нельзя ведь просто выйти из МВФ. Мы не уверены в том, что это очень важная для России организация, но в логике противодействия попыткам изолировать Россию выход из МВФ не нужен. Точно также он не нужен в логике диалога с Западом. Потому если бы выход и состоялся, то только под альтернативный МВФ (а точнее Западу) проект, который и так уже осторожно реализуется в рамках БРИКС и мог бы получить резкий толчок в своем развитии.

Таким образом, несчастные 3 млрд. долларов госдолга Украины уже привели к:
а) Публичному заявлению о готовности изменить правила игры МВФ, то есть пересмотреть логику функционирования одного из основных столпов мировой финансовой архитектуры.
б) Созданию предпосылок для передела всей мировой финансовой архитектуры, с умалением роли МВФ (то есть Запада).

Такова цена вопроса.

Россия, предлагая свой вариант реструктуризации госдолга Украины, не сняла вышеописанные факторы. Она их только усилила. Теперь либо Запад и подконтрольная ему Украину идут на уступки (напомним, что ранее они требовали от России согласиться на условия, которые согласовали с Украиной пул коммерческих кредиторов), причем не только по госдолгу (торг явным образом идет по широкому спектру вопросов), либо передел мировой финансовой архитектуры начнется с куда более сильной позиции России. Так как теперь вопрос не в формальном упрямстве России, а в нежелании противной стороны договариваться и в ее уже даже не просто политизированности, а в готовности ломать собственную архитектуру ради нерациональных установок (США спокойно могли дать Украине кредит в 3 млрд., но не хотят этого делать). А это уже признак недееспоосбности системы.

Экономическая война

Previous post Next post
Up