Крупнейший город на самом севере прекрасной Франции.
Впервые название города Лилль (Insula) появляется в исторических документах в 1054 году.
В 11 веке Лилль был только небольшим феодальным местечком, расположенном на острове в излучине реки посреди болот. В этом месте был построен замок, а вокруг него со временем появилось торговое предместье. Всё это явилось отправной точкой появления города, но его укрепление и развитие письменно датируются только применительно к периоду правления графа Фландрии Бодуэна (Балдуина) V (1035 - 1067), получившего прозвище «Бодуэн Лилльский».
Когда 2 марта 1127 года в результате заговора горожан Брюгге и некоторых баронов был убит бездетный граф Фландрии Карл Добрый, король Франции Людовик VI Толстый передал Фландрию норманнскому принцу Вильгельму (Гильому) Клитону (Guillaume Cliton), по бабушке происходившему из фламандского графского рода. В тоже время Вильгельм Клитон был сыном Роберта III Нормандского и внуком покорителя Англии Вильгельма Завоевателя. Он, как и его отец, всё время стремился завладеть английским престолом.
После гибели Клитона 28 июля 1128 года графом Фландрии стал двоюродный брат Карла Доброго Тьерри Эльзасский (Thierry d′Alsace), подтвердивший коммунальную хартию Лилля. Он и его преемники сделали Лилль одной из своих главных графских резиденций. В 12 веке Лилль превратился в один из наиболее процветающих городов Фландрии, главным образом, благодаря активному развитию сукнодельных и ткацких предприятий.
Это процветание было прервано войной между графом Фландрии Ферраном (Фердинандом) Португальским, союзниками которого были Англия и Священная Римская империя, и королём Франции Филиппом II Августом, который в июне 1213 года захватил Лилль и оставил там править своего сына Людовика (будущий король Людовик VIII Лев). Помимо этого он разместил в городе многочисленный гарнизон, противостоявший осаде войск Феррана. Затем граф снял осаду и ушёл, но не замедлил занять город, когда королевская армия ушла из Лилля с приближением зимы. Филипп II Август, в свою очередь, предпринял повторный поход, второй раз захватил Лилль и наказал его на этот раз самым суровым образом: весь город был сожжён.
В состоявшейся 27 июля 1214 года непосредственно перед воротами Лилля «Битве при Бувине» англо-фламандско-немецкая коалиция потерпела сокрушительное поражение, а граф Ферран попал в плен к Филиппу. В этой ситуации городом стала управлять его супруга Жанна I (1188 - 1244). В 1226 году по договору в Мелёне король Франции согласился освободить Феррана из плена за огромный выкуп. Каким бы полным ни было разрушение города, его жители несколько лет выступали на стороне графа и гарантировали соблюдение этого договора. В мае 1128 года войска короля ушли из города. Годом позже лилльцы восстановили городские укрепления.
Очень скоро Лилль вновь стал процветающим городом, получил новые муниципальные привилегии, повторно отстроил свой рынок, учредил новые ярмарки, ввёл в эксплуатацию новые источники водоснабжения, улучшил водные пути, которые его пересекали, и смог выплачивать те огромные суммы, которые от него требовали граф и король. В 1235 году вдова умершего в 1233 году Феррана Португальского графиня Жанна I издала для Лилля хартию, согласно которой горожане стали избирать бургомистра (мэра) города. В те времена Лилль насчитывал уже 10 тысяч жителей.
В конце века разразившаяся война во второй раз разрушила благополучие Лилля. В результате интриг короля Франции Филиппа IV Красивого (1268 - 1314) между ним и графом Фландрским разразилась война. Захвативший Фландрию 23 июня 1297 года король расположился лагерем перед Лиллем и после девяти недель осады вынудил Лилль капитулировать. В 1300 году граф Ги де Дампьер с двумя старшими сыновьями, Робертом и Гильомом, сдался в плен к королю, а Фландрия была присоединена к королевству. Однако, уже на следующий год началось восстание покоренных фламандцев, которых сильно притесняли французский наместник и другие ставленники Филиппа, а также их сильно возмущали введённые королём новые налоги. Восстание, во главе которого встал младший сын Ги, Жан I охватило всю Фландрию.
