Борис Сидис
Филистер и Гений
Предисловие
Когда в 1909 году «Филистер и Гений» был произнесён мной на церемонии окончания Harvard Summer School, моё предсказание грядущей европейской войны все расценили как бред и фантазии. Мои лучшие друзья и сочувствующие подумали, что моё предчувствие необоснованно и безосновательно. Я был паникёром, Кассандрой, когда я говорил о предстоящей катастрофе, которая должна была потрясти Европу в самом её основании. Когда «Филистер и Гений» была опубликована в 1911 году американская и европейская прессы, соглашаясь со взглядами, выдвинутыми в этой небольшой книжке, полностью проигнорировало следующее предупреждение данное мной:
Примерно в середине XIX века Бакл (Генри Томас Бакл) сделал предсказание, что ни одна война больше не случится между цивилизованными народами. Отныне мир навеки восторжествует. «Волк будет жить вместе с ягнёнком, леопард будет лежать с козленком;
и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому…
и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
Это пророчество было сделано довольно поспешно. С тех пор произошли Гражданская война, Франко-Прусская война, после Испано-Американская война, Бурская война, Русско-Японская война, не считая непрестанных войн на уничтожение, осуществляемых цивилизованными нациями между полуцивилизованными примитивными племенами. Цивилизованные народы пока не собираются перековывать мечи на орала, а наращивают силу их «вооружённого мира», и готовы сражаться в кровавых битвах по завоеванию новых земель и захвату новых рынков.
Несмотря на Гаагскую конференцию, созванную миролюбивым царём, ни один другой век не имел таких крупных действующих армий, снабжёнными такими дорогостоящими и эффективными орудиями уничтожения готовыми к немедленному использованию. Красный призрак (
http://www.imdb.com/title/tt0000614/) всё ещё выходит на поверхность, унося жизни своих жертв. Мы всё ещё верим в крещение огнём и искупление кровью. Догма искупления кровью всё ещё является основой нашей веры, и, сознательно или бессознательно, мы вдалбливаем эту святую веру в головы молодого поколения.
Данная европейская катастрофа наконец раскрыла глаза беспристрастному наблюдателю устрашающее положение Европы как конечный результат его «вооружённого мира».
Вместо того, чтобы осознать опасности вооружённого мира и «готовности» (мобилизованности), мы готовы стать военной демократией, в которой каждый боеспособный человек есть солдат или матрос, каждый ребёнок - разведчик, каждая женщина - медсестра или работница воензавода. Мы рвёмся потратить наши ресурсы скорее на боевую готовность, чем на образование молодых. Мы страстно желаем иметь самый большой военно-морской флот по цене в несколько миллиардов долларов. Мы стремимся иметь миллион военных начальников, миллиард вооружённых солдат армии и флота. Мы жаждем всеобщей, обязательной военной службы, в которой наши дети, в которой наши дети будут вымуштрованы для убийств и кровопролития по указу нескольких властолюбивых чиновников и офицеров. Мы рабски подражаем Европе, несмотря на то, что политика готовности или «вооружённого мира» оставила Европу в состоянии бардака на поколения, привело её к краю гибели, и ввергло в самую жестокую, наиболее разрушительную войну, которую когда-либо вёл человек.
Последняя оценка графа фон Рёдерна секретаря Императорского Германского Казначейства определяет общую стоимость войны к нстоящему времени, концу 1916 года, для всех воюющих сторон в размере пятидесяти девяти с половиной миллиардов долларов. Национальный Банк Механики и Металлов Нью-Йорк Сити полагает, что семьдесят пять млрд. долларов будут потрачены в прямых военных целях, если война продлится ещё год. Чудовищность этих расходов могут быть поняты только если мы учтём, что общее состояние Великобритании и Ирландиии 85 млрд. долларов, Германии 80 млрд., Франции 50 млрд., России 40 млрд., Австро-Венгрии 25 млрд., и Италии 20 млрд.. Такое расточительство ужасающе.
В соответствии с цифрами, приведёнными г-ном Фрэнком Х. Симондсом, 18 с половиной миллионов жертв, из которых смертельные случаи составляют почти одну четверть, являются потерями уже понесёнными воинами из всех воюющих наций за 26 месяцев войны. Больше, чем в любой другой войне, текущее европейское сражение растратит богатства империй и принесёт в жертву жизни наций.
