Писал ранее, что в
предыдущей жизни был буддистом и испытываю очень тёплые чувства к этой религии.
Как только вспомнил в сессии одитинга обстоятельства жизни и смерти в Бирме, меня зверски потянуло туда, где когда-то было хорошо. С другой стороны, всколыхнулись драматизации. Я переживал, что там всё ровно также как и раньше, ничего не изменилось.
Поэтому при первой же возможности в ноябре 2013 года я отправился в Бирму. Визу в посольстве делают за неделю.
Прямых рейсов из Москвы в Янгон, столицу Бирмы, нет. Только через Бангкок, Тайланд. Начал рыскать по поисковикам и самым дешёвым оказался перелет в Бангкок через Шри-Ланку. Такая вот "случайность".
- Ну это даже хорошо, - подумал я, и запросил через интернет транзитную визу у ланкийских властей. Такая виза бесплатна, но выдается всего лишь на два дня. А больше мне и надо.
Прилетаю примерно в 8.00 в аэропорт столицы Шри-Ланки Коломбо. Шлепают штамп в паспорт и я на улице. К аэропорту примыкают что-то типа ларьков-павильонов. В них обменники и турагенства. В первом же согласовываю маршрут и нанимаю за 300$ машину с водителем. В самом Коломбо делать совершенно нечего: особых достопримечательностей нет, а есть жуткие пробки и вечная людская борьба за выживание.
Мне нужны значимые охраняемые Юнеско буддистские святыни.
Первая точка маршрута - это Анурадхапура, древний город буддистских монахов. Пять тысяч монахов жили в одном месте и ни в чем себе не отказывали благодаря финансированию короля. Но об этом позже, а пока еду и смотрю вокруг.
Несколько раз вижу попутные группы велосипедистов. Оказывается страна готовится к каким-то большим всеазиатским спортивным состязаниям типа Олимпийских игр.
Мелькают храмики и храмы:
Какая-то страна-лужайка
Спустя 4-5 часов подъезжаем к Анурадхапуре. И тут первая достопримечательность. Храм, музей и ... летучие мыши.
На стенах древние фрески и лежачий Будда.
Глядя на Будд здесь и далее, вспоминаются слова Уинстона Черчиля: "Я никогда не стоял там, где можно было сидеть и не сидел там, где можно было лежать"
Далее интересный храм, совмещенный со скалой:
В скале странная расщелина:
А если приблизиться и приглядеться:
Главное, не лезть туда со своим уставом
Тут же пагода-захоронение какого-то великого святого:
Ступеньки на скалу
А там на вершине еще один древний лежачий будда, защищаемый от туристов оградой:
С этим всё. Едем дальше к очень значимой гигантской ступе. Тут запарковался колоритный ямайский джипик:
Мой водила трёт с билетером о проходе к святыне:
И вот и сама ступа. Её значимость в глазах буддиста создана не только размерами, но и кусочком тела Будды (Гуатамы Сидхартхи), оставшегося после кремации. Я так понял, это фрагмент ключичной косточки.
Тут же рядом еще одна ступа сопоставимых размеров. И в неё замурованы волосы Будды. Дело в том, что к Будде приходило много паломников со всей Азии послушать его мудрые речи и озарения после медитации. Для тех, кто ему понравился, Будда вырывал несколько волос из своей густой шевелюры. Таким образом были заложены древнейшие, а значит, самые почитаемые пагоды.
Правильным является обойти вокруг неё и помолиться. Я ограничиваюсь прогулкой.
Тут же трудятся...зэки, отрабатывают свое наказание. Вместо рассыпавшихся от старости кирпичиков кладут новые. Впрочем, вид от этого не страдает:
Далее въезжаем непосредственно в древний город Анурадхапура (5 век д.н.э.) - ровесник Гуатамы Сидхартхи.
Едем в основное, не реставрированное обиталище монахов:
К сожалению, здания толком не сохранились. Остались фундаменты и колонны. Слишком долго здесь жили только обезьяны. Аж в 1820 году город был обнаружен английским охотником в джунглях.
Повсюду вот такие старенькие деревца. Живут более тысячи лет.
С этого, с позволения сказать, корыта кормились монахи.
Рядом с "корытом" лежит кухонная утварь. Это каменная штука применялась для раскатывания и растирания ингредиентов еды.
Другой элемент кухни:
А вот и грандиозная монашеская купальня:
Это полноценное инженерное сооружение со всеми коммуникациями:
Резьба по камню на элементах купальни:
Это вам не кирпичные общаги строить на Рублевке. Эта штука существует и еще будет существовать тысячи лет!
