5 февраля 2015 года в российский прокат вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». На Западе фильм получил несколько престижных кинонаград. Среди них - приз за лучший иностранный фильм на международном кинофестивале в Мюнхене, приз за лучший фильм на Лондонском кинофестивале, приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. И вторая по значимости награда американского кино после Оскара - «Золотой глобус» - в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Что могло так понравиться западным кинокритикам?
Действие фильма происходит в наше время в Мурманской области, в маленьком прибрежном городке. Местный мэр через суд выселяет из дома семью: ему срочно нужна земля под строительство храма. Главный герой Николай, владелец дома, вызывает из Москвы на помощь друга, адвоката. Адвокат приезжает с папкой компромата на мэра, констатируя, что компромат в России можно собрать на каждого чиновника. Казалось бы, сейчас начнется война за дом... Но ничего не начинается. Мэр, подбадриваемый местной церковью, действует как пахан. А вот главные герои фильма... Выясняется, что отец семейства Николай смело ведет себя только дома, распуская по пьяни руки с близкими. Жена, изменив ему с другом-адвокатом, то ли кончает жизнь самоубийством, то ли становится жертвой неизвестного преступника, но садится за ее убийство Николай. Герои по ходу действия не меняются, их образы не раскрыты, сюжет надуман, и рождается ощущение, что приз за «лучший сценарий» в Каннах - это что-то вроде издевки.
http://gazeta.eot.su/article/leviafan После выхода картины прошло более месяца. Нельзя не признать факта того, что настолько большого пиара в последние годы ни одна российская картина не удостаивалась. Потому особенно интересны результаты опроса, представленные
ВЦИОМом о том, приобрел ли отечественный фильм «Левиафан» известность в нашей стране, и как граждане его оценивают.
Во-первых - ВЦИОМ, как правило, не проводит опросов по конкретным фильмам.
Во-вторых - Вопрос опроса сам по себе звучит странно. Есть такое правило у рекламщиков, проверять рекламной кампании - очень похоже на это самое.
Четверо из десяти россиян (40%) слышали о фильме «Левиафан»: в том числе 4% уже его видели, 18% - собираются посмотреть в ближайшее время.
В целом данное кино не вызвало ярких эмоций у тех, кто уже посмотрел его или планирует это сделать: 24% признались, что фильм им безразличен, а 46% не смогли определиться в своих чувствах.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 14-15 февраля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Опрос завершается вот таким вопросом:
«Левиафан» выиграл 7 престижных кинонаград и номинирован на «Оскар». Какие чувства Вы испытываете по поводу этого мирового признания, этих наград?
ВЦИОМ делает вывод проведенной PR-кампании «Левиафана»:
«Фильм режиссёра Звягинцева «Левиафан» пока не вызвал среди российских зрителей особого ажиотажа.»
То есть замер, здесь речь явным образом идет о замере результатов проделанной работы, показал, что народ Звягинцевым не проймешь.