Оригинал:
Эффективный гардероб-2. Цветовые контрасты Цвет - это один из инструментов, которым можно пользоваться для создания образа. Сегодня я расскажу еще об одном свойстве цветовых комбинаций - контрасте.
Думаю, все знают о существовании контрастов - большой-маленький, низкий-высокий, темный-светлый, холодный-теплый.
Контраст может быть максимальным (полярным), а может быть не сильным.
Выделяют 7 типов цветовых контрастов:
1. Контраст цветовых сопоставлений
Черный и белый
Тут все просто. Чистый черный и кипенно-белый - полярный контраст. Светло-серый - черный - контраст, но уже не такой яркий. Оттенки серого - мягкий контраст.
Жёлтый, красный и синий
Эти цвета обладают ярко-выраженным цветовым контрастом. Контраст чистых оттенков можно назвать смелым, а можно пестрым.
Интенсивность контраста уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх. Контраст оранжевого, зеленого и фиолетового слабее, еще слабее будет контраст цветов третьего порядка, четвертого и так далее.
Чистые цвета - сильный цветовой контраст (самый яркий среди них желтый-красный-синий), оттенки - контраст слабее.
Когда каждый цвет отделен друг от друга чёрными или белыми линиями, индивидуальный характер цвета проявляется сильнее, а влияние цветов друг на друга уменьшается.
Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, а чёрный повышает их яркость и делает их более светлыми.
Любой контраст можно использовать для того, чтобы привлечь к чему-то внимание. Тогда одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах, чтобы подчеркнуть качества основного цвета.
2. Контраст светлого и тёмного
Два крайних полюса светлого и темного - белый и черный. Между ними расположен ряд серых тонов и все цвета хроматического ряда.
Жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный.
3. Контраст холодного и тёплого
Красно-оранжевый - самый теплый оттенок, противоположный ему сине-зелёный; самый холодный цвет.
Принято называть жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными.
Сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, а промежуточные цвета могут быть холодными или теплыми, в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких аналогиях: холодный - тёплый, затененный - солнечный, далекий - близкий и так далее.
Одни цвета будут более холодными, другие более теплыми.
В природе удалённые предметы кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого тоже влияет на ощущение приближенности или удаленности.
4. Контраст дополнительных цветов (контраст комплементарных цветов)
Эти цвета противоположны друг другу, но прекрасно друг друга дополняют. Если их расположить рядом, они друг друга начинают усиливать.
Во всех парах дополнительных цветов, как мы помним из построения цветового круга, присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий.
жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий - оранжевый - синий, жёлтый + красный;
красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.
Дополнительные цвета в количестве, пропорциональном насыщенности (об этом немного подробнее будет ниже), придают цветовой комбинации статическую гармонию.
В чистом виде все цвета, как я уже писала, обладают несколькими свойствами - чистота, светлота, насыщенность и интенсивность.
В паре жёлтый-фиолетовый, желтый будет ярким светлым контрастом, рядом с темным фиолетовым, а в паре красно-оранжевый с сине-зеленым будет сильный контраст теплого с холодным.
5. Симультанный контраст
Симультанный контраст - появление дополнительного (комплементарного) цвета, порожденного нашим восприятием. Мы его подробнее рассмотрим в теме оптических иллюзий.
6. Контраст цветового насыщения
Это контраст между насыщенными цветами, яркими и блёклыми, затемнёнными. Основные цвета являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.
Как только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость.
Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами:
а) смешать чистый цвет с белым (цвет станет более холодным)
б) смешение с черным цветом. Цвет при этом теряет светлоту и яркость.
в) добавление серого цвета. Цвет при этом станет более блеклым, слепым.
г) добавление дополнительного цвета.
Этот контраст тоже относительный. Один и тот же цвет может быть блеклым в одной комбинации и ярким в другой комбинации.
7. Контраст цветового распространения.
Контраст цветового распространения - это контраст между объемами используемого цвета. Цвета может быть много или мало.
Размеры цветовых пятен могут быть разными:
количественные соотношения, которые делают цветовые сочетания более уравновешенными.
Цветовые массивы
Как вы часто могли наблюдать, цвета используются не в равных пропорциях.
В общем случае рекомендуется использоваться 75% основного (основных) цвета (цветов), а остальные 25% дополнительных.
Тем не менее, сила воздействия цвета может быть разной. Она зависит от яркости и занимаемой площади.
Чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, нужно сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты. Насыщенность или светлота отдельных цветов различны.
Гёте установил для цветов количественные соотношения.
Они приблизительны, но могут служить нашей точкой отсчета.
Эти соотношения взяты для чистого цвета. Цвет вещей, которые мы выбираем, как правило, отличается от эталонного цвета.
Кроме того, элементы одежды сложнее, чем прямоугольники на экране, поэтому пропорции мы можем взять только приблизительно.
По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:
жёлтый: 9
оранжевый: 8
красный: 6
зеленый: 6
синий: 4
фиолетовый: 3
Для пар цветов:
жёлтый : фиолетовый = 9:3 = 3:1
оранжевый : синий = 8:4= 2:1
красный : зелёный =6:6=1:1
жёлтый : оранжевый =3:4
жёлтый : красный =3:6
жёлтый ; синий =3:8
жёлтый : красный : синий =3:6:8
оранжевый : фиолетовый : зелёный =4:9:6
Чем интенсивнее цвет, тем его пропорционально требуется меньше для той же силы воздействия.
Попробую объяснить на примере пары синий-оранжевый.
Синий - 4, Оранжевый - 8. То есть для одинаковой силы воздействия нам оранжевого требуется в 2 раза меньше, чем синего.
Здесь примерно такое соотношения. Цвета играют в паре:
Здесь синий уже является дополнительным цветом (даже если их было бы одинаковое количество), а оранжевый - основной:
Здесь оранжевого намного меньше, чем в 2 раза, по сравнению с синим. Синий - основной цвет, оранжевый - акцент его усиливающий.
Здесь у нас используются не чистые цвета, поэтому размер пропорций резко сокращается:
Заключение
Все контрасты относительны. Один и тот же цвет может быть самым ярким в одном сочетании и самым тусклым в другом, акцентом в одном случае и основным цветом в другом.
Для составления комбинаций нам не требуются математические формулы, но для создания того или иного эффекта мы можем воспользоваться одним, другим или третьим свойством цвета. Возможно, для того же эффекта мы можем вообще не пользоваться цветом, нам будет достаточно формы, объема, фактуры.
Цвет - это инструмент. Как краски. Если они у нас есть, мы можем ими рисовать, а можем положить на полку и не трогать.
Понятно объяснение? Есть вопросы?
Чтобы не пропускать посты, присоединяйтесь
к нашей группе на fb!