Та функция, которая поет

Jan 18, 2014 17:08

После того, как Юнг сформулировал понятия экстраверсии и интроверсии, он расширил психологические функции человека, дополнив их двумя парами: мышление и чувство, ощущение и интуиция. Говоря о психологических функциях творческого человека, интуиция является его ведущим, основным элементом. Мария-Луиза фон Франц, коллега Юнга, рассказывает нам о подчиненной функции ощущения у творческих людей, живущих интуицией. Эта функция находится в тени, присутствует незримо, но может влиять на человека даже с большей силой, чем ведущая интуиция, и является его слабым местом. Именно функция ощущения порождает одержимость и нуждается в правильном взаимодействии. Забывая о ней на время, человек подвергается опасности. Эта теневая функция способна разрушить и творчество, и его носителя. Но в то же время она связывает человека с бессознательным миром и обеспечивает душевным покоем, мистическими переживаниями, идеями.

Реализация творческого потенциала забирает очень много сил. Опустошение неизбежно, и нужен источник, который сможет его восполнить. В психологии такой источник называется контейнером. Он является пространством для сохранения энергии, достижения баланса системы и для накопления творческих сил. Он помогает сберечь расшатавшуюся психику. Психологический контейнер выполняет функцию снятия напряжения. Напряжение может быть заключено как в неуемной деятельности, так и в депрессивной заторможенности. Здоровый контейнер служит этим амбивалентным сторонам напряжения - неуемную деятельность он сдержит и направит в нужное русло, а депрессию растормошит.



Картина Врубеля «Пророк», датируемая 1898 годом. Нижняя часть этой композиции здесь не видна и вполне самостоятельна. Она известна как «Дама в лиловом» и представляет собой портрет жены художника. А полностью выглядит так:



Вот что вспоминает художник Милиоти, посещая мастерскую Врубеля на Пречистенке: «…Помню прислоненный к стене высокой комнаты его мастерской овальный сверху огромный холст с пушкинским Пророком. Были у стен и другие картины, зарисованные с двух сторон, причем часто с перерезанной пополам композицией на обороте. Врубель не стеснялся со своими вещами, богатство его фантазии торопило его от одной вещи к другой, щедрой рукой сыпал он сокровища, чтобы бросить их и перейти к новым. Кажется, что этот чудесный «Пророк» так и остался неоконченным. Осталась лишь иллюстрация в издании Пушкина».

Сильный, либидозный (энергетический) потенциал может найти опасный контейнер, лишь способствующий временному снятию напряжения. В нем теневая функция ощущения у интуитивного человека высвободит инстинкт, живущий в бессознательном. В свою очередь, сознание может оказаться не способным превратить его в созидающую силу.
Тогда человек остается один на один с архаическими инстинктивными энергиями и принимает их буквально. Эти энергии утоляются едой, алкоголем, наркотиками, они ищут воплощения не в интимной сексуальности, а в одержимости ею. Такой контейнер высвободит бессознательные силы и желания и может привести к расщеплению психики, к психотической одержимости, особенно если творческая энергия долгое время игнорировалась или человек ею расшатан.

Можно предположить, что чем сильнее творческий потенциал в психике, тем более мощным и древним должен быть контейнер. Контейнирующее пространство способно не только усмирить Эго и функцию ощущения, но и направить сильнейшие бессознательные импульсы на путь индивидуации, то есть созидающего творчества.
Теневая, подчиненная функция ощущения может помочь обрести душевный покой, когда эмоциональное состояние расшатано творческой энергией. Если требования Эго мучают интуитивного  творческого человека, не позволяя ему полностью реализовать свой потенциал, общение с природой может успокоить его. Такое общение можно воспринимать как очищение, как успокоение. Природа - это источник, из которого можно вдоволь напиться, утолить того, кто «духовной жаждою томим».



"Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28)

Интуиция может подсказать, что уравновесить свое состояние можно там, где есть божественное. Оно будет найдено, конечно, в церкви, и здесь я имею в виду не религиозные поиски, а снова контейнер-пространство - рукотворное строение. Не нужно задумываться о том, кто этим строением руководит, насколько оно подлинно, так как из-за таких мыслей мы снова попадаем в ловушку Эго. Церковь можно воспринимать как еще один источник для томящихся духовной жаждой. Нет ничего плохого, что творческий интуит вновь включает здесь свой эгоизм и чуждается общения с людьми в церкви, направляя свою функцию ощущения на созерцание и общение с символом. Это общение может помочь так же, как помогает общение с божественным в природе.



Психоаналитические отношения тоже обеспечивают хороший контейнер. Они дают возможность увидеть функцию ощущения и почувствовать, как именно эта теневая сторона психики воздействует на интуитивного человека. Психотерапия позволяет не впасть в одержимость силой функции ощущения. Во время психоаналитического сеанса, может быть, и не возникнут идеи и не придет вдохновение, но это пространство перерабатывает человеческие страсти, освобождает интуицию, смягчая требования подчиненного ощущения - оценки творчества окружающими, рутины повседневной жизни, силы инстинктивных энергий. Психотерапевт может помочь найти способ переживания бурных эмоций или депрессии, которые возникают из-за творческого потенциала.

Психотерапия помогает увидеть теневую сторону человека, к примеру, как творческий экстраверт превращается в интроверта, не вылезающего из дома и лелеющего мыслями о своей исключительности. За пределами дома он в прямом и переносном смысле наедается с помощью своей подчиненной функции ощущения. Он утоляет голод вещами и предметами, изысканной едой, роскошью, зрелищами и разного рода приключениями, не понимая, что это уводит его от реализации и затягивает в очередную депрессию.



Человек, живущий творчеством, все равно останется распятым между своей интуицией, которая позволяет творить, но раскачивает настроение, и ощущением, успокаивающим и вдохновляющим его, но именно оно соблазняет опасными авантюрами.

В современном мире, мне кажется, просто необходимо сочетание разных контейнирующих пространств, так как они, выполняя одну и ту же функцию, делают это по-своему.
Может быть, выстраивание системы поддержки вокруг себя - это единственный выход обрести душевный покой и возможность на реализацию творчества. Получая необходимое в природе, церкви, психотерапии, творческий интуитивный человек, испытывающий трудности, уже не рискует стороной обойти то, что скрыто от него.
Previous post Next post
Up