Фильм «Книга джунглей» (2016): Дитя человеческое на пути к свету

May 07, 2016 08:38





Очередная экранизация по мотивам знаменитого рассказа Редъярда Киплинга «Книга джунглей» о мальчике по имени Маугли, выросшем в волчьей стае.

О героях

Маугли

В новой картине акцент повествования ставится на том, что Маугли - человек. Он во многом слабее животных, его окружающих: уступает им в скорости, реакции, силе, у него нет клыков и когтей. Растёт и развивается Маугли также гораздо медленнее своих собратьев по стае. Таким образом, через персонажа Маугли задаётся главный вопрос: «Что отличает человека от животного? В чём состоит главное превосходство человека над животным миром?» И эти вопросы не остаются без ответа.


Естественно, Маугли-человека отличает от животных его пытливый ум. Ум заставляет его проявлять изобретательность, прибегать ко всяческим уловкам и таким образом компенсировать свою слабость. Именно благодаря уму Маугли выживает в джунглях, когда остаётся совсем один без поддержки своей стаи, именно благодаря уму Маугли помогает Балу добыть мёд, спасает слонёнка,  и именно благодаря уму он, в конечном итоге, побеждает своего главного врага Шерхана.

Ещё есть кое-что, что серьёзно отличает человека от животного и делает его гораздо более могущественным - это умение управлять огнём. Приручив «красный цветок», человек обрёл силу и перестал быть столь беззащитным перед миром дикой природы.

В этом замысле авторов картины читаются отголоски древнегреческого мифа о Прометее, согласно которому Прометею  и Эпиметею (его брату) было поручено распределить способности между уже созданными богами людьми и животными. Люди остались беззащитными, так как Эпиметей расходовал все способности к жизни на земле на животных. Выяснив это, Прометей похитил для людей огонь.

В какой-то степени, Маугли в новой экранизации - это и есть некий прообраз Прометея. Особенно чувствуется эта схожесть  в сцене, когда Маугли бежит через джунгли с факелом огня, демонстрируя победу разума над первобытными страхами.



Маугли, ещё не умея контролировать огонь, всё же устраивает  пожар в джунглях, и, видя, что он сделал, выбрасывает факел, несмотря на то, что без «красного цветка» он не сможет победить Шерхана. Теперь он осознаёт силу «красного цветка». Без надлежащего контроля огонь может убить всё живое, и Маугли отталкивает его, как оружие. Таким образом, объясняется, что человек обладает достаточной силой, чтобы уничтожить природу, но он не должен этого делать. Его обязанность - заботиться о ней, беречь её. В этом была одна из целей создателей картины, так по заявлению режиссёра картины Джона Фавро:

«Эта история - стара, можно даже сказать, старинна. Но она всегда будет актуальной. И для каждого поколения, для каждой эпохи ее можно трактовать по-своему. Наши отношения с природой очень сильно изменились со времен Киплинга. И одной из целей, которую я поставил перед собой, снимая “Книгу джунглей”, была возможность объяснить молодому поколению всю важность сохранности окружающей среды и бережного отношения к ресурсам нашей планеты».

Сюжетная линия с «красным цветком» доносит до телезрителя мысль о том, что мы должны одуматься и посмотреть вокруг себя, осознать, во что из-за своей халатности, из-за своих заблуждений, алчности мы превращаем свой дом. Увидев, на что способен «красный цветок» без умелого обращения с ним, без контроля и правильного использования, Маугли выбрасывает факел из рук, несмотря на то, что именно огонь делает Маугли гораздо более сильным.

В итоге, персонаж Маугли оказался неожиданно добротным и цельным, и отражает главную мысль произведения Редъярда Киплинга, а именно: что отличает человека от животного. И это - не только разум и умение управлять огнём, но ещё и осознание последствий своих поступков, осознание всей полноты ответственности за свои действия, понимание того, что - хорошо, и что - плохо.

Шерхан

В новой экранизации Шерхан становится ещё злее. Так, в новой версии Шерхан убивает Акелу и занимает его место. Перед этим он угрожает волкам, что после перемирия начнёт их убивать поодиночке, если они не отдадут ему человеческого детёныша. Заняв место вожака стаи, Шерхан угрожает Ракше расправой над её волчатами. Также для придания образу Шерхана ещё большей кровожадности нам демонстрируют сцену его нападения на отца Маугли. Шерхан теперь не хромой, а слепой на один глаз, что придаёт ему ещё более устрашающий вид.



В целом, новый Шерхан полностью соответствует книжной версии. Так, в рассказе «Как приходит страх», Киплинг описывает, как Шерхан охотится и убивает человека ради азарта.

Интересно, что в новой экранизации отсутствует приближенный Шерхана - шакал Табаки.

