Здравствуйте, уважаемые друзья!
Сегодня мне попалась информация о советском педагоге-музыканте В.В.Кирюшине. ОН создал совершенно гениальную систему обучения музыке детей (а точнее, систему развития детей), по которой дошколники могли довольно легко освоить программу по теории музыки и сольфеджио для училищ. Он, видимо, еще был великий педагог. ХОчу процитировать его интервью 20-летней давности. Оно очень в резонанс оказалось моим размышлениям последнего времени и духу соощества, как мне показалось. Извините за форматирование, оно какое-то кривое с сайта, поправить его здесь не удается. Выделения жирным отчасти мои, отчасти автора статьи, но и то и другое в русле общей идеи.
Шопен против Сникерса "Народная газета" 18 августа 1994г.
Надо спасать российских детей... от их родителей и, главное, от учителей. Говорят, что Россия - страна лентяев. Правильно. А откуда берутся эти лентяи? Из школ. А кто их делает? Учитель. Именно учитель дает почувствовать ребенку, что можно не трудиться а с помощью подсказки, шпаргалки "числиться" в первых учениках. И это не удивительно. У нас все воспитание сводится к образованию, а последнее к зазубриванию. У ребенка оказывается задействовано только левое, <логическое>, полушарие мозга. Эмоции - главное, что отличает человека от животного,
-оказываются не только ненужными, но даже вредят современному учебному процессу. . В результате дети в школе не развиваются, а накапливают кучу пустопорожних знаний.
Я разговариваю с президен-том Ассоциации эмоционально-образного
развития Владимиром Викторовичем Кирюшиным. Свыше 35 лет влияет он с
помощью искусства на образное мышление ребенка, на его духовное и
нравственное развитие. Наверное, почти всем родителям знакомы, увы, в
основном только по радио и телепередачам, его методики музыкального
развития ребенка, его детские книги, где в сказочкой,
эмоционально-образной форме дается ребенку самая сложная информация.
- Владимир Викторович, а вы не
преувеличиваете опасность, говоря об отрицательном воздействии учителей
на учащихся? Тем более что сейчас в России идет создание новых форм
обучения. Возникают гимназии, лицеи, школы эстетического развития, в
которых дети обучаются по индивидуальным программам.
- Все это внешние изменения. Они не затрагивают существа нашей