11 июля 1302 года состоялась битва при Куртрэ, известная также как «битва золотых шпор», в результате которой французская армия потерпела сокрушительное поражение. Цвет французского рыцарства погиб на поле битвы, на котором фламандцы собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых рыцарских шпор, а общие потери французского войска, включая оруженосцев и пехотинцев, составили около 4 тысяч человек. В итоге французы утратили контроль над Фландрией, а Лилль был захвачен фламандцами. В 1303 году правителем Фландрии стал старший из оставшихся на свободе сыновей Ги, Филипп (1263 - 1318). Филипп Красивый так и не смог подавить восстание, в результате чего был вынужден в сентябре 1303 года заключить перемирие, а также освободить графа Ги с сыновьями. Но в июле 1304 года французская армия снова вторглась во Фландрию и 10 августа разгромила Ги при Зирикзее. Ги де Дампьер опять оказался в плену. 18 августа состоялась битва при Монс-ан-Певель (Mons-en-Pevéle), после которой остатки разбитой армии фламандцев укрылись в Лилле. Филипп Красивый снова осадил город, который в итоге капитулировал 24 сентября. По заключённому в 1305 году миру в Ати-сюр-Орж, территории Лилля, Дуэ и некоторых других городов отошли к Франции.
В начале в 16 века Кастилия и Арагон (Испания) стали принадлежать Габсбургам. В 1555 году, после раздела владений Габсбургов, Нидерланды, включая Лилль, перешли под власть сына императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга Филиппа II, ставшего в 1556 году также и королём Испании.
В 1579 году реакционное католическое дворянство валлонских провинций Нидерландов подписало в Аррасе соглашение о неприкосновенности католицизма и сохранении власти Филиппа II над Нидерландами. Это соглашение (т. н. «Арраская уния») было ратифицировано штатами южных областей Нидерландов, в том числе и штатами Лилля. В 1581 году семь расположенных на севере Нидерландов протестантских провинций объявили Филиппа II низложенным и образовали Республику Соединённых провинций Десять католических провинций Южных Нидерландов, включая Фландрию со столицей в Лилле, остались под контролем Испании.
В первой половине 17 века в Лилль вернулось былое благополучие, но оно было прервано разразившейся в 1635 году Франко-испанской войной; в 1645 году пригороды Лилля были опустошены вторгшейся французской армией. Эта война закончилась Пиренейским миром 7 ноября 1659 года, по которому графство Артуа перешло Франции, в то время как Лилль остался за Испанией.
В 1665 году умер король Испании Филипп IV, и французский король Людовик XIV потребовал передать ему Фландрию от имени его супруги, инфанты Марии-Терезы Австрийской. В начавшейся войне с Испанией войска Франции довольно успешно захватывали города Фландрии. В августе 1667 года Лилль был осаждён французскими войсками под командованием военачальника и выдающегося инженера Себастьяна де Вобана. Осада продолжалась до 25 сентября, пока не капитулировал гарнизон Лилля.
Но 23 января 1668 года против Франции образовался Тройственный союз в составе Англии, Голландии и Швеции, который вынудил Людовика XIV остановить наступление и подписать 2 мая 1668 года с Испанией мир в Аахене. По этому договору Фландрия вместе с Лиллем перешли к Франции. В том же году назначенный комендантом Лилля Вобан построил пятиугольную цитадель, которая считалась одной из самых неприступных в Европе. В 1672 году комендантом Лилля стал широко известный по роману Александра Дюма Шарль де Бац де Кастельмор д′Артаньян (Charles de Batz de Castelmore d′Artagnan).
Во время Войны за испанское наследство (1701 - 1714) Лилль, который защищали около 15 тысяч французских солдат под командованием маршала Буфле, капитулировал 23 октября 1708 году после нескольких месяцев осады войсками английского маршала Джона Черчилля герцога Мальборо. Сама же цитадель Лилля сдалась только 8 декабря. Город оставался в руках антифранцузской коалиции (Англия, Голландия, Австрия и др.) пять лет до заключения в 1713 году Утрехтского мира, когда он был возвращён Французскому Королевству.
После присоединения к Франции торговля и текстильная промышленность Лилля, ранее ориентированные на рынки Англии и Голландии, переживали процесс постепенной адаптации к рынкам Франции. В начале 18 века в Лилле начала свою работу одна из самых больших в Европе фабрик по производству керамики.
Во время Великой французской революции конца 18 века Лилль, остававшийся глубоко католическим городом, не пережил настоящей народной революции, хотя бунты в городе происходили, как и в других городах Франции. В 1790 году Лилль получил свой первый избранный муниципалитет.