Багира и Балу

В отличие от нашего мультфильма, в этой версии Багира - мужчина, что, кстати, соответствует книге. Именно он находит ещё совсем маленького Маугли посреди джунглей и приводит его в волчью стаю. Багира также активно участвует в обучении Маугли. Чем-то он напомнил Диего из Ледникового периода - эдакий добрый хищник. Багира  - архаичен и ортодоксален в своём подходе к обучению Маугли. Он призывает Маугли отказаться от своих штучек и приспособлений, и учиться делать всё по-волчьи, тем самым препятствуя Маугли в раскрытии своего потенциала. Видимо, он считает, что только сила и ловкость могут защитить Маугли в джунглях, и не обращает внимания на то, что Маугли - человек, и его сила сокрыта в совершенно ином.

Но то, что не видит Багира - хорошо видит Балу, поэтому и предлагает Маугли остаться и не возвращаться к людям. Балу придумывает для Маугли работу - добывать мёд,  при этом наоборот - поощряет изобретательность Маугли, помогает осознать свои преимущества, как человека.

На первый взгляд, Балу выглядит меркантильным балбесом, лентяем,  ставящим во главу угла исключительно «простые удовольствия», и, кажется, что он отговорил Маугли от возвращения к людям лишь для собственной выгоды, но на самом деле под внешней оболочкой простофили скрывается мудрый житель леса. Он в действительности хочет помочь Маугли, зная, что Шерхан уже убил Акелу, и он и волки, перешедшие на его сторону, уже рыщут по джунглям в поисках человеческого ребёнка. Если Маугли, неподготовленный, бросится мстить Шерхану, то он потерпит поражение, и ценой этого поражения станет жизнь. Балу не может допустить этого, поэтому, прибегнув к хитрости, он помогает Маугли развивать свои способности.



Первым экзаменом для Маугли становится помощь слонёнку. Маугли прибегает к своим приспособлениям, чтобы помочь вытащить слонёнка из огромной ямы. После чего и Багира начинает понимать, что рано или поздно человеческое победит в Маугли (или уже победило), и нет смысла пытаться как-то это блокировать в нём.

Луи

Вторым экзаменом для Маугли становится встреча с Луи - королём бандерлогов, перекочевавшим ещё из мультфильма Уолта Диснея «Книга джунглей» 1967 года. Луи изображён как местный мафиози с претензиями на полную безраздельную власть в джунглях. Он предлагает Маугли добыть ему «красный цветок» и научить управлять им, и тогда Луи станет всемогущим. И это уже экзамен на нравственность Маугли: вступит ли он в сговор с явным преступником ради власти, достатка, статуса, богатства или же пойдёт другим путём? Отказываясь от предложения Луи, Маугли успешно сдаёт и этот экзамен. Теперь он готов к встрече со своим главным врагом.

Слоны

Слоны - это образ первородных духов, пращуров, богов или, если угодно, отцов-основателей джунглей. В мультфильме звучит такая фраза: «Слоны сотворили эти джунгли: где их бивни взбороздили землю - пролегли реки, где трубили их хоботы - народились деревья. Они - творцы самой природы и крон деревьев, и птиц в их кронах, но не человека…»



Образ очень интересен, так как немного затрагивает тему религии,  в какой-то мере отражает первобытные религиозные воззрения, знакомит юных зрителей с ними. Именно слоны вмешиваются в происходящее, когда джунгли начинают полыхать, и уже ни Маугли, ни другие звери не могут остановить «красный цветок». Основной посыл здесь следующий: некоторые проблемы невозможно решить без вмешательства высших сил, без поддержки Бога.

Дух коллективизма

Ещё одна деталь, которую создателям удалость очень хорошо воплотить и передать зрителю  - это дух коллективизма. Хотя среди волков и царили разногласия по поводу присутствия в стае человеческого детёныша, но главный закон волка звучит следующим образом:

Таков вековой закон джунглей, извечный как небосвод,

Кто чтит его - будет жить долго, а тот, кто нарушит - умрёт.

Как обвисшее древо - лиана, плетёт свою петлю закон,

ЧТО СТАЯ СИЛЬНА СИЛОЙ ВОЛКА, А ВОЛК СИЛОЙ СТАИ СИЛЁН.

Это стихотворение повторяется в фильме несколько раз и очень хорошо передаёт суть:  что такое коллектив. Коллектив - это ведь не просто объединение индивидов ради выживания, коллектив - это ещё и осознание, что ты - часть чего-то гораздо более значимого, часть единого организма перед которым стоят более глобальные задачи, и без совместных усилий эти задачи не могут быть решены. Эта же мысль подкрепляется и действием картины, когда, в конечном итоге, все волки встают на сторону Маугли против Шерхана.

О втором смысловом ряде и возможных сценариях развития событий

Шерхан, как уже было сказано ранее, изображён не хромым, а одноглазым, и жестоко расправившись с Акелой, одноглазый зверь воссел на вершине горы, где должен сидеть вожак. Один глаз на вершине горы - достаточно распространённый символ в конспирологии, и может указывать на определённые структуры посвящённых в западной элите. Важно отметить, как ведёт себя Шерхан на новом месте: он сразу же устанавливает контроль над стаей, используя страх и силу, заставляя других благоговеть и пресмыкаться. И это очень похоже на устремления тех структур и обществ запада, которые претендуют на мировое господство.