Далее еще одна гигантская пагода с кусочком плоти Будды:
Внутри небольшое помещение для молитв с явным новоделом:
Как-то они не стесняются миксовать индуизм и буддизм. У христиан иначе: все грешники, кроме твоей секты.
На территории города проживают жители, которые задействованы в обслуживании этого памятника:
Эта статуя Будды особо почитаема:
Может быть из-за её особенности? Она улыбается, если смотришь на неё сбоку
Ещё одна высокотехнологичная купальня:
Специальное инженерное приспособление для регулирования уровня воды в бассейне:
Смотрю я на это и понимаю: неплохо святые люди обустроились 2500 лет назад:
А вот и самая гигантская пагода в мире. Так мне сказал гид. И в ней тоже волосы Будды:
Всё остальное, кроме пагод и бассейнов не особо сохранилось:
А вот еще одна суперзначимость и супердостопримечательность. Это дерево бодхи. Именно под таким деревом Будда медитируя получил просветление. Но это дерево отличается от других аналогичных деревьев. Оно выросло из отростка ТОГО САМОГО дерева, под которым сидел Будда и раздавал волосы.
А бывалый местный гид критично цокает языком: ну нет, это все для впечатлительных туристов и особо верующих. На самом деле, тот отросток действительно вырос в дерево, состарился и высох на этом месте. Вместо него посадили новое дерево, чтобы святыня не пропала. И, возможно, ни единожды.
Как жаль! Очень хотелось, чтобы сказка была былью.
И везде эти странные глазки представителей древней цивилизации. Видимо, лемурийцев:
Монахов и туристов мало. Можно в тишине ходить-бродить несколько дней, пытаясь поймать вдохновение. Меня лично не особо торкнуло.
Некоторые иностранцы, живут в отеле и неделями тут тусуются, пытаясь проникнуться этой древностью, её духом. При этом жмотятся на гида. Я везде пробежался с нормальным англоговорящим гидом и видел, что фашисты, растопырив ушки почти как местные слоники, жадно ловили каждое его слово.
Важный вопрос. Анурадхапура стала столицей Шри-Ланки. Что этому способствовало?
Ни много ни мало - величайшая святыня буддисткого мира! А именно,
Зуб Будды. Так уж повелось на Шри-Ланке, что столицей становилась местность, куда привозили этот зуб.
И поэтому дальше еду в город, который стал приемником Анурадхапуры по той причине, что в него вывезли зуб, обрекая старую столицу на забвение...
Школьники носят одинаковую форму как мы в советское время:
Через пару часов приехали в следующую столицу Шри Ланки - Полинаруву.
И тут огромные пагоды:
и фундаменты зданий целого города:
Гид так и показывал мне: это была столовая, это библиотека, здесь жили воины...
Есть и более или менее сохранившиеся здания. Веет от них чем-то...мистическим. Думаю, за этим сюда едут туристы.
В укромных местечках таких зданий селятся летучие мыши. Они меня напугали, когда я туда полез:
Явно отреставрированная пагода:
Бодхи-деревья с желающими быстренько просветлиться
А вот и главная достопримечательность Полинарувы. Это четыре больших будды, вырезанных в скале. Датированы 7-м веком н.э.:
Полно сквирелов. Они повсюду
Каменная книга со святыми писаниями для потомков:
Квадратные пагоды походят на пирамиды майя. Экзотично!
Внутри ...опять будды
Для молитв у них явно было время и место:
Внутри фигуры древних героев:
За моей спиной остаток здания, где во множестве маленьких комнаток проживали жены и наложницы главы государства. В тесноте да не в обиде
Видать, немало их было. Ну на то и нужен глава государства, что бы быть всё время занятым.
А это остов парламента. Да-да, при монархе был парламент, как в цивилизованном обществе:
На этом с Полинаруву всё. Ночуем в отеле неподалеку. По всем каналам круглосуточно показывают сериалы и регби. У них просто культ рэгби, спорт номер один. Есть свои национальные звезды, которые копируют образ жизни голливудской богемы.
Утром едем дальше. Много новодела. Вообще не впечатляет:
Древность привносит дополнительную значимость.
Красивая страна-лужайка:
Найдите на этой картинке кота. Ну хотя бы мангуста.
Народ батрачит на земле по-старинке:
Подъезжаем к следующей достпримечательности - Сигирии (на синигальском - Лвиная скала).
Сигирия - это нечто!
Это гигантская каменюка высотой 400 метров посреди равнины. Откуда она там взялась?