Прогулку по Лиллю я начал с церкви Сен-Морис:
В 19 столетии городской архитектор Филипп Канниссье начинает вести в церкви реставрационные работы. Именно благодаря мастерству Канниссье облик здания стал однородным; в восточной части были возведены ризницы, а к нефу добавились три пролёта и колокольня. Церковь стала очень просторной, так как в скором времени она должна была превратиться в кафедральный собор (проект не осуществился - в 1854 году началось строительство базилики Notre-Dame-de-la-Treille). Фасад украсили произведения лилльских скульпторов Анри Бьебюка, Феликса Уидье и Жюля-Виктора Эйда, в интерьере также появилось много произведений искусства. Во время Революции церковь была разграблена, однако к началу 19 века часть имущества удалось вернуть. Кроме того, сюда привезли множество картин из разрушенных монастырей и церквей Лилля. Окна украсили витражи работы Шарля Годеле, выполненные по эскизам Виктора Мотте; во время войн витражи пострадали от бомбардировок, но впоследствии были восстановлены.
В архитектурном отношении эта однонефная церковь представляет собой так называемый зальный храм: здание вытянуто в длину, все пролёты нефа имеют одинаковую высоту; стиль очень близок к брабантской готике, характерной для церквей, строившихся в Нидерландах. Башню фасада венчает ажурная «стрелка». Интерьер оформлен довольно сдержанно, капители колонн декорированы изображениями вьющихся растений. Необычна апсида: деамбулаторий и капеллы перекрыты одним сводом, эта часть здания напоминает древнюю коллегиальную церковь святого Петра, разрушенную во время Революции.
Церковь святого Маврикия хранит множество произведений искусства: скульптуры 17-20 веков, предметы культа, картины самых известных авторов (Луи Ватто, Жана-Батиста Россиньоля и многих других). Принято особо выделять некоторые, например, полотна Якоба ван Оста Младшего (1639-1713): «Экстаз святой Терезы», «Святой Антоний Падуанский и младенец Иисус» и многие другие. Ещё один шедевр - дароносица святого Маврикия работы лилльского мастера Луи Дебуври, это одно из красивейших ювелирных творений в неоготическом стиле. Здесь же можно увидеть надгробный памятник Шарлю Фердинанду де Бурбону, герцогу беррийскому, выполненный парижским скульптором Эдме-Этьеном Гуа. Отдельного упоминания заслуживают монументальные неоготические красочные витражи Шарля Годеле, украшающие неф и хоры.
Справа здание оперы Лилля первой половины XX века, а слева - здание Торгово-промышленной палаты, построенной в 1910-м году.
Здание Старой биржи - один из красивейших памятников архитектуры Лилля и яркое свидетельство того, как развивалась местная экономика в эпоху Grand Siècle (17-18 столетия). Этот, по сути, дворец построил в 1652-1653 городской инженер и архитектор Жюльен Дестре специально для торговых людей, которым обычно приходилось организовывать свои деловые встречи на открытом воздухе. В 19 и 20 столетиях здание Биржи реставрировали; чтобы как-то отметить свой вклад в восстановительные работы, многие крупные предприятия региона, участвовавшие в реставрации, разместили свои гербы в картушах над окнами верхних этажей. В 1910 году в Лилле построили здание Торгово-промышленной палаты, и с тех пор биржа стала называться Старой; в 1921 году её внесли в дополнительный реестр исторических памятников.
Постройка Дестре получилась очень целостной и гармоничной, она состоит из 24 одинаковых домиков, объединённых в большой четырёхугольник, внутри которого находится тихий дворик. Он со всех сторон окружён крытыми галереями, зайти во двор можно через четыре входа. В архитектуре здания встречаются типичные черты фламандского ренессанса 17 века, в котором яркие краски сочетаются с богатыми формами: фруктовые гирлянды, рога изобилия, щедро декорированные пилястры и стеновые блоки. Пышный декор здания восхищает, всех атлантов и кариатид просто невозможно сосчитать. Верхушку башни здания украшает скульптурный символ городской Биржи - бог торговли Меркурий.
Во внутреннем дворе, который открывается в послеполуденные часы, работает букинистический рынок и цветочный базар. Здесь же играют в шахматы, а с июля по сентябрь устраивают воскресные танцевальные вечеринки.