Однако наступает момент, когда терпение стаи заканчивается. Кроме того, они видят, что Маугли - хоть и человек, но не враг им. И уже все волки и звери становятся на защиту Маугли от Шерхана. В итоге, Маугли - герой, крайне схожий с Прометеем  (само имя Прометей с древне-греческого означает «мыслящий прежде», «провидец», «предвидящий»), - вместе со стаей, в которой вновь воцаряется дух коллективизма и единства, побеждает одноглазого врага и восстанавливает прежний порядок в джунглях.

Что это? Послание определённым силам?

Может, это ОСОЗНАННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ нового сценария развития западных элит, в котором нет места группам и организациям, жаждущим того, чтобы весь мир стоял перед ними на коленях, и готовым ради этой цели разрушить его, уничтожить цивилизацию?

А может, это НЕОСОЗНАННАЯ РЕТРАНСЛЯЦИЯ из ноосферы планеты тех неизбежных процессов, которые должны произойти в будущем?

Ответить сложно, но глобальной элите стОит призадуматься о своей деятельности, раз такие образы начинают спускаться на головы масс. Причём, это уже не первый случай появления такого образа: так в фильме Земля Будущего можно было наблюдать разрушение пирамиды-транслятора с глазом на вершине.

На экраны выходит уже не первый фильм, где основной смысловой вкладкой является то, что знания и разум - есть главные достоинства человека, которые помогают ему преодолевать любые трудности (см. фильм Марсианин, Интерстеллар, Земля Будущего, И грянул шторм). Складывается такое впечатление, что западный истеблишмент испытывает серьёзный кадровый голод, а людей настолько насытили идеей потребления, что желание учиться появляется за редким исключением. Людей всё меньше и меньше интересуют прорывы в науке, в космической сфере, всё меньше и меньше интересует созидательный труд, люди хотят хорошо питаться, красиво одеваться, ездить на дорогих машинах, жить в вечном празднике без забот и хлопот.

Новая версия Книги джунглей в этом смысле выглядит как попытка реанимировать идею о человеке-творце и созидателе, о том, что знания и интеллектуальные возможности в их нравственном применении обеспечивают наше выживание как вида, и мы не можем опуститься до уровня животных, потому как просто погибнем.



Маугли  - есть образ такого человека-творца, к тому же учащий бережно относиться к природе. Именно благодаря своему пытливому уму, изобретательности, любознательности он одерживает победу над самым страшным и сильным хищником джунглей, которого испугалась даже стая волков.

Наркотики:

Когда Маугли наблюдает за людьми в деревне, там, на фоне пылающего костра, силуэты мужчин что-то выпивают, вероятно, алкоголь, так как мужчины навеселе.  Возможно, Маугли в этой сцене противопоставляется людям и выглядит гораздо больше человеком, хоть и вырос среди зверей.

Секс:

Отсутствуют.

Насилие:

Возрастной ценз у фильма - 6+, но мы не рекомендуем детям в возрасте шести лет смотреть этот фильм, особенно в кинотеатре, так как фильм содержит довольно жестокие сцены схваток между животными. Также есть множество сцен с элементом внезапности, что буквально заставляет вздрагивать в кресле. Поэтому считаем, что фильм больше подойдёт уже для подростков.

Мораль:

Надо сказать, что дети любят подражать главным героям, поэтому такой образ Маугли однозначно полезен с точки зрения воспитательной функции, формировании в ребёнке правильного целеполагания.

Возрождение идеи о человеке-творце, к тому же обладающем определёнными нравственными мерилами (Маугли не будет поджигать лес из-за своей прихоти), возможно, поможет переломить тренд «Бери от жизни всё», поможет подрастающим поколениям понять, что они должны делать, как они должны относиться к окружающему миру, чтобы в  дальнейшем строить светлое будущее.

Конечно же, смотря этот фильм, невольно сравниваешь его с отечественной версией мультфильма «Маугли», являющейся с точки зрения соответствия книге Р.Киплинга, опять же, образов и посылов эталоном не только мультипликации, но и художественного произведения вообще. Такому мультфильму сложно что-то противопоставить, да и невозможно, поэтому просмотр очередной экранизации «Книги джунглей» откровенно вызывал скепсис, но, надо сказать, фильм на удивление порадовал и получился вполне смотрибельным, хотя по глубине смыслов и уступает советской экранизации.

Олег Ищущий

Мой комментарий:
Огонь - символ технологий, бесконтрольно разрушающих мир природы и мир человека. Только Человек способен взять под контроль Огонь. Новый человек с внутренним разгорающимся огнём человечности, сопереживания и понимания. Конечно фильм в данной трактовке просто аллегория. Джунгли - это городские каменные джунгли нашей цивилизации, где все против всех. Где есть элитные группировки, борющиеся против друг друга. Где определяющим тренд динамики общества является жажда власти и наслаждений. Нового человека ждут и элиты и простые люди, чувствуя, что именно новый человек является ключом к будущему. Без нового человека Огонь технологий, замешанный на жажде власти и наслаждений уничтожит джунгли и зверей, так и не ставших настоящими людьми.

будущее, Прометей, элита

Previous post Next post
Up