На её вершине в 5 веке н.э. обустроился король Касапа, опасаясь мести брата за убийство их отца.
Там он чувствовал себя в безопасности...с пятьюстами наложницами. Еще один занятой правитель
Перед входом тусуется толпа гидов и пристает к одиночным туристам вроде меня с вопросом: "Ты откуда?". Узнав, что из России все отвалили, кроме одного. Маленький ланкиец неплохо болтал по-нашему. Я его спросил, где учил язык. Ответил, что сам выучил по самоучителю. Круто, надо брать!
Вокруг широкий и глубокий ров:
Когда-то территория была засажена садами. Райские кущи были здесь:
Мощные оросительные системы:
Тут даже фонтаны самотеком били!
Мы с местным неулыбчивым монком. Думаю, его солнце напекло:
Подхожу к самой скале:
Некоторые выемки и гроты были заложены камнем. Почему?
Вообще клевое место. Как-то приятно здесь находиться.
Вид потрясный открывается. А это еще не самый верх.
На пути вверх есть выемки с фресками, которые считаются бесценным наследием человечества. К сожалению, они постепенно уничтожаются дождями и ветром.
Есть стена с надписями. Я думал, это современные ланкийцы пишут "Здесь был Вася", а оказалось, что это гости короля оставляли свои наилучшие пожелания и стихи:
Какая-то чудная конструкция, назначение которой гид не смог объяснить. Вместо этого гид совершенствовался: он спрашивал, а как по-русски то и это
Промежуточная площадка перед штурмом вершины. Даже полуразрушенный лев впечатляет. Представляю, какое он производил впечатление на аборигенов 1500 лет назад.
Для туристов сделали добротные металлические лестницы
а вот аборигены когда-то бегали по таким "ступенькам". Пожалуй, навернуться с них было бы фатально:
Скала изрезана водостоками с тем, чтобы питать бассейны и фонтаны внизу:
Жирные ящерки, греющиеся на солнце, - вот кого первого встречаешь на вершине:
Личная купальня короля:
Королю нравилось свысока на всех смотреть. Ну еще бы - такие виды!
От личных покоев остался только фундамент и эти ступеньки:
В этих пещерах на скале дежурила охрана короля.Высоко сижу - далеко гляжу:
Иногда король спускался сюда для совещания с министрами:
А потом жутко уставал от бюрократов и нежился в этой купели:
Закончил Касапа весьма печально, несмотря на 500 наложниц, охрану и обслуживание "Всё включено". Проиграл битву брату, и на нервной почве перерезал себе горло. Увы.
Спускаюсь вниз:
Скала "Голова змеи":
Внизу мне предложили окунуться в ланкийскую глубинку. Ну это как показать ребёнку конфету. Конечно, я согласился!
Впрягли ослика в повозку и поехали в джунгли:
Ехали недолго и вышли к озеру:
Пересели в лодку с двумя гребцами и не спеша поплыли к другому берегу:
Ух-ты, настоящий дикий павлин! Жаль, что объектив фотика слабоват.
На другом берегу приветливое лицо, лачуга и...хлеб-соль, не не сразу.
Щас пожрать сварганим. Сначала намолотим зёрен:
Я ей:
- А чо так мало?
Она:
- Не баись, нам хватит.
Растолчем всякой всячины для вкуса, цвета и запаха:
Присыпем и еще раз растолчем:
Завернем все в листик как голубец и пожарим на огне:
Встреча в верхах. Вкусно!
Рядом поле и на нем какая-то избушка на деревяных ножках метров 8-10 от земли. Оказалось, чтобы слоны не поубивали колхозников. Здесь бродят стада совершенно диких слонов. И нрав у них буйный.
Интерьер так себе. Пол звезды в долг:
Потом усадили дорого гостя в "лимузин". Еле втиснулся. И повезли обратно полями-огородами.
Следующий пункт - это древний пещерный монастырь
Дамбулла.
Ну вот и доехали. Внизу явный новодел:
А вот наверху вся история:
Старенькие статуи и фрески:
Тут же статуя какой-то царицы:
Король какой-то удостоился чести стоять рядом с буддами:
А вот живой будда:
Захожу в музей при монастыре. Много будд, подаренных разными странами и меценатами Шри-Ланке. Ну в принципе, всё верно. Что еще нужно дарить Шри-Ланке? Конечно то, чего ей не хватает - будд. Возможно, имеет смысл даже их импортировать
Ну и древности всякие, окаменелости, папирусы:
Любят они на ногах у будды что-то умное вычитать
:
Эволюция зонтиков:
Тут же игрушечная инсталляция того, с какими почестями перевозили Зуб Будды из Полинаруву в его нынешнее место хранения - Канди:
Похоже, событие было эпохальное.
С Дамбуллой всё.
Дальше водила пытался меня завести в какой-то лохотрон для туристов, помешанных на аюрведической медицине. Но я упёрся, и мы помчались в последнюю точку маршрута -
Храм Зуба Будды (Шри Далада Малигава) в Канди.
Попутно заехали еще в какую-то известную платную для туристов достопримечательность. Но у меня закончились местные деньги, а баксы разменять было негде. Поэтому сделал пару фоток издалека:
Сам город Канди какой-то чудной, разноуровневый - холмистый, и явно не приспособлен для такого количества машин. Дороги узенькие, серпантинные. Сплошные пробки.
Но вот дорога к главному Храму Шри-Ланки - Шри Далада Малигава:
Внутри ничего такого особенного. Но приятненько:
А вот и сердце Храма - внутреннее помещение, в котором несколько сундуков вложены один в другой как матрешка. А внутри...нет, не Кощеева смерть, а реальный кусочек когда-то жившего просветленного человека:
Каждое утро в это помещение открывают двери, и несколько монахов во главе с "патриархом всея Шри-Ланки" совершают длительный обряд, похожий на христианскую литургию.
Тут же висит монитор, по которому крутят видеозапись обряда. Надо отметить, делают они это с весьма скучными физиономиями. Можно понять: одно и то же каждый день круглогодично...
Есть отдельная комната с историей Будды в картинах.
Особо важный момент для любого ланкийца, это когда индийский царь хотел молотом разрушить зуб Будды. Тот не поддался,засветился, взлетел в воздух. Царь уверовал:
Но зуб всё равно выкрала ланкийская принцесса, побывавшая в гостях у индусов. Вывезла в собственной копне волос.
Рядом с храмом здание правительства англичан, когда Шри-Ланка была колонией. Они знали, где селиться:
А вот реальное чучело слона, который перевёз зуб в Канди:
С Канди всё. Истекает второй день транзитной визы, еду в аэропорт.
Суммирую впечатления. После такого интенсивного двухдневного трипа у меня был явный передоз буддизма. А ведь это только начало путешествия!
Из всего увиденного наиболее благоприятное впечатление произвела небуддистская достопримечательность - Сигирия и маленькая деревенька рядом.
Очевидны гигантские усилия, вбуханные не в сам буддизм, как средство освобождения от колеса
Сансары, а в вещественные реквизиты, символы буддизма, которым поклоняются. Реальными психотехниками высвобождения души занимаются менее 5% буддистов. Остальные просто участвуют в праздниках, обрядах и молятся человеку Будде.
Как происходит вовлечение и удержание человека в буддизме. Чтобы понять это, желательно прочитать мой
предыдущий пост.
Помимо раннего религиозного воспитания в семье и школе создаются ЗНАЧИМОСТИ.
К примеру, построили пагоду. Она должна быть большой, а лучше гигантской, чтобы тело человека существенно проигрывало по размеру. Человек должен быть маленьким!
Кто был в Министерстве образования РФ, наверняка обратил внимание на высоту потолков и дверей в кабинеты министров. Пока внутри не увидишь самых обыкновенных маленьких чинуш, кажется, что попал в обитель гигантов.
Во-вторых, пагода должна быть очень древней, намного старше человека и по этой причине вызывать почтение.
В третьих, в пагоду должна быть вмурована святыня в виде кусочка плоти полубога Гуатамы Сидхартхи.
И в четвертых, должна быть эстетика. Пагода должна сиять и блистать, поражать паломника неземной красотой. Должен быть мощный контраст между человеческой бытовухой и моментом приближения к "божественному" монументу.
Кстати, этого четвертого элемента в Шри-Ланке не очень то, а вот в Бирме...но это потом.
Предназначение этих элементов в следующем: добиться от человека, чтобы он создал постулат (свою истину):
"ЭТО НАМНОГО ВАЖНЕЕ МЕНЯ САМОГО!"
После этого человек фактически оказывается в ловушке. Он становится меньше по масштабу и способностям, чем наблюдаемый объект, явление. И далее служит, преклоняется, становится следствием. Думаю, Гуатамма Сидхартха стремился к распространению своего учения, но не такой ценой и не таким маршрутом.
Аналогичное понимание значимостей можно применить, рассматривая любые другие религии. А лучше применить его на всё свое существование.
Эта Вселенная полна ловушек, и их нужно уметь распознавать.