Наше общественное положение есть возврат к дикости самого дегенеративного типа, атавистическое падение палеолитическому и неолитическому человеку, только более жестокому за счёт большей возможности для зла, которой современный человек обладает. Какой Гун или Вандал только могли мечтать о такой колоссальной разрушительности! Слава Аттилы, Чингиз Хана, Батыя и Тамерлана бледнеют и исчезают перед славой Кайзера. Через пару лет агрессивная немецкая «Kultur» вызвала большее разорение человечеству, чем все нашествия «жёлтой угрозы» в истории человечества. Можем ли мы спорить с покойным профессором Ройсом из Гарварда (Josiah Royce), когда он заявляет, что Германская империя умышленный и сознательный враг рода людского?
Какой-нибудь будущий историк, описывающий наши времена, разместит нас ниже по моральному уровню наших современников бушменов и готтентотов. Он может сказать:
«В конце XIX начале XX вв. произошёл большой рост богатств, из-за быстрого развития науки и практических искусств. Взамен, однако, улучшения их состояния, европейские нации ухудшились нравственно и интеллектуально».
Гуманитарное образование уступило место техническому обучению. Наука стала служить жадности. Образование стало механическим и военным по характеру. Успешный банкир, жадный ростовщик, обычный лавочник, заурядный владелец магазина, мещанские патриотические бизнесмены стали эталонами, идеалами, ориентирами и лидерами коммерциализованных народов. Реклама и известность стали страстью и отравой общества. Мыслитель уступил место лудильщику (thinker to tinker), учёный - механику, художник - ремесленнику (artist - artisan), гений - филистеру. Фальшивый патриотизм типа джинго, которым управляют и оживляют промышленные и коммерческие интересы, стал стандартом стран. Безумное неистовство милитаризма вцепилось в умы народов. Слепое подчинение стало добродетелью.
Государство поработило индивидуума. Тренировка и дисциплина привели в оцепенение людей. Нации, хвастающиеся научной эффективностью и 'kultur’ нарушили договоры, напали, разрушили, депортировали, поработили целые населения малых, слабых соседних стран. Женщины и дети были утоплены как крысы посреди океана. Самолёты и цеппелины сбрасывали бомбы за беззащитных людей. За такие трусливые, безчеловечные, дьявольские деяния, злодеи награждались и чтились как герои их мнимыми начальниками. Ниже человек пасть просто не мог.
Силы природы были высвобождены для уничтожения народов. Человек упивался своей бесовской, военной, изобретательной силой разрушения. Профессора, неся высоко знамя 'kultur', с восторгом отдаются унизительному, порочному процессу обучения, при котором индивидуум был загипнотизирован и наркотизирован повиноваться жестокой организации военных юнкеров, освященные именем государства. Вся концепция свободного индивидуального развития была потеряна среди германских племён центральной Европы. Это был самый тёмный период в истории человечества. Нападения на страны, кровопролития народов, депортация населения и обращение в рабство для интересов крупной военной промышленности, весь тот произвол, удостоенный громкого имени «войны в защиту отечества», не имело своей параллели даже в самый унизительный период в истории человечества. Человек был сведён с ума жаждой крови, обезумев от грабежа и кровопролития».
Такова будет справедливая оценка наших времён будущим беспристрастным историком.
Мы обладаем, действительно, большими запасами богатств, но мы так ещё не научились их использовать. Как глупые выскочки, мы используем наше богатство для растрачивания и разорения. Наши жадность и жестокость, кажется растут с нашим имуществом. Жадность с её армией и флотом как библейская «ненасытность» (proverbs 30:15), которая имеет две дочери, кричащие «Дай, дай». Человеческую жизнь, гений человека, мы совсем не уважаем. Мы вкладываем ценность человека в ценность его продукта. Мы поднимаем стоимость ценных бумаг, но понижаем ценность человека. Наше молодое поколение обучается пи помощи страха дисциплине и подчинению. Мы подавляем гения в ребёнке, воспитываем посредственность, культивируем филистера.
«Подчинение и дисциплина суть опора семьи и школы», - сказал мне в прочих вопросах умный школьный учитель. «Я управляю своими детьми добротой если возможно, и если необходимо, силой». Ребёнок обучается действовать не по велению разума, а по команде превосходящей силы. Ребёнком управляет страх.
В качестве защиты от страха ребёнок учится быть скрытным, избегающим правды, трусливым в поступках. Эти черты характера, приобретённые в раннем детстве, становятся основными. Ребёнок никогда не избавится от страха и его тягостных последствий. Страх будет оставаться с ним и преследовать его по пятам в течение всей его жизни.
