Школа. Часть 4 Новая модель образования

May 31, 2012 20:26

В прошлой части мы рассмотрели индустриальную модель образования, которая образовалась в прежнюю индустриальную эпоху. А что же сейчас?

Сейчас идёт переходной процесс - переход от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Отсюда все те изменения вокруг нас, которые мы ежедневно видим. Старая эпоха уходит, а вместе с ней уходят прежние формы образования, медицины, социального, экономического и политического устройства. Уходит всё, вплоть до самих государств. А что же приходит?

Приходит новая фишка - главным становится не тиражирование, а производства образца и продвижение продукта/услуг потребителям. Произвести продукт уже мало что значит. Ты попробуй его придумай и продай! Попробуй придумать/отрекламировать нечто такое, что будет пользоваться спросом! Среди всего этого товарного изобилия - попробуй продай!

Кстати, не обязательно массовым спросом - это всё же больше удел больших компаний. Возможен и нишевый, а то и индивидуальный спрос. Может быть и IPad и индивидуальный коучинг.

Должен быть Высший Класс в своём деле. Высочайший профессионализм, эксклюзивность, уникальность - приобретают всё бОльшее значение. Всё бОльшие требования к качеству, к эффективности. Всё сложнее формы организации. Всё больше творчества.

Вы просто обязаны быть лучшими! Просто СУПЕР в своём деле! Иначе вы никто - безликая серая масса. Безработная или с маленькой зарплатой.

- Вы простой врач в обычной поликлинике, умеющий лишь выписывать препараты по инструкции? - Вы никто с маленькой зарплатой.
- Вы отличный высокопрофессиональный врач, умеющий реально вылечивать, учитывая все необходимые факторы, а не просто отписывать положенные по инструкции препараты? И не просто вылечивать, но и не допускать болезни и повышать качество жизни? - Вы крайне востребованный врач и деньги к Вам все принесут сами.

Требования растут. Растут безмерно. И выдержать эту гонку роста требований способны немногие…

Я сказал «выдержать»? - Я сказал неправильно. «Выдержать» - не получится. Насиловать и постоянно пересиливать себя - требует слишком много затрат энергии. А творчество - так вообще силком не делается. Должно быть призвание - призвание к своему делу. Это и есть ключевая особенность постиндустриального обучения - необходимо найти, раскрыть и развить природное призвание. Только если у вас есть предрасположенность к делу, мощная положительная мотивация - только тогда вы сможете творить, много и плодотворно работать и достигать вершин в своём деле.

Это и есть ключевая особенность новой модели обучения. Если раньше обучение в основном строилось на насилии и страхе («Сиди и учи уроки! Иначе двойку получишь и не пойдёшь гулять!»), то теперь - на положительной мотивации («а вот интересно как…»). Если раньше обучение строилось на инстинкте самосохранения (выучить - иначе пиздец), то теперь - на сексуальном и властном инстинктах (сделать чтобы стать лучшим, преобразовать мир, принести добро, любовь и счастье людям…).

Но это автоматически меняет требования к воспитанию детей. Воспитание уже просто необходимо строить не на запретах и ограничениях, а на максимальной свободе и косвенном мотивировании. Иначе ваш ребёнок просто не справится с новыми требованиями времени вне зависимости от уровня интеллекта и образования - из-за этих самых тормозов.

Впрочем вернёмся к образованию.

Если раньше образование строилось на принципе «вот тебе готовый набор знаний независимо от того кем ты потом станешь - выучи наизусть», то теперь всё меняется.

Если раньше обучение строилось по принципу «сперва выучи абстрактно всю теорию, а потом пойдёшь пробовать это на практике и там тебе может быть расскажут для чего ты всё это учил столько лет», то теперь всё меняется.

Возникает новая модель обучения:
Вначале почувствовать влечение к делу, потом увидеть задачу и захотеть её решить и уже под это пойти и найти нужные ресурсы (получить нужные знания, навыки, умения; замотивировать других людей…).

Мотивация - задача - средства достижения.

Отсюда сразу следует простой вывод: обучение начинается не с момента похода в школу, а с самого рождения. Именно так - с самого рождения. В первые годы начинается работа с мотивацией ребёнка - а что ему хочется? Какие его желания? В чём он раскрывает себя? Какими делами он любит заниматься и занимается увлечённо?

Желания ребёнка, «Я хочу!» - вот предмет первой стадии обучения. И пусть большинство желаний со временем сменятся на другие, пусть многие желания будут полной ерундой (это с нашей точки зрения), пусть он тысячу раз ошибётся - пофиг! Не в этом суть. Суть в том, что он научится слышать себя, чувствовать свои потребности, видеть свою душу, верить себе, развивать интуицию. И получит огромную энергию в своё пользование.

И потихоньку, постепенно надо помогать ему увидеть и сформулировать задачи, лежащие на этом его пути движения к собственному предназначению - что же надо достичь/уметь для реализации этой своей потребности. Вскользь, ненавязчиво… Вовлекая его в новую страну решения задач, открывая этот новый удивительный мир.

Но ведь чтобы достичь цели - надо многое знать и уметь. И вот тут уже начинается очередь книг, учителей, поиска информации, вариантов, отработка гипотез, решения конкретных задач… И это интересно ребёнку, потому что он решает СВОЮ задачу, подкреплённую огромной мотивацией. Удачи ему! Ну и немного нашей помощи :)

Это и есть Новый Путь. Да, непростой. А если вас самих не воспитали в такой манере - крайне тяжелый. И реализовать его полностью мы вряд ли сможем - слишком много требуется ресурсов денег, времени, сил. Слишком много наших личных тормозов. Плюс отсутствуют соответствующие доступные социальные институты. Но даже небольшое продвижение в этом направлении резко увеличит шансы ребёнка. Да и Вселенная добра и обязательно поможет тем, кто помогает себе и своим детям сам.

дети, школа, размышления

Previous post Next post
Up