Существуют несколько концепций обучения. Рассмотрим две из них, наиболее актуальные сегодня. Назовём их для удобства «старая» и «новая». Более научно их можно назвать «индустриальная» и «постиндустриальная». Именно эти две концепции сегодня могут предложить что-то в плане образования, отличное от полного невежества и деградации.
Старая индустриальная модель образования точно отражала принципы, дух и потребности своей эпохи - эпохи индустриального производства.
В чём особенность индустриальной эпохи?
- В том, что главным является тиражирование. Производство образца в индустриальную эпоху стоит совсем небольших денег по сравнению с его серийным производством. Самое сложное и дорогое - это именно тиражирование продукции на всех этих заводах и фабриках. Копировать, копировать и копировать - вот главная задача. Изобретения, продажи, логистика - это такая мелочь по сравнению с тиражированием. И вся страна превращается в одну большую фабрику. Все к станкам! Чем больше людей встанут к станкам - тем больше продукции произведут - тем богаче и сильнее страна.
Отсюда все эти ясли, детсадики, школы, пенсии, здравоохранение - чтобы люди не волновались ни о чём, кроме работы. Чтобы даже женщины работали. Чтобы не волновались за детей, не волновались о старости и всегда были в рабочей форме. Кстати, а Вы знаете когда была отменена шестидневная рабочая неделя? Совсем ведь недавно… Спросите у своих родителей.
И школа полностью отражала потребность эпохи - копировать, копировать и копировать. Учителя читают лекции, показывают формулы решения - а ученики старательно копируют, заучивают наизусть. Так как машинное производство чисто механическое и технологичное - то на всё есть строго один алгоритм. Чем строже придерживаешься алгоритма - тем более качественная продукция будет на выходе. (Поэтому кстати у немцев, которые умеют жить строго по инструкции, - получается хорошая техника, а у русских, которые инструкции не читают, - не очень).
Из этого кстати вытекает вторая (на самом деле она первая самая главная) важнейшая функция школы - воспитание будущего рабочего. Ответственного, дисциплинированного, исполнительного, квалифицированного. Действующего чётко по инструкции. Ведь рабочий - это не человек, а функция. Рабочие должны быть взаимозаменяемы, а значит одинаковы. И всех школьников штампуют под одну гребёнку. Отсюда одна программа обучения и приказная тоталитарная система образования. Один учебник на всех. Одна программа на всех. Один спрос со всех. Унификация людей.
На всякий случай ещё раз подчеркну - это не хорошо и не плохо. Это не особенность социализма или идеологии. Это не чья-то злая или добрая воля, не прихоть. Это объективная потребность существовавшей экономической формации. И потому если посмотреть внимательно - везде было одно и тоже. Что в СССР, что в США или Германии, или в Японии - всё одинаково. Отличия лишь в культурном оформлении, некоторых деталях, идеологии, т.е. в пиаре. И всё.
И вот эта модель обучения и дожила до наших дней. Её и преподают сейчас в школах. Правда уже сильно деградировавшую, ослабевшую, но принципиально такую же.
Но!
Фишка заключается в том, что индустриальная эпоха закончилась. Закончилась с возникновением автоматизированного производства. Всё уже автоматизировано и столько людей больше не нужно. Не нужно уже миллионам рабочим стоять у автоматических станков. Не нужны больше ответственные и квалифицированные рабочие в массовом количестве. Да и само тиражирование нынче стоит копейки по сравнению с разработкой образца.
Сколько стоит разработать (написать) программу типа Microsoft Office? Дорого и долго. А сделать 1000 копий? Сущие копейки и сделать это может любой малограмотный.
Именно поэтому школа в прежнем своём варианте больше не нужна. Объективно не нужна - нет на неё спроса со стороны бизнеса и государства. Никто не хочет её финансировать - нет заказчиков. И лишь инерция и бюрократия затягивают процесс её существования. Но уже начали сокращать технические предметы, законодательно ввели платное образование и т.п. Процесс плавно пошёл к «воспитанию потребителей». Хотя чего их воспитывать? Они и так хорошо получаются…
Тем не менее, её ещё сохранившиеся кое-где в «первозданном» виде остатки - зачастую лучшее, что существует нынче на рынке образования. Просто потому что новое ещё не оформилось и не структурировалось.
(Я сейчас не упоминаю элитарное западное образование в силу его недоступности)
Однако надо хорошо понимать кого готовит такая школа старого образца - человека индустриальной эпохи. Со всеми плюсами, но и со всеми минусами. А так как индустриальная эпоха завершается, то в школе всё больше минусов и всё меньше плюсов.
Но если Ваш ребёнок проявляет все задатки и большой интерес к профессии инженера (и вообще технического специалиста) - из прежней школы и ВУЗ-а можно получить кое-что полезное. Конечно предварительно найдя эту хорошую школу, где ещё живы технические предметы и дополнив школьное образование нужными направлениями.
А будущее за новым - за постиндустриальной моделью обучения. Но об этом в следующий раз…