Быстро определяем спряжение глаголов!

Oct 01, 2015 12:47


Поняла, чего мне не хватает как учителю собственных детей. Не хватает всех этих учительских "примочек", которые учителя нарабатывают годами, и которых нет в учебниках.

Как-то я писала про определение безударных окончаний существительных, которому меня научила одна учительница. Рука-плечо-грудь (прям тыкаем себя). Это 1-2-3 склонение. Если на грудИ, ( Read more... )

русский язык

Leave a comment

Comments 28

katalonia00 October 1 2015, 11:14:38 UTC
Спасибо
Вы по какому автору занимаетесь ?
В своих учебниках Граник хорошо "раскладывает" такие моменты ;-)

Reply

taksahobbyru October 1 2015, 11:27:37 UTC
Мы занимаемся по учебникам Вентана-граф. Граник у меня не пошла совсем. Катастрофически "нечитаемые" страницы.

Reply

taksahobbyru February 3 2016, 22:35:24 UTC
Вы знаете, волей случая посмотрела учебник Граник на Лабиринте.
К спряжению глаголов там вот такая схема
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1410/10_fb0bcefd3b59e304de89cd282faa968b_1394391606.jpg
Она, конечно, абсолютно правильная. Но для меня нечитаемая :о(((
Именно такая (или аналогичная) схема была в моём детстве. И закончила я школу, так и не умея определять спряжение глаголов %) Я запутываюсь...
Там в тексте самого учебника как-то лучше про всё это рассказано?

Reply

katalonia00 February 4 2016, 07:12:29 UTC
Ну, если вы все еще испытываете затруднения с этой схемой, то врят ли вам помогут дополнительные объяснения в учебнике.
Мы уже отложили этот учебник далеко, скопировав себе только схему на всякий случай. Поэтому я не могу вам ответить.

Reply


greenarsenic October 1 2015, 12:23:17 UTC
Спасибо большое! А что за правило "рука-плечо-грудь"? Первый раз о таком слышу.

Reply

taksahobbyru October 1 2015, 13:01:20 UTC
. Это слова, которые помогают при написании безударных окончаний существительных. (Например: Думаю о мам... (и/е)? "мама" - 1 склонение, слово-помощник "рука", "о рукЕ" - значит "о мамЕ"). У нас были другие какие-то слова-помощники, "земля" и забыла уже что. А просто "рука-плечо-грудь" очень наглядно получаются, если в себя тыкать, и не забываются.

Но до этого мы разобрали, откуда в принципе пошли склонения. Если взять кучку слов и их просклонять (изменить по падежам), то мы увидим, что в зависимости от окончаний наши слова можно поделить на три группы. Эти группы и назвали склонениями. Но это мы не берём всякие племя-стремя. Речь именно про базу. Значит, если все слова внутри одного склонения имеют одинаковые окончания, то достаточно знать, как пишется ОДНО слово из группы, чтобы написать правильно все. Рука-плечо-грудь имеют УДАРНЫЕ окончания, значит, в их написании ошибиться не возможно.

Reply

greenarsenic October 1 2015, 15:13:32 UTC
Спасибо большое! Очень наглядно и понятно.

Reply

thedailyworker October 1 2015, 19:00:55 UTC
Вроде бы разносклоняемые только десять слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и слово путь.
Не так много:)

Reply


lagushka October 1 2015, 16:12:02 UTC
Хотите из вредности глагол "вылететь"? ;)
Про такое знаете? Проверьте.))

Reply

taksahobbyru October 1 2015, 17:00:46 UTC
Ну, это если только из вредности, иначе никак :)

Итак, начинаем рассуждать. Глагол ВЫЛЕТЕТЬ, образован с помощью приставки. А мы знаем, что при определении спряжения за основу берётся глагол БЕЗ приставки, а приставочные изменяются так же, как основной (в исключениях есть гнать, значит догнать, выгнать и тд будут того же спряжения, что и гнать).

Возвращаемся к нашему глаголу.
ВЫЛЕТЕТЬ. Приставка ВЫ. Основной глагол - ЛЕТЕТЬ
И он НЕ ПОДХОДИТ под нашу схему, ибо в нём окончания УДАРНЫЕ (лечУ, летИМ, летИТЕ, летЯТ). И-А-Я. Это глагол ВТОРОГО спряжения. Значит, и ВЫЛЕТЕТЬ тоже глагол второго спряжения. ВылечУ, вылетИТЕ, вылетЯТ.

Ы?

Reply

lagushka October 1 2015, 17:13:08 UTC
Да, точно. С этим обычно путаются. И свойство забирать на себя ударение имеет только приставка вы-. С остальными можно расслабиться.
Мы с детьми искали специально такие слова. Интересно было. Лететь- летит, гореть - горит, глядеть - глядит, смердеть - смердит и т.п. они еще и пердеть находили.)))) Рискованное было задание.
Способ Ваш интересный со спряжением. Мне он не совсем понятен и близок, у меня немножко иначе устроено понимание, но хорошо знать разные способы, разным детям может разное подойти. Спасибо, что поделились!

Reply

taksahobbyru October 1 2015, 17:27:02 UTC
Мне пришлось "изобрести" этот способ, потому что в 4-5 классе полно заданий на "определи спряжение глаголов". Таблички обычно очень громоздкие (хотя я для своих детей ухитрилась сделать просто минимальную). А тут Катя из школы принесла вопрос "Глагол на -ить?". Ну, я и стала раскручивать эту цепочку. Сделала что-то вроде "дерева возможностей" с блок-схемой и ответами да-нет. И когда уже на схему посмотрела, то увидела, что да-да и нет-нет заканчиваются первым спряжением, а остальные варианты вторым.
Ну, и просто вывод.

Reply


maria_ams October 1 2015, 20:37:05 UTC
вообще-то наибольшую сложность вызывают те глаголы, у которых непонятно, какое окончание в неопределенной форме. :)

Reply

taksahobbyru October 1 2015, 21:03:46 UTC
Например? Чего-то мне в голову ничего не приходит...

Но вообще, насколько я знаю (опять-таки от учительницы 4 класса), наиболее сложные варианты глаголов дети просто заучивают как словарные слова.

Вот только перечнем этих глаголов со мной никто не поделился %))

Reply

maria_ams October 1 2015, 21:36:03 UTC
безударные окончания в неопределенной форме: например, клеить.

Reply

sm_mama October 3 2015, 02:45:40 UTC
+1
придется отдельно прорабатывать "клеить" и глаголы на -ять (типа "сеЯть, веЯть") полный список есть вот тут: http://gramma.ru/RUS/?id=4.32
Там же можно посмотреть про глаголы "мерить" и "мучить".

Reply


ext_3162590 October 13 2015, 21:05:13 UTC
Спасибо! Очень полезно про РУКА ПЛЕЧО ГРУДЬ, как раз этот момент проходим

Reply


Leave a comment

Up