Наш опыт по организации домашней образовательной среды

Mar 29, 2014 16:04



Читая сообщество, я часто думаю о том, как бы нам, еще не вступившим в школьный возраст, избежать хотя бы некоторых из описываемых сообщниками проблем с учебой. Одним из возможных решений мне представляется создание в доме комфортного образовательного пространства. Причем задолго до возникновения на горизонте школы, чтобы успеть хорошенько протестировать и отладить созданную систему за то время, что ей не приходится испытывать на себе критическую нагрузку. Хотелось бы рассказать о том, что нам уже удалось сделать в плане организации рабочего пространства и каких результатов удалось добиться. Реализованные идеи частично наши собственные, частично почерпнуты из книги Марины Кёстлер Рубин How to Tutor Your Own Child.

1. Одна из важнейших вещей, которой нужно добиться родителю, - это превратить квартиру или дом в пространство, удобное для учебы. В книге есть любопытное сравнение начинающего учиться ребенка с человеком, который впервые в жизни решил сделать кекс, да еще и в незнакомой кухне. Помимо разочарования от своей кулинарной неопытности, этот человек чувствует ужасное раздражение из-за того, что не может найти в чужой кухне нужную посуду и ингредиенты. После неудачной попытки такому человеку больше никогда не захочется повторять эксперимент. Удобным для учебы домом Марина Рубин считает тот, в котором нужные для учебы принадлежности (книги, журналы, географические карты, настенный календарь, бумага, канцелярия) находятся в свободном для ребенка доступе. Она подчеркивает тот факт, что недостаточно просто иметь необходимые принадлежности. Нужно организовать их размещение и хранение таким образом, чтобы ребенку было удобно всем этим пользоваться.

В Гришином канцелярском наборе - несколько пар ножниц, скотч, клей, ручки, фломастеры, подставка для книг, настольный контейнер для мусора, два вертикальных контейнера для бумаги, канцелярские кнопки и булавки, линейка, салфетки. Это инструменты первой необходимости и располагаются они прямо на Гришином столе. Краски и пластилин используются редко, поэтому покупаются по требованию. Степлер, дырокол, листочки для заметок, маркеры, калькулятор, циркуль - все это можно взять на столе у папы. Марина Рубин советует в каждой комнате иметь ручки и бумагу, чтобы ребенок мог работать там, где ему в этот момент удобно. Еще она рекомендует сделать переносной органайзер с полным набором канцелярии для тех же самых целей. Как утверждает Рубин, не очень хорошо, когда учеба всегда проходит в одном и том же месте, т.к. на запоминание и понимание каким-то образом влияет разнообразие окружающей обстановки. Гриша любит рисовать на полу в разных комнатах и в постели перед сном. Для рисования в постели мы используем большую деревянную подставку.



2. Пример для подражания. Ребенку полезно иметь перед глазами реальный опыт использования всех (или некоторых из) перечисленных рабоче-учебных принадлежностей. Поскольку мы с мужем много времени проводим дома за работой, наш сын перенял от нас некоторые приемы:

a) Использование перекидного настенного календаря для записей важных дат или других пометок. Гриша уже второй год пользуется собственным календарем, в результате он лучше нас знает, какое на дворе число, запомнил все месяцы и количество дней в каждом месяце. Кроме того, по мнению Марины Рубин, ведение собственного календаря, как и ведение личной записной книжки, делает ребенка более уверенным в своих силах. Наиболее удобным календарем для нас оказался такой, в котором месячная сетка выполнена в виде 28-ми больших квадратов, где можно сделать отметки для любой даты.

b) Использование клейких язычков в качестве закладок для "умных мыслей" или просто любимых мест в книге.

c) Размещение заметок и напоминалок на стенах. Первым делом Гриша оформил дверь в свою мастерскую различными надписями и знаками: "Мастерская", "Не курить" и др. В один из дней, когда у него накопилось много рисунков, он, не говоря никому ни слова, взял молоток и кнопки-гвоздики и прибил свои рисунки по всем стенам в комнате.



d) Написание списка покупок или важных дел давно стало одним из любимых Гришиных занятий. Потом, конечно же, проверка и вычеркивание выполненного.

