По просьбе
gerda07 пара слов о том, кто такой взрослый человек (не по паспорту, а психологически и поведенчески) и когда он им становится.
Если кратко, то определение очень простое:
Взрослый человек в своей жизни руководствуется своими интересами, ребёнок - интересами окружающих.
Ещё проще:
Взрослый слушает и слушается себя, ребёнок - других.
Причина этого проста и биологически обусловлена: ребёнок - он слабый и сам себя прокормить и защитить не может. Физически не может. А если он при этом будет ещё выпендриваться - получит по морде от более старших. И это ещё хорошо что сегодня только по морде получит - раньше вообще прибили бы. Поэтому выпендриваться нельзя, а можно и нужно слушать и слушаться старших - чтобы взамен они его покормили, одели, научили как жить, защитили, не прибили и так далее.
Но ребёнок растёт (физически) и вот он уже становится более-менее большим и физически тоже более-менее сильным. Делать он тоже уже кое-что способен. Мы видим уже подростка лет двенадцати, которого так просто не пришибёшь.
То есть по всем признакам подростку пора оторваться от маминой юбки, перестать бояться и начать жить самому (и своим умом). В прежние времена в этом возрасте уже женились (выходили замуж), воевали, работали по полной. И были в прежние времена разные ритуалы инициализации для перехода из состояния "ребёнок" в состояние "взрослый".
Некоторые эти ритуалы первобытных племен, дожившие до 20 века можно найти и почитать в сети - они доступны. Если отойти от декораций, эмоций и прочей шизы - то суть одна: через новую ситуацию и эмоциональный стресс переключить подростка из ориентации на маму, из ожидания что о тебе будут заботится другие (это особенно для мальчиков), из ориентации на эгоизм и нарциссизм (а вот это уже особенно для девочек; сюда же кстати корнями уходит и идея что "всем мужикам только ЭТО и надо" и что ЭТО якобы суперценно) - в понимание того, что жить придётся своим умом, своими умениями и вообще ты особо никому сам по себе нахрен не сдался. Хочешь жить - живи сам. Докажи что ты чего стоишь.
Это конечно только первый этап - умение жить самостоятельно. Будет потом и второй этап - умение внести свой вклад в общество (заботиться, помогать, вести, развивать...), умение любить, но до него тоже ещё надо дозреть и это будет позже.
Именно это становление взрослого - умение жить своим умом - и рождает такие поведенческие качества как:
- Умение принимать решения. А кто ещё за тебя его примет? Другие ведь решат в своих интересах, а не в твоих.
- Ответственность. Кроме тебя самого никто о тебе уже заботиться особо не будет. Сопли за тобой вытирать некому. А значит только от тебя зависит как ты будешь жить. Отвечаешь - только ты. Остальным то ты глубоко пофиг. Кстати, производная от этого - самодисциплина. Нет дисциплины - не сможешь сделать вовремя и с нужным качеством.
- Нацеленность на результат. Нет результата (добычи на охоте, собранного урожая, сделанной в срок качественной работы...) - нет еды и ты умер от голода. Всё. То что ты "старался" - фиолетово. Кстати, производная от этого - конкретность. Расплывчатость не приводит к результатам.
- Практичность и реализм. Только красивыми словами и шизой сыт не будешь.
- Жёсткость. Своё надо защитить и продвинуть. Самому.
Это и есть взрослый человек - человек, который знает что хочет и может этого добиться.
Много ли вы видите таких вокруг? Или всё больше нытья и соплей по поводу того что кто-то там плохо делает, плохо о нас заботится, ведёт себя несправедливо, не хочет нас защитить, накормить и вообще помочь?
Я вот на днях решил посмотреть новости по первому каналу. Давно не смотрел уже и решил глянуть что там нынче пиарят. Блок политических новостей - это что-то! Весь блок ведущие обиженным тоном говорили что США и прочие ведут себя несправедливо, последние 20 лет (!) думают только о себе (!!!), укрепляют только свою безопасность (и не укрепляют безопасность других стран). А под конец Леонтьев прям 5 минут просил у американцев "ну обратите наконец на нас внимание! мы специально для вас даже фейк с фоткой сделали - хотя бы поругайте нас! ну пожалуйста, заметьте!"
Это типично детское поведение:
- попытка обратить на себя внимание (если не заметят - то не позаботятся - а сам я выжить не смогу - и тогда умру),
- просьба к взрослым позаботиться о моей безопасности (сам не смогу себя защитить).
Для ребёнка это нормальное и единственно возможное поведение. Для взрослого - нон грат.
Сегодняшнее общество не способствует взрослению. Более того - оно специально его тормозит. Разработаны спец механизмы и институты общества, подавляющие взросление. Школа/ВУЗ (воспитание послушания), правоохранительные органы и армия (силовое подавление и принуждение), поп/рок музыка, спортивные фанаты (сброс энергии на холостом ходу). Запреты сексуальности, самостоятельности (смотри Уголовный кодекс).
У этого есть ряд причин:
- Повышение стабильности общества. Большинство правонарушений совершают подростки. Если дать им "волю" - они могут сильно раскачать и дестабилизировать общество.
- Повышение обучаемости. Учиться нынче приходиться всё больше и больше. А значит дольше. А значит надо продлить "состояние ребёнка".
- Сохранение власти. Взрослый - он явный конкурент власти. Он сам захочет войти в элиту. А кому нужны конкуренты?
- Повышение управляемости. Управлять детьми проще чем взрослыми.
Но это всё в мирное стабильное время. А оно закончилось. Началась эпоха перемен. Началась война. А значит скоро понадобятся взрослые - воевать и создавать новое будущее. Или как минимум чтобы просто выжить.