Мне очень хочется продолжить отчет о моем недавнем зимнем путешествии по Франции. Из Осера мы поехали в известное цистерцианское аббатство Понтиньи, которое находится недалеко от города.
Цистерцианское аббатство Понтиньи - один из пяти старейших и важнейших монастырей ордена (вместе с Сито, Клерво, Моримон и Ла-Ферте). Несмотря на то, что окружавшие монастырь дома монахов разрушены, главное здание монастырского комплекса находится в отличном состоянии.
Сперва хочется вспомнить отрывки из книги
Лео Мулена "Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.)":
«Цистерцианский храм есть выражение мечты о нравственном совершенстве».
Режин Перну однажды сказала, что «средневековое искусство - это изобретательность» . Тщетно пытались найти в нем более или менее ловкое стремление подражать римскому или восточному прошлому. Средневековье не собиралось слепо копировать быт древних, разве только мимолетно. Нет, эпоха Средних веков выражала в искусстве то, что она ощущала в самой глубине своей души, и так появлялись шедевры искусства.
Осмелимся даже сказать, что «на протяжении всей эпохи Средневековья… искусство не отрывалось от своих истоков… оно выражало Святое… Горнее в этом вторичном языке, которым является Искусство во всех его проявлениях» (Р. Перну). Только одно это присутствие может объяснить невыразимую красоту, какую источают даже самые скромные монастырские строения: кухня в Алькобаса в Португалии или в Фонтевро, трапезная в Фоссанова, теплая комната в Сенанке или Сильвакане, умывальная комната в Маульбронне, больница в Мач-Уэнлок в Англии, зал капитулов в Эвербахе в Германии или в Лакоке в Англии. Оставим в стороне такие сооружения, как храмы, крипты (подземные церкви), монастырские галереи, где естественно во всем своем великолепии проявляется вера, творящая такую красоту. Это она заставляет нас испытывать горечь при взгляде на трагические развалины Клюни, Риево или Вилле-ла-Виль. Именно отсутствие веры столь неумолимо обнаруживается в большинстве современных построек, даже если они церковные. На протяжении столетий монахи возводили храмы во Славу Божию и строили жилища для людей, до конца преданных Ему, благодаря чему в изобилии творилась красота. С тем или иным успехом земная религиозность проникала во все, и не только в архитектуру.
Монастырское искусство (которое не полностью совпадает с религиозным искусством в понимании светских людей или мирян) - это читаемое искусство. Или, лучше сказать, оно - книга и чтение, доступное зрелище, моральный и церковный урок, символ и образец. Ни храм, ни монастырь не являются эзотерическими творениями. Монастырь совершенно наглядно демонстрирует, каким именно потребностям он отвечает, что он есть для всех, приходящих в него, чего он ожидает от них на протяжении одного дня и многих лет.
Любуйтесь не ценной доскою портала,
Но красотою работы немалой -
эту надпись велел сделать Сугерий, аббат Сен-Дени, отец готического искусства, на двери в свою базилику. Действительно, подобное произведение «не блистает, полнясь тщеславием, эта красота светит только для того, чтобы позволить слепой, греховной, погибающей душе человека достичь подлинного великолепия, истинного света», ибо XII век понимал Красоту как чистоту и свет, а произведение искусства - как плод избавления от тьмы, победы человека над мраком.
Во всяком случае, достоверно одно: искусство и пышное, и строгое признавалось всеми как один из прямых путей, ведущих к Богу. Но словом «искусство» называлось множество различных проявлений творчества, менявшихся в различных обществах и в разные века в соответствии с тем духом, который вдохновлял ту или иную группу людей или отдельного мастера.Как выразить торжество веры? Архитектурным великолепием? Взлетом колонн? Чудесными витражами? Или же бедностью, строгостью, неподвижностью линий? Клюни или Сито? Об этом можно спорить до бесконечности.Как и о строгом, очень строгом и строжайшем соблюдении устава.
Мы понимаем, что цистерцианцев, картезианцев, премонстрантов, валломброзанцев или гранмонтанцев вдохновляла крайняя строгость в архитектуре (и мы охотно разделяем их вкусы, потому что, именно за это больше всего любим XII век).Но повод ли это для неприятия готических соборов, этих «проповедей в камне», этой «эстетики света»?...
Когда мы приехали в аббатство, то оно и ближайшие поля были окутаны туманом:
Понтиньи - древнейшее место, основано в 1114 году Гуго Маконским, сподвижником аббата Сито Стефана Хардинга. Поэтому испытываешь необыкновенные ощущения, когда входишь на территорию монастырского комплекса через старинные ворота с посаженными вокруг многовековыми деревьями и ступаешь по кладке, которой на вид 1000 лет и по которой столько столетий ездили монахи, королевские и знатные особы, желавшие посетить аббатство.