3. Вертикальные поверхности как образовательные ресурсы. Думаю, что плакаты и карты на стенах в детской и магнитная азбука на холодильнике давно стали привычными атрибутами дома, где живут дети. Но меня однажды поразила эффективность этого способа подачи информации. На холодильнике висит список персоналий с датами их рождения и смерти, который я сделала для своего блога. Так вот Гриша однажды начал расспрашивать меня про Льва Разгона (чем-то ему понравилось именно это имя) и совершенно точно называл его дату рождения и смерти. И все же, при всем понимании ценности образовательных плакатов, этот элемент у нас не всегда на должном уровне. В разное время на стенах висели "Алфавит" и "Строение тела человека". В будущем надеюсь добавить постеры "Солнечная система", "Геометрические формы", плакат с английскими словами. Когда-то в сообществе поднимался вопрос, стоит ли вешать на стены детской портреты знаменитых людей и кого именно. У меня в книжном шкафу стоит портрет с изображением одной известной супружеской пары. Все в доме знают, какое значение имеют для меня эти люди. Гриша воспринял эту идею, но переработал ее соответственно своему возрасту. Он распечатывает и развешивает на стенах свое увлечение - самолеты А380. Возможно, со временем место самолетов займут портреты известных деятелей прошлого. На холодильнике у нас несколько комплектов магнитных букв на русском и английском языках, чтобы можно было составлять не только слова, но и предложения. Английским мы целенаправленно не занимаемся, поэтому один из ненавязчивых способов познакомить Гришу с написанием и произношением английских слов - это писать на холодильнике имена его любимых героев или названия его любимых песен.

4. Ноутбук. Когда мы смотрим клипы или мультфильмы на английском в Youtube, я первое время набираю название сама, называя каждую букву так, как она называется в алфавите. Через некоторое время, когда Гриша снова просит меня напечатать для него название, я делегирую это ему и диктую по буквам. Конечно, далеко не все буквы вспоминаются, но кое-что все-таки откладывается. И потом, Youtube дает подсказку, и у Гриши есть возможность сравнивать предложенные варианты со своей "ментальной моделью" слова. В результате Гриша всегда узнает нужные ему слова: Real Gone, Thunderstruck, Boeing. Или когда хочет повыбирать модели самолетов на Ebay - слова Toys and Games, Model kits и др. Другой незаметный способ введения в Гришино сознание английского языка - английский интерфейс в Ворде и на некоторых сайтах. Вордом Гриша пользуется для "работы с документами" (это его название): меняет фон, пишет слова и цифры, играется с цветом, размером шрифта и масштабом экрана.



5. Отвлекающие факторы. Говоря об ограничениях ради концентрации на учебе, Марина Рубин приводит в пример престижную школу-интернат "Академия Филлипса в Эксетере" (ту самую, которую 75 лет назад окончил Джон Холт), в которой ученикам полностью отрезают доступ ко всем гаджетам, включая компьютер и телевизор, на время приготовления уроков, т.е. на весь вечер. Также Рубин приводит любопытные факты о том, как известные люди прошлого заставляли себя сконцентрироваться на выполнении работы. Например, Демосфен сбривал волосы на половине головы, и не позволял себе выходить из дома в таком виде, пока не отрастут волосы. Это был его способ концентрации на работе. Виктор Гюго писал книги голым, предварительно проинструктировав камердинера не отдавать ему одежду до тех пор, пока он не закончит запланированную работу.

Что касается нас, мы смогли добиться некоторых пространственных ограничений: в Гришиной мастерской нет компьютера и телевизора. Думаю, что это играет определенную роль в его способности концентрироваться на том, чем он в данный момент занимается. Компьютер - только на кухне. Надеюсь, что в будущем удастся ввести и временные ограничения: на неиспользование компьютера в определенные часы или на отключение интернета на определенный период. Как бы ни было это себе трудно представить, большое число заданий (или их этапов) вполне возможно (и даже очень желательно) выполнять без компьютера. Например, написание плана работы или поиск и подготовка необходимых инструментов для работы. Поиск нужной для проекта информации в Интернете вполне можно ограничить жесткими временными рамками. Нашел полезные ссылки; открыл их на отдельных интернет-страницах; распечатал; указал на распечатках источники, чтобы не запутаться, - все, после этого компьютер можно смело убирать, брать в руки маркер, тетрадь и аннотировать и конспектировать источники. И когда работа будет готова - снова взять компьютер и оформить ее.

участники о себе, книги, литература, дошкольники, международный опыт, личный опыт

Previous post Next post
Up