ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

Apr 22, 2007 16:21

Трансцендентного для нас нет. Поэтому ничто, даже, например, Бог не может быть для нас Трансцендентным ( Read more... )

Трансцендентальное, Трансцендентное

Leave a comment

Comments 10

mp_gratchev April 22 2007, 14:54:23 UTC
Роман Таран пишет здесь: http://philosophystorm.org/node/362/talk

"Моя позиция относительно трансцендентного такова:
- Трансцендентное абсолютно непознаваемо. Но если так, то само понятие становится бессмысленным. Если же оно имеет смысл, т.е. если ему соответствует некоторое бытие, то:
- Трансцендентное познаваемо. Но если бы оно было совершенно познаваемым, то было бы чем-то имманентным, т.е. не имело бы смысла трансцендентного, отсюда:
- Трансцендентное относительно непознаваемо. То есть познаваемо частично, опосредованно.
Перечисленные позиции равноправны, каждая из них - лишь абстрактный момент, предполагающий остальные моменты".

Таким образом, по Р. Тарану ваша версия учтена в первой рубрике, что не исключает двух других. Что касается меня, то я готов вместе с вами различать трансцендентное и трансцендентальное, только это относится к уже более тонкой настройке категориального аппарата.

Reply

agvares April 23 2007, 07:33:08 UTC
хех, тогда по Р.Тарану выходит, что всё бытие трансцендентно (по второму пункту)

Reply

mp_gratchev April 23 2007, 08:54:42 UTC
agvares: "тогда по Р.Тарану выходит, что всё бытие трансцендентно (по второму пункту)"

У Р.Тарана записано: "некоторое бытие", а не "всё бытие": "Если же оно имеет смысл, т.е. если ему соответствует некоторое бытие, то:...".

Reply

freesopher April 24 2007, 06:50:20 UTC
Я думал над этим.
Трансцендентное непознаваемо, но заявляя это мы определяем его сущность, то есть осуществляем акт познания.
Более того, я пишу: "А если помыслить, что нечто бытийствует независимо от всего другого, не взаимодействуя с ним, то мы находимся в полном неведении о нем, и ничего о нем не можем утверждать, за исключением данного утверждения", - и это тоже вполне определенное суждение о Трансцендентном - констатация необходимости отсутствие у него Взаимодействия с чем-либо...

Reply


agvares April 23 2007, 08:20:33 UTC
пользуясь случаем, хотел бы узнать что Вы думаете о постмодерне и всей этой деструкции онтологии.

Reply

freesopher April 24 2007, 06:40:30 UTC
Сделал отдельный постинг.

Reply

agvares April 24 2007, 09:49:16 UTC
премного благодарен

Reply


kaktusman May 15 2007, 15:23:17 UTC
"Поэтому ничто, даже, например, Бог не может быть для нас Трансцендентным."
Хочу спросить. Истинная сущность(непостижимая и трансцендентная) любого объекта выходит за пределы наших априорных понятий, а мы имеем дело лишь с проекцией этой сущности на наше восприятие, в то время как сама абсолютная сущность объекта не постижима и не имеет места в опыте, т.е. она трансцендентна. В чем здесь ошибка?

Reply

В чем здесь ошибка? freesopher May 21 2007, 15:53:04 UTC
Дело здесь в следующем.

Возможно, что Расположенное по ту сторону нашего восприятия находится в пределах, как Вы пишите, "наших априорных понятий", тогда оно постижимо, но вполне возможно, что Оно почему-то вводит нас в заблуждение, генерируя соответствующие сигналы на "входе". И убедительно отличить первый случай от второго мы не в состоянии - у нас нет для этого средств, поскольку мы ограничены тем, что мы получаем.

Reply


Leave a comment

Up