Хотелось рассказать о часах, встречающих нас на вокзалах города, но растекся "мыслью по теме" .
Порт пяти морей - это значит, что из столицы любой желающий может добраться до Белого, Черного, Каспийского, Азовского или Балтийского морей.
Северный речной вокзал
Здание
выполнено в форме огромного корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в
1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля.
Эти
первые звезды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди.
Знаки серпа и молота были выложены горным хрусталём, аметистами,
александритами, топазами и аквамаринами.
Существует
легенда о том, что эти часы когда-то были сняты с Храма Христа
Спасителя. Правда, эта версия не совсем правдоподобна. Точно известно,
что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства
самого вокзала. Точный возраст часов не известен, но достаточно уверенно
можно сказать, что эти часы были одни из самых старых в столице. Им
примерно 200 лет!
Все
детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так
искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации просто
исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы
были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым
сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако
замена механики на электронику - это ещё не всё. Вокзал лишился
возможности слышать звон четырёх колоколов - башенных глашатаев времени.
Их сняли вместе со старым механизмом.
А были они перевезены сюда из Воскресенского собора г. Волоколамска.
вот такой теперь там механизм.
Вход
украшен майоликами, из которых особенно интересна одна, расположенная
со стороны, обращенной к водохронилищу, изображающая проект Иофана -
Дворец Советов , который планировали построить на месте разрушенного
Храма Христа Спасителя.
Белорусский вокзал
Часы
на Белорусском вокзале. Выяснить, когда и с чьей помощью там появились
часы, оказалось неразрешимой задачей. Имеющаяся информация крайне
скудна. Даже главный инженер вокзала может лишь очень приблизительно
назвать дату установки часов - конец 50-х. По его же словам, спустя
всего несколько лет (опять-таки приблизительно) все часы вокзала были
переведены на работу от электродвигателя. Сейчас там висят часы ОАО
НИИЧаспром.
Киевский вокзал
Механические ЧАСЫ из Швейцарии в деревянном домике.
Вовремя урагана 1998 года был разбит в дребезги один из циферблатов, а стрелки согнуло чуть не узлом, пришлось заменять.
заменили =(
Старинные
часы на башне Киевского вокзала - одни из двух сохранившихся в Москве,
чьи стрелки переводятся вручную. Вторые - это куранты Кремля.
Кроме того, вместо положенных двух раз в год, часы переводились лишь единожды.
"Часовому
механизму около века, поэтому к нему нужно относиться с особым
трепетом. Когда страна переходит на «зимнее время», мне приходится
нарушать инструкции и просто останавливать их на час. Иначе древние
шестеренки могут сломаться", - рассказывает часовщик Киевского вокзала
Абдулбари Невмянов.
Павелецкий вокзал
Реконструкция
проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С.
Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в
основном сохранив стиль прежнего здания.
Капитально обновлённый Павелецкий открылся 3 ноября 1987 года. Ничего примечательного в его чесах нет, зато есть рядом с ним.
Музей-павильон
«Траурный поезд В.И. Ленина», названный так из-за расположенного в нём
траурный поезд (паравоз У127 и багажный вагон № 1691), который в 1924
году доставил тело Ленина в Москву. С 2011 года - главное здание музея
Московской железной дороги.
на плошади должен вырости новый атриум =(
Курский вокзал
К сожалению, на фасаде нет часов, но они там и не нужны, вся площадь перед ним занята торговым центром «Атриум».
про часы на Атриуме никто знать не знает.
3 вокзала
Вот
где чувствуется, что Москва порт 5 морей. Такое ощущение, что везде
прорвало плотины, и сюда стеклись все мыслимые и немыслимые коряги.
Ещё в
самом начале строительства вокзала архитектор Щусев настоял на
устройстве часов с боем, он заказал для них в Петербурге бронзовые знаки
зодиака, рисунки которых выполнил сам.
Правда,
завершить задуманное архитектору так и не удалось. В 1917 году все
работы были приостановлены. Знаменитые вокзальные часы работы часового
мастера В. Пушкарёва были пущены только в 1923 году, и работали они до
осени 1941 г., когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен.
Вернули его спустя 30 лет, в 1970-х годах. В 1990-х годах, спустя ещё
три десятилетия, руководство вокзала отключило колокольный бой за
ненужностью: шум улицы заглушал звон колокола, и услышать его снаружи
стало почти невозможно.
В 1996 году,
во время масштабной реконструкции вокзала, башенные часы на Казанском
вокзале также реставрировали. Стрелки часов подверглись балансировке,
знаки Зодиака покрыли краской. Огромный синий циферблат ремонтировали
альпинисты. И, несмотря на то, что Щусевский циферблат вновь нуждается в
реставрации, часовой механизм работает исправно. Погрешность часов в
среднем составляет плюс-минус две минуты в неделю.
Рижский вокзал
Рижский вокзал отпраздновал своё 100-летие в 2001. Главным подарком
юбиляру стали новые башенные часы. Причём не простые, а музыкальные.
Почти целый год их устанавливали над главным входом. Когда-то Рижский
украшали другие часы, но они прослужили недолго и были сняты ещё до
войны.
И 11 сентября над привокзальной площадью разносится "Вернисаж" Раймонда Пауста.
Савеловский вокзал
После реконструкции в 1980-х
гг. новый Савеловский, сохранив исторический облик, предстал совершенно
преображенным. Кроме того был построен парадный вход, здание украсили
оригинальные часы.
Южный речной вокзал.
Перестал
он быть транспортным узлом. Понанесло суда коряг с черного моря, и
сделали они из него торговый центр, а напоминанием о том, что Москва -
порт пяти морей, сброшены со здания и лежат пока еще рядом.
И, как не рассказывай о развитии транспорта в Москве, видно, что порты то чахнут и совсем не красят столицу.
Построенный
в 1985 году Южный речной вокзал наряду с Северным речным вокзалом -
речные ворота столицы. Вокзал обслуживает пассажиров транзитной линии
Москва - Горький - Москва (кольцевая линия), местных линий Москва -
Рязань, Москва - Константиново.
Длительность навигационного периода составляет в среднем 215 суток.
Click to view
Некоторые фото были взяты у
raskalov_vit,
http://www.horology.ru ,