Кафедральный собор Лилля:
История создания лилльского кафедрального собора связана с одной интересной скульптурой 12 века. Примерно в 1238-1254 годах в самой могущественной на тот момент церкви Лилля - коллегиальной церкви святого Петра появилась статуя Богоматери Виноградной Лозы (Notre Dame de la Treille). Её имя произошло от названия виноградника (treola, франц. - treille - лоза), находившегося неподалёку от города. Голова скульптуры была сделана из мрамора, а туловище - из раскрашенного белого камня. Красивая статуя оказалась непростой: в течение нескольких веков с её участием происходили целые серии чудес. 28 октября 1634 мэр Лилля Жан лё Вассёр возложил к её ногам ключи от города, и Мадонна стала официальной покровительницей Лилля. Отныне праздник в её честь отмечался 28 октября, а не как раньше - в первое воскресенье после Дня Святой Троицы. За время своего существования статуя Богоматери перенесла многое: в 14 веке после разгрома церкви святого Петра от неё осталась лишь мраморная голова; в 15 веке статую восстановили «до колен», а завершилась реставрация Мадонны при Людовике XIV. В конце 18 столетия родной дом Мадонны - коллегиальная церковь святого Петра перестала существовать, Богоматери более не оказывали должного почтения. Статую купил один священник, он поместил Мадонну в церковь святой Екатерины, где она буквально стояла в углу, пока в 19 веке новый кюре церкви Шарль Бернар не решил восстановить культ почитания Богоматери Виноградной Лозы. Местные промышленники поддержали кюре, так появился замысел построить роскошную церковь в стиле готики 13 века. Конкурс на лучший проект был международным, архитекторы представили 41 идею. Победил лилльский зодчий Шарль Леруа, и в 1854 году был заложен и благословлён первый камень в фундаменте храма. Уже в 1872 чудотворная статуя заняла подобающее ей место в новой церкви, а спустя 150 лет после начала строительства кафедральный собор был закончен (в наше время работы вели ирландский инженер Питер Райс, специалист по стальным конструкциям, и лилльский архитектор Пьер-Луи Карлье).
Здание собора построено в неоготическом стиле. Главный фасад - его создавал Пьер-Луи Карлье - выглядит совершенно самостоятельным архитектурным произведением. Его центральная часть исполнена в виде 30-метровой стрельчатой арки, облицованной тонкими пластинками белого мрамора, которые скреплены металлической конструкцией Питера Райса. Вверху - традиционный круглый витраж работы Ладисласа Кижно с целым калейдоскопом изображений. Здесь можно увидеть и Воскресение Христа, и древо Иессея, и архангела Михаила, который борется с драконом, а также многие христианские символы. Центральный портал украшен изображением Девы Марии и виноградных лоз. Северный портал посвящён святому Иосифу, южный - святому Губерту, оба портала декорированы множеством скульптур. Напротив южного портала располагается трёхэтажная кирпичная колокольня, на каждом из этажей находятся колокола с различными голосами.
Великолепен и интерьер собора, помещения пышно декорированы живописными мозаиками, витражами. В просторной крипте находятся погребения епископов и некоторых лилльских промышленников, а в апсиде можно увидеть символический надгробный камень Жана лё Вассёра (символический - так как его останки были спрятаны во время Революции).
Госпиталь Графини (Hospice Comtesse):
В историческом центре Лилля рядом с пересохшим руслом реки Дёль расположен небольшой комплекс зданий, большинство из которых относятся к 17 веку. Это госпиталь Графини (иногда его ещё называют госпиталем Богоматери), задуманный и построенный Жанной Константинопольской, правительницей Фландрии и Геннегау первой половины 13 века. В 1236 году на территории своего собственного дворца Жанна создала госпиталь для бедняков и паломников. Графиня заботилась о благосостоянии больницы и преподносила ей щедрые дары: так, госпиталю принадлежали мельницы Лилля и Ваземма (который тогда был ещё не городским кварталом, а деревней) и доходы от них. В 1468 году все здания госпиталя сгорели, но уже к 1472 было восстановлено помещение для больных, а между 1477 и 1482 - заново отстроен первый этаж дома, где размещались августинцы. Спустя почти 200 лет также от пожара пострадала часовня при госпитале, однако довольно быстро была построена новая, а в 1724 году завершили парадный двор. Во время Революции всех пациентов перевезли в больницу Спасителя (hôpital Saint-Sauveur), а госпиталь Графини превратили в приют для стариков и сирот, который просуществовал до 1939 года. С 1969 и по сей день на территории бывшего госпиталя располагается музей.
Сохранившиеся постройки 15 и 17 веков признаны историческими памятниками в 1923 году (некоторые части архитектурного ансамбля внесли в реестр памятников лишь в 1991).
Музей в зданиях бывшего госпиталя основал известный французский этнограф и музеолог Жорж-Анри Ривьер. В одном из помещений детально воссоздана обстановка фламандского дома 16-17 веков (декор, мебель, предметы искусства, натюрморты и т.п.); в другом представлена история города от времён Старого Порядка до Революции: символы могущества Лилля, портреты представителей графской династии Фландрии. Кроме того, посетители могут полюбоваться картинами живописцев Фландрии и Северной части Франции, гобеленами и ювелирными изделиями местных мастеров, здесь организуют также и различные временные экспозиции.
Современное искусство рядом с хосписом графини:
Здание роскошного музея Изящных Искусств Лилля: