Я тут собрался написать статью о психотерапевтическом процессе и задумался: позиция аналитика полностью подходит под эту фразу Иисуса. Короткие простые интерпретации, противостояние идеализации, ослабление «умного» Эго и вместе с тем развитие Самости клиента - все это с голубиной простотой (на первый взгляд, особенно когда говорят что в терапии «вроде ничего и не происходит»), а в итоге со змеиной хитростью и мудростью.
Решил поразмышлять на эту тему, так как Христос в каждой, на первый взгляд, простой фразе устраивал когнитивную провокацию J И вроде как с голубем нет проблем - мирная и безобидная птица, и змий - мудрый. Ан нет. Посмотрел, что на этот счет говорит отец Александр Мень (
http://www.alexandrmen.ru/biogr/zobin.html)
Голуби оказывается далеко не воплощение кротости и мира. Хотя в общем сознании это так конечно. Но Мень их связывает с голубем Ноя.
А змея - из вавилонской мифологии "нахаш", тот самый Змей, который соблазняет Еву.
Я спросил отца Филиппа, и он
решил тоже поразмышлять.
Мои ассоциации вообще увели в сторону архетипа Трикстера. Или так - прост как голубь в земном и мудр как Змий в божественном. То есть в мудрости тоже прост :) Поэтому может быть как Змий хитрый, ловкий, и яд его может исцелить. Но все же это яд - вещество высокой концентрации.
Я задумался над этой фразой, когда хотел написать о психотерапевтическом процессе, где интерпретации должны быть короткими и простыми, а терапевт - как Змий - ловкий, хитрый и мудрый одновременно. То есть необязательно умный :)
Захотелось процитировать аналитика Кохута: "Само по себе преобладание Эго еще не является мудростью (мое прим. : это к слову о простоте голубя, к которой не дает приблизиться слишком "умное" Эго). Ее полное достижение предполагает эмоциональное принятие бренности индивидуального существования".
P.S. кстати про змия (какой имеется ввиду) можно почитать в "Магизме и Единобожии" отца Меня:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Men_IsRel_02/_23.php . Там он говорит: "Змей (Нахаш) Ягвиста - это разумное, но коварное существо." а в воспоминаниях Григория Зобина упоминает применительно к фразе Христа именно о Нахаше.
Кто что вообще думает на эту тему, интересно? Можно поразмышлять в том числе и о связи терапевтического процесса с этой фразой.
P.S. отец Филипп: "будем хитрыми в отношении дьявола, как он сперва перехитрил людей, но с Божией помощью и с голубиной простотой!". Мне нравится, здорово сказано! Подумалось - если дьявол это именно тот самый невроз или хуже - пограничная патология - он действительно хитрый, он перехитрил человека, и чтобы разрешить его, именно нужна хитрость так сказать обожествленная и голубиная простота. Классно, классно! :)