Сложившаяся ситуация с обучением русскому языку в школе, как отмечают специалисты, подошла к критической отметке. Реальных альтернатив и в среде родителей, обучающих детей на СО не видно. То что сделал Алексей Битнер лишь выводит учащегося из тюрьмы схоластики и прошловековой дремучести, но не дает ничего нового, положительного. Все разговоры о том, как нужно преподавать русский (родной) язык сводятся к вектору "как плохо" или " как хотелось бы" или указывают лишь общие теоретические направления. Вопрос Что делать? задавал не только известный писатель. Я таки решился сегодня собрать весь материал, который накопился за последний год по теме и во-первых, поделиться с другими, а во-вторых совершить попытку обобщения и анализа опыта. Привожу за неимением времени лишь некоторую часть. Надеюсь, список будет пополняться совместными усилиями.
A. Итак, все началось со слова профессора Игоря Милославского, который произвел переворот в моем сознании. Мне известны две-три его лекции-выступления:
1.
Русский язык в школе: правильно ли нас учат?2.
«Как мысли выразить себя?» ч.1 и
«Как мысли выразить себя?» ч.2
3. Разговор на Эхо Москвы на
Родительском собрании:
Научит ли сочинение говорить и мыслить? B. Далее следуют некоторые материалы, опубликованные на ресурсе postnauka.ru :
1.Школьный русский:
мнения экспертов об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе.- Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка: овладение навыками грамотной письменной (и устной) речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой. А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, с наукой о языке вообще - и с гуманитарной наукой вообще.
- Сама орфография и пунктуация - это лишь способ отражения языка на письме; письмо придумали как машину времени для передачи информации тем, кого нет сейчас рядом, или для отправки в будущее. Понятный пример - вы и зеркало: если зеркало грязное или кривое, то ваше изображение страдает и передается плохо. Язык благополучно живет без орфографии и пунктуации.
- Главная проблема одна: часто даже сами учителя не понимают, что русский язык и литература - главный школьный предмет, с огромным отрывом от всех остальных по своей важности и ценности для школьников. Все остальные предметы - все без исключения! - второстепенны и подчинены этому, главному. И причина проста: это единственный предмет, который на всю жизнь человека определяет его мышление, способ общения, способность объясниться и понять другого.
- Преподавание русского языка должно быть в первую очередь нацелено на то, чтобы правильно понимать тексты разных эпох и разных жанров и уметь самому производить понятные тексты на современном литературном языке. Обучение правилам орфографии и пунктуации, которое занимает львиную долю времени на уроках русского языка, играет в сущности не самую главную роль: незнание тех или иных правил обычно не влияет на понимание текстов, а орфографические и пунктуационные ошибки, хотя и неприятны образованным людям, на самом деле не так часто приводят к реальной неоднозначности, мешающей адресату текста.
2. Некоторые лекции Гасана Гусейнова:
- курс из 7 лекций "
Риторика".
-
свойства философа-
Риторическая рука 3.
о школьном русском и об иностранных языках- Как профессиональный лингвист я понимаю, что преподавание русского языка в школах просто чудовищное. Своей цели - если считать такой целью обучение грамотности - оно худо-бедно достигает, хотя, наверное, этой цели можно было бы достичь и какими-то более приземлёнными методами. Это в лучшем случае наука образца XIX века. А в худшем - вообще неизвестно что.
- Все-таки язык - очень сложная вещь, мы очень медленно приближаемся к пониманию того, как он устроен, и все, что предлагается на курсах иностранного языка, - это очень отсталая и очень плохая наука о языке. Все эти грамматики, учебники - увы, здесь очень болезненный и тяжелый разрыв между теорией и практикой.
4.
Русская орфография. Как долго существует орфография в современном понимании этого явления? Какие особенности преподавания влияют на развитие грамотности у ребенка?
5.
Маятниковые изменения грамматики. Как развивалась грамматика английского языка? И какие изменения происходят в русском языке?
6. 5 книг о русском языке:
что читать об истории русского языка и его особенностях.
7. Все материалу по тегу
"русский язык".
8.
«Человек, владеющий диалектом, воспринимается как необразованный»- Так получилось, что основным проводником культуры в народ всегда являлись не учёные, а учителя, которые практически применяли научные знания и давали детям представление о науке посредством педагогической деятельности... И не вина учительницы в том, что она так поступает, - ее так научили. Дело в том, что учебники по методике преподавания русского языка в диалектных условиях не всегда настаивали на том, что диалект - это равноправный вариант, только региональный.
9.
Мнения экспертов о системе единого экзамена и итогах эксперимента. 10.
Нужны ли экзамены в высшем образовании (и школе)?11.
«Разномыслие, как ни странно, началось при Сталине…» Интервью с филологом Марией Майофис о принципах советского образования, воспитании человека будущего и влиянии советской эпохи на современные школы.
C. Иные источники:
1. Небольшая заметка на Вики что такое
Тривиум D. Некоторые материалы из сообщества, где мы уже обсуждали предложенную тему:
1.
Зачем изучать математику и как ее преподавать не нужно. - постановка вопроса.
2.
Простые правила владения языком - на заметку.
3.
Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? - мнения экспертов.
4.
Писать и думать ;от себя; - практика преподавания
5.
О русском языке. - интересно обсуждение.