Напомню, что орден цистерцианцев был основан святым Робертом Молемским в 1098 году, как орден строгого соблюдения устава святого Бенедикта. До 1113 года единственным монастырём цистерцианцев оставался Сито, давший ордену название. Двумя событиями, способствовавшими стремительному росту ордена, стали назначение на пост настоятеля Сито деятельного Стефана Хардинга и вступление в ряды цистерцианцев святого Бернара в 1112 году.
В 1113 году был основан Ла-Ферте, который стал первым дочерним монастырём ордена. Годом позже осерский каноник Хильдеберт попросил Стефана Хардинга основать новый монастырь рядом с Осером. Настоятель Сито послал для этого 12 монахов во главе с Гуго Маконским, которые и основали новую обитель, получившую имя Понтиньи. Гуго стал первым аббатом нового монастыря, а позднее в 1151 году - епископом Осера. Ветвь Понтиньи быстро росла, на протяжении последующих десятилетий монахи Понтиньи основали 22 новые обители. Написанная Стефаном Хардингом конституция ордена «Carta Caritatis» определяла особую роль пяти старейших цистерцианских монастырей (Сито, Ла-Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон), их настоятели составляли коллегию, управлявшую делами ордена.
В XIII веке был построен основной массив монастырских зданий, который впоследствии неоднократно перестраивались. Начиная с XV века начался постепенный упадок Понтиньи. В 1569 году во время религиозных войн во Франции аббатство было осаждено, а потом штурмом взято гугенотскими войсками. В огне погибла большая часть монастырских строений. Бежавшие из монастыря монахи успели спасти только мощи св. Эдмунда. Аббатство было восстановлено лишь частично, но тем не менее продолжало существование вплоть до Великой французской революции, когда монастырь был закрыт и продан с аукциона. Большая часть монастырских построек была уничтожена, но церковь сохранилась. В начале XIX века бывшая монастырская церковь стала обычной приходской. Эту функцию она исполняет по сей день.
Рядом с церковью аббатство расположено кладбище.
Изумительная природа Бургундии:
Прекрасная цистерцианская архитектура Понтиньи внутри. Напомню, что монастыря началось в 1114 году, завершено около 1190 года. Впоследствии здание аббатства неоднократно подвергалось перестройке, однако в целом раннеготический облик был сохранен.
С аббатством Понтиньи связано несколько известных исторических персонажей:
Гуго Маконский, основатель и первый аббат, впоследствии епископ Осера.
Томас Бекет, провёл в Понтиньи два года, ища убежища после конфликта с королём Генрихом II.
Стефан Лэнгтон, жил в Понтиньи с 1207 по 1213 год, будучи изгнанным королём Иоанном Безземельным.
Святой Эдмунд, умер и похоронен в аббатстве, покровитель Понтиньи. После канонизации его могила в Понтиньи стала объектом почитания.
Адель Шампанская - королева Франции. Похоронена в церкви аббатства. Супруга Людовика VII.
Понтиньи был одним из промежуточных пунктов на пути Святого Иакова.
Мощи Святого Эдмунда, который умер и похоронен в аббатстве. После канонизации его могила в Понтиньи стала объектом почитания:
Торжественная церемония перенесения мощей Святого Эдмунда в аббатство Понтиньи состоялась в начале июня 1247-го года. В "Истории канонизации и перемещении Блаженного Эдмунда", написанной вскоре после 1252-го года Альбертом Сюербеером , архиепископом Армы и главой процесса канонизации Эдмунда, упоминается присутствие на церемонии "благочестивого короля Франции Людовика и его почтенной матери королевы Бланки (которая сейчас мирно спит в могиле), и трех графов, королевских братьев, Робера д'Артуа, Альфонса де Пуатье и Шарля д'Анжу, который позднее станет графом Прованским, и их сестры Изабеллы, дочери короля и сестры короля, которая тем не менее была ни кто иная, как королева, так как она присоединилась к Христу Королю цветком девственности.
В 1843 году в Понтиньи была учреждена религиозная конгрегация «Общество святого Эдмунда». В 1909 году Понтиньи было куплено философом Полем Дежарданом, который в периоды с 1910 по 1914 и с 1922 по 1939 года проводил здесь ежегодно так называемые «Декады Понтиньи», десятидневные конференции, на которые собиралась интеллектуальная элита Франции. В Понтиньи приезжали Антуан де Сент-Экзюпери, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Томас Стернз Элиот, Томас Манн и другие выдающиеся личности.
После смерти Поля Дежардана в 1940 году Понтиньи было выкуплено обществом святого Эдмунда, организовавшего здесь колледж своей конгрегации. С 1954 по 1967 год Понтиньи принадлежало экстерриториальной епархии «Французская миссия». С 1968 года по настоящее время в Понтиньи располагается один из центров Ассоциации адаптации людей с физическими недостатками (L’ADAPT).
Аббатство Понтиньи вышло из тумана:
Кстати говоря, монахи Понтиньи внесли большой вклад в развитие виноградарства и виноделия в Бургундии. Именно они насадили виноградники для производства вина, которое затем стало известно как Шабли.
Деревушка Понтиньи: