Протоиерей Георгий Митрофанов - священник РПЦ, историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых.
О богатстве духовенства
«Священнику стыдно жить лучше его прихожан. Этот принцип реализовывался во многих поколениях нашего духовенства. Священник не должен нищенствовать, но и ни в коем случае не должен роскошествовать, даже если у него по каким-то причинам есть такие возможности».
newizv.ru О показной вере политиков и чиновников
«Путешествия по святым местам, паломничество на Афон, пожертвования на храмы не мешают нашим чиновникам брать взятки и разворовывать страну. Они свой обет перед Богом, как они его понимают, выполняют: приняли крещение, посетили на комфортабельном транспорте Иерусалим. Помните, как говорили по партноменклатуру: «Народ и партия едины, раздельны только магазины»? Вот и для них то же самое, только на уровне церковной жизни: ВИП-паломники, ВИП-прихожане. Не случайна была и ВИП-очередь к поясу Богородицы Это говорит о том, что они не имеют никого представления о подлинном христианстве».
dailytalking.ru Об отце Всеволоде Чаплине
«Я не побоюсь выразиться, может быть, и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция Pussy Riot. И это происходит систематически! Pussy Riot выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснеть за нашу Русскую православную церковь».
fontanka.ru О Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой
«Но эти женщины (участницы Pussy Riot. &mdash БГ) - очень разные. В частности, у Марии Алехиной был опыт участия в социальной работе молодежного центра Даниловского монастыря. Значит, были какие-то религиозные стадии ее духовного развития, и, может, они не прошли бесследно. Надежда Толоконникова - это другого плана человек. То, что они сделали в храме, - совершенно неприемлемо. Я не вижу здесь никакого яркого творчества, даже направленного на эпатаж кого бы то ни было. Это выглядело просто как хулиганство и хамство. Но для меня гораздо важнее то, как реагировала наша церковь. Начиная от каких-то охранников и захожан, которые были в этом храме, и кончая тем, как реагировали люди, призванные озвучить официальную точку зрения церкви. Если элемент провокативности и был в этом действии, то он удался в том смысле, что мы не смогли по-христиански отреагировать на эту ситуацию. В условиях, когда женщины оказались в заключении, на мой взгляд, совершенно незаслуженном, мы должны были обозначить свою позицию таким образом, чтобы дать им возможность выйти на свободу, вернуться к своим детям. А самое главное - дать им почувствовать, что церковь отличается от того идеологического монстра, который возник в их сознании».
newizv.ru О выборах в Госдуму
«Здесь и возникает ситуация, когда ты выбираешь, за кого голосовать, а из каких претендентов делать выбор, уже, к сожалению, решили за тебя. Я очень опечален, что теперь у нас нет графы «против всех». Но исходя из того, что мне не хочется, чтобы мой бюллетень был использован помимо моей воли, я пойду голосовать и буду голосовать за тех, кто вызывает у меня наименьшую антипатию».
pravmir.ru О научной карьере в СССР
«Для успешной защиты диссертации советскому историку полагалось вступить в КПСС. Мой научный руководитель прямо заявил, что без этого не обойтись. Это было для меня невыносимо. Я отправился в Ярославскую область к архимандриту Павлу Груздеву - исповеднику, прошедшему сталинские застенки и лагеря. Он привел меня в храм, усадил и сказал: «Ко мне приезжают самые разные люди. Среди них есть и коммунисты. И это очень хорошие люди бывают, и в Бога они веруют…» «Христианину, - сказал он мне, - можно все! Вот тебе нужно в партию вступить, чтоб заниматься наукой. Что ж, ты можешь вступить в партию! Но подумай: нужно ли тебе все это?»
pravmir.ru О роли РПЦ в преодолении советского прошлого
«Я думаю, что для многих из нас, православных христиан, было очевидно, что на пути возрождения исторической России функцию локомотива, вытягивающего нашу страну из советского прошлого, будет исполнять Русская православная церковь. К сожалению, этого не произошло. Конечно, отдельные священнослужители, отдельные церковные иерархи занимают подчас в этом отношении довольно активную позицию, но в целом, нужно признать, для многих церковных людей необходимость духовно, исторически адекватно высказываться по всем вопросам современной культуры, политики, общественной жизни не представляется такой уж очевидной. И для меня, как для священника и историка одновременно, очевидно, что, потеряв ту историческую Россию, которую 900 лет созидали наши предки, мы все-таки еще не потеряли, по милости Божьей, память о нашем небесном Отечестве, о котором постоянно напоминает нам наша церковь. И вот в чаянии этого небесного Отечества, в искании его, в попытках так или иначе перенести черты этого небесного Отечества в нашу повседневную обыденную жизнь, может быть, и будет заключаться возможность созидания страны, уже не похожей ни на императорскую Россию, ни, я надеюсь, совершенно не похожей на Советский Союз, которая появится на том постсоветском пространстве, на котором мы все сейчас обитаем и которое до сих пор не знаем с чем идентифицировать - с исторической Россией или с Советским Союзом. Наш государственный флаг и государственный гимн являются очень выразительными символами нашего двоемыслия и двоедушия».
gazetakifa.ru О народном православии
«В 1980-е годы мы жили в иллюзии, что у нас есть православный народ, которому некуда пойти, - нет храмов. Но вот храмы открылись, а их постоянные прихожане составляют лишь малую часть нашего народа. Нам надо понять, что сегодня мы представляем собой общество крещеных безбожников с большим количеством магических и языческих предрассудков, к которым надо заново идти проповедовать Христа. А для этого современному священнику нужно разговаривать с людьми, в том числе с интеллигенцией, на их уровне, иметь значительный жизненный опыт, понимать язык искусства и самому быть носителем той высочайшей православной культуры, которую мы, увы, зачастую не знаем. Тогда, возможно, нам удастся выполнить самую большую заповедь - пойти и научить все народы»
kommersant.ru Об информационной войне против церкви
«Что касается того, что средства массовой информации обрушиваются подчас на церковь - этого бояться не нужно. Нужно бояться суда Божия. А если СМИ распространяют клеветническую информацию, нужно помнить одно из евангельских блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
bogoslov-club.org.ua О сотрудничестве церкви и государства
«Сегодня нашей церкви нужно прежде всего освободиться от советских патерналистских иллюзий по поводу помощи государственных чиновников и стать самой, как это и было изначально, активным субъектом исторического процесса. Церковь не должна служить любому государству на любых условиях. Она может помогать государству, если оно стремится следовать парадигме христианских ценностей. Но всегда надо помнить о том, что любое государство несовершенно. Оно ущербно онтологически, так как появилось в результате грехопадения и было призвано просто помешать людям истребить друг друга»
kommersant.ru подборка цитат взята
отсюда