Страх - один из самых фундаментальных животных инстинктов, он - спутник самого примитивного импульса самосохранения. Как только этот инстинкт страха пробуждён, он растёт как лавина на пути вниз. Позднее этот инстинкт страха проявляется по-разному, давая начало самым тягостным нервным и психическим симптомам. В своей медицинской практике, как специалист по нервным и психическим расстройствам, я вновь и вновь устанавливал связь между худшими формами заболеваний и инстинктом страха, пробуждённого в раннем детстве.
Обучение при помощи страха, покорности, подчинения широко распахивает дверь всем видам нервных и психических заболеваний, ослабляя умственную и моральную конституцию человека. Человек становится неблагоразумным, капризным, ведомым импульсом самосохранения и фуриями инстинкта страха. Импульс самосохранения с его спутником инстинктом страха становятся преобладающими в характере, который испытывает недостаток в запасе стойкости-непреклонности, искренности, непредубеждённости и независимости.
Человек, воспитанный в школе в страхе и слепом подчинении испытывает недостаток в устойчивости цели, храбрости, независимости, критическом суждении, становится фанатичным и нетерпимым. Он становится лёгкой добычей внушения своего времени и окружения, поддаётся влиянию недобросовестных руководителей. У такой личности отсутствует нравственное и моральное равновесие, он нуждвется в подлинной смелости благоразумия, присутствующих в полностью развитых мужчине и женщине. Он не может выдержать давления общественного мнения, будучи не в силах устоять на своей позиции перед лицом угрожающего, общественного неприятия. Управляемый страхом дома, им руководит террор в обществе. Он боится общественного наказания, боится, как говорят китайцы, "потерять
лицо" перед соседями, сплетниками, кружками и клубами. Он боится прежде всего осуждения, язвительных замечаний и насмешек толпы. Интересы человеческой жизни становятся ограниченными узким горизонтом личности, управляемой толпой. Непрерывное подчинение советам толпы ослабляют и снижают рассудительность и моральную устойчивость, уменьшает силу ума до уровня животного, контролируемого самосохранением и страхом.
С ослабленными и обеднёнными силами, человек в случае проблемы или неудачи неспособен возвратиться к своим внутренним ресурсам, он становится добычей волнения, страха, тревоги и боязни. В других случаях интеллектуальные и моральные силы ослаблены жёсткой дисциплиной и в ходе принуждённого повиновения, человек становится жертвой всех форм искушений. Не ведомый принципами, лишенный воли остановиться, человек дрейфует беспомощно по течению жизни. Соблазнённый обольстительными сиренами, его жизнь наконец разрушена о скалы и рифы порока, греха, преступления и болезни.
Где спотыкания на пороке, болезни и преступлении удалось избежать, человек неизбежно пристаёт к унылым берегам лотофагов. Идеи и идеалы забыты и заброшены в рутине животного существования. Это страна филистерства, земля где всё человеческое, человеческие интересы, независимое мышление, решительное действие отсутствуют. Филистеры некритичны, неосознают дефекты и недостатки, живя в болоте самодовольной глупости и посредственности. Они перестают расти умственно и нравственно. Их интеллектуальные и моральные потенциалы становятся парализованными и атрофированными. Человек становится равным скоту.
С обывательским образованием и обучением, человек готов стать одной из тех несчастных и жалких европейских пешек и автоматов, которые слепо повинуются приказаниям своих вышестоящих начальников. Филистеры стреляют, колят, отравляют, грабят, жгут, совершают насилие и убийство по команде недобросовестных, своекорыстных лидеров, жестоких властителей, кровопийц империй.
Воспитанный в страхе, подчинении, внушаемости, филистер, как Каин, убивает своего брата без цели и не понимая полного значения ужасного поступка. Он не более ответственен, чем пулемёт, который он точно наводит и целит в своих предполагаемых врагов. Филистеры ведомы к полю битвы как рогатый скот на скотобойню. У филистеров нет никакой личности, индивидуальности, они спицы в колёсах, звенья в цепях чудовищных механизмов.
Обыватель - продукт нашего дома и школы, поддающийся внушению и легковерный, он всегда в поиске власти, лидера, которому он должен поклоняться, чьим мнением и убеждением он готов поклясться, чьим командам он готов и горд следовать. Филистер - хороший материал для толп, для психических эпидемий, для религиозных помешательств, и для всех видов истеричных движений, в которых не рассудок, а эмоциональный автоматизм находится на переднем плане. Филистерство, тупость и слепое повиновение монструозной, эффективной военной машине глубоко взаимосвязаны. Индивид становится рядовым, нация - армией, страна - лагерем.