На Алтае находится высшая точка Сибири - гора Белуха. Ну а если что-то где-то высшее, то куче народу непременно нужно туда залезть. В этом идея высотного альпинизма
На Белуху не так просто попасть, как, к примеру, на большинство гор Кавказа. Долгая заброска и дороговизна отпугивает потенциальных восходителей. Коммерческие предложения гидов довольно дороги - от 30 тыс. рублей. Без билетов, разумеется.
Мне свезло: знакомый альпинист
Виталий Головинов пригласил в свою группу.
8 июля вылетаю из Москвы в Барнаул. В аэропорту такси до ж/д вокзала стоит 400 рублей, а яндекс-такси запросил всего 200. Пришлось использовать последний, хотя их паразитирование на водителях составляет возмутительные 25% от выручки. Т.е. 50 рублей из 200 ушло Яндексу.
Сам по себе город Барнаул не интересен. Гуглил достопримечательности - ни о чем.
Через день запланирована встреча на вокзале города Бийска с туристической группой для совместной заброски в село Тюнгур - стартовую точка для похода к Белухе.
С помощью БлаБлаКара за 200 рублей добираюсь до Бийска. Селюсь в забуканый хостел и иду смотреть достопримечательности Старого Города. Тут царит интересный дух купечества, предпринимательства, активности. Фотки сделаны экшн-камерой:
Практически каждое здание - памятник архитектуры 18-19 веков:
Вот так выглядел когда-то квартал:
Музей, посвящённый Чуйскому тракту (главной дороге Алтая), оказался закрыт из-за пожара:
Просто хожу и получаю удовольствие от вида и духа зданий, не вникая глубоко в детали. Тем, кому интересно это место, рекомендую
отличный обзор с более качественными фотографиями.
По кейсам. Если Барнаул - это обычный мегаполис с соответствующим расколбасом на всю голову, то Бийск - это нечто иное. Люди здесь более спокойные, светлые головой и телом. Остро чувствуется ментал
Русской цивилизации, который, похоже, аборигены не осознают. Что-то очень аутентичное и хорошее было здесь когда-то.
С удовольствием смотрю местных героев:
На следующее утро встречаюсь с группой заброски (это не моя группа на Белуху). Они арендовали Газель, на которой 10 часов едем в Тюнгур. Большая часть дороги убитая. Но красиво:
По дороге заезжаем в дирекцию Заповедника для покупки пропусков:
Вот и Тюнгур:
Селимся в приюте "Зеленый Дом:
В нем даже шторки пошиты из чьей-то палаточки:
Цена вопроса - 300 рублей за деревянное койко-место.
На следующее утро туристическая группа ушла в поход, а я остался ждать моих попутчиков по восхождению. Они втроем едут из Москвы на бэхе со спортивной подвеской:
Соответственно, сильно опаздывают, так как дороги не фонтан. Начинаем разбираться с вещами, рюкзаками:
Я не в курсе, что и как они хотели, поскольку просто присоединился к готовой экспедиции. А хлопцы задумали сделать заброску наших вещей на лошадях до Аккемского озера. Нам выставили счет 12000 рублей. Я, честно говоря, не был предупрежден об этих расходах, поэтому отказался от такой "помощи" аборигенов. К тому же грубость некоторых местных монголоидов оказалась не мифом. Пришлось даже одного приводить в чувство...
Понравился другой вариант заброски - ГАЗ-66 везёт нас со всем снаряжением 18 км до тур. стоянки "Три берёзы" за 1000 рублей с человека. А далее сами.
Еще одна ночёвка в "Зеленом Доме", завтрак и утренние сборы:
Итак, наша команда.
1. Организатор и руководитель группы, альпинист Виталий. Водит людей на Эльбрус. По его словам, преподавал в альп.клубе "Вестра" в Медведково, г. Москва.
2. Сергей, сотрудник Росгвардии, качок, г. Краснодар. Ходил с Виталей на Эльбрус. Доволен.
3. Сергей, йог, фитнес-тренер, вегетарианец. Ходил в походы по Кавказу.
4. Ну и я: ходил в горы не выше категории сложности 2Б под руководством "Снежного Барса" Владимира Чистикова.
Исходя из того, что маршруты на Белуху категории 3А-3Б, то, понятное дело, всю его техническую часть, альп. подготовку участников и общее руководство берет на себя самый опытный из нас - Виталий Головинов.
Стартуем:
Выгрузившись на Трех Березах, мы идём пешком по тропе в сторону Аккемского озера:
Всё довольно бодрые..., кроме маленького Виталика. Его рюкзак кажется безразмерным и полностью нагибает его к земле как горбуна из Нотр-Дама.
Это нормально, что гид и инструктор обычно самый выносливый в группе и несёт приличную часть общественного снаряжения. В данном случае он нёс веревку 50 метров, весом 4 кг, горелку и часть их общей палатки. Но и без верёвки вес рюкзака Витали перевалил за 30 кг! При том, что у всех по 25 кг.
Как так, спросил я его, но он уклонился от ответа.
Также я отметил для себя совершенно неправильное размещение верёвки на рюкзаке. Виталик повесил её вниз на стропы, куда обычно цепляют легкий каремат:
Эта верёвка окончательно "нагнула" Виталю, поскольку ему пришлось уравновешивать её наклоном туловища. Странно это всё, подумал я, но промолчал.
Насчет раздельно несомой палатки высказваю свои возражения. Если хоть один из них троих отобьется от группы, то вся группа останется без палатки. Никто так не делает. Один должен нести всю палатку, второй больше еды и горелку, третий верёвку и т.д. Но троица проигнорировала мои рекомендации.
Кто я такой, чтобы указывать другим, а тем более опытному альпинисту, инструктору, горному гиду?
В первый день проходим не очень много, отдыхаем, ждём отстающего:
Самым выносливым оказался Серёга Йог. Очень бодро бежит, причём, без трек-палок.
Первая стоянка:
На следующий день прошагали пару часов, но пришлось еще целых 40 минут ждать Виталика.
Сели перекусить:
Серёга Йог питается какими-то своими кормами:
Тут происходит невообразимое. Появляется Виталик и не может перейти через ручей по мостику. У него проявилась фобия. Он тыркается, топчется на месте и вообще уже собрается уходить назад, но я его окликаю, забираю рюкзак и переношу через мостик:
А самого Виталика через мост переводит Серый:
Очень странная фигня!
Принимаю решение дальше нести верёвку самому. Да, это лишних 4 кило и теперь мой рюк тянет на 30 кило. Но что делать то?! Оба Серёги не проявляют инициативу в этом вопросе.
Закидываю веревку под клапан рюкзака, и она не так уж сильно уменьшает скорость моего движения:
Виталик шагает чуток бодрее:
но всё равно слишком медленно. Обвешен непонятными пакетами:
Из содержимое остаётся тайной, все расспросы игнорирует:
Целый день идём по лесной тропе, постепенно набирая высоту:
Вторая стоянка:
Кругом глушь:
Я ночую в своей палатке:
К сожалению, она плохо держит сильный дождь, и мой спальник за ночь подмокает.
Утром сборы:
Серёгу-качка прикололо мое супергеройское термобельё
:
Буквально через 3 км доходим до Аккемского озера, образованного от таяния ледника:
Заселяемся в такую вот будку:
Причем, бесплатно. Рулит всеми благанами и жилыми бочками некий Владимир, набожный человек. Круглогодично присматривает за небольшим храмиком, что в нескольких километрах отсюда. Даже одну из бочек расписал соответствующим образом:
Мы с ним чуток полялякали. Поначалу он вызвал живой интерес. Сильно похож на Кузьмича:
Он отказывается брать плату за проживание в балагане и утверждает, что я "нахожусь в матрице". Речь идёт о моей зафиксированности, по его мнению, на обмене, на товарно-денежных отношениях. А Владимир, по его словам, вне всего этого. Ну ок, каждому своё. Однако, я точно знаю, что люди начинают обесценивать блага, полученные нахаляву. Почему? Потому что попадают в плохое состояние, не имея возможности уравновесить потоки. Сам тэтан обесценивается как неспособный.
Дети богатых родителей, в которых с детства пихают всё подряд, ставят им цели, решают где и как им жить (обеспечивая эту жизнь), быстро впадают в апатию. Я таких повидал. Они лишены Игры и возможности обмениваться, уравновешивать потоки в обмен на предоставленные блага:
Мы чуток обсудили его мировоззрение, хотелось знать больше о его философии. Владимир всё время пытается в чем-то упрекнуть, называет зазомбированным.
Окончательно мы разошлись в мнениях с "просветленным", когда через час я увидел его пьяным. Таких философов пол России.
В балагане нам удаётся растопить печь и просушить мокрые вещи. Виталик желает отсидеть здесь днёвку и отдохнуть. Но я против: какая, нафик, днёвка, когда мы итак плетёмся как черепахи!
Виталик обвиняет меня в том, что вся его усталость образовалась потому, что я отказался от заброски снаряги на лошадях и приходится всё на себе нести. И опять встал вопрос: почему Виталику тяжело, а всем остальным нормально? Нет ответа.
Большинство на моей стороне и на следующий день после долгой раскачки из-за неорганизованности мы стартуем после 14.00 в сторону ледника.
Доходим до церквушки, за которой присматривает Владимир:
Тут прилично народу тусуется. Кто-то грехи замаливает, кто-то так, по привычке. Меня развеселили разговоры верующих про Шамбалу сразу после выхода из храма.
- Как вы так умудряетесь совмещать в своём мировоззрении иудо-христианство и Шамбалу Рериха? - спрашиваю их.
- Ну, энергия то всё равно одна, - невнятно отвечают мне паломники.
Кстати, "рерихнутых" посетителей, как их называют туристы, альпинисты и аборигены здесь очень много.
Когда-то Николай Рерих высказал мысль, что возле горы Белухи есть один из входов в Шамбалу:
Теперь куча народу со странной и обычной внешностью и повадками гуляет в этих местах, поёт, медитирует, бьет в бубен и совершает обряды. Все хотят в Шамаблу, хотя сам Рерих никогда возле Белухи не был.
Дальше топаем по каменюкам в сторону ледника:
Тут проявилась ещё одна фобия Виталика. Он как будто боится ступить на каждый следующий камень и тщательно его проверяет трек-палками на устойчивость. Учитывая, что камней под ногами миллионы, это основательно тормозит нашу группу. Ждемс:
Потом Серёга-качок устал ждать и втопил на своей скорости по камням, потерявшись из виду. Не очень умно, учитывая ландшафт и разделённую на три части палатку. Серга-йог, решивший дожидаться тормознутого Виталика, так и сказал мне:
- Догони его, пожалуйста, и передай, чтобы оставил нам палатку.
Я стараюсь ускориться насколько могу, учитывая вес рюкзака с веревкой. И спустя полчаса вижу Серёгу-качка. Кричу, но тот ничерта не слышит, потому что идет с наушниками в ушах. Ппц! Нагоняю в итоге и настоятельно прошу убрать наушники. А также надеть каску - кругом же камни и они "живые", т.е. подвижные. Он только усмехнулся. Кто я такой, чтобы ему, покорителю Эльбруса, указывать, что правильно в горах, а что нет:
Серёга-йог тем временем дождался Виталика, взял у него вторую часть палатки и совершенно неожиданно втопил по верхней гряде камней. Я же с качком неспешно двигались по обозначенной на карте навигатора и маркированной турами тропе. Держа Виталика в поле зрения и дожидаясь его.
Кстати, тропа, вбитая в навигаторы - полная лажа. Я видел, что нужно выбираться на ледник справа и комфортно идти по нему:
Но шаблонные представления о приоритете проложенных до нас маршрутов победили разум.
Мы топаем несколько часов, но йога нигде не нет. Что за писец-то такой с нашим походом! Как так можно ходить в горы! Серёга-качок несёт только дуги от палатки, остальное у йога.
Темнеет, мы устали и всё получилось как я предупреждал. А йога нигде не видать.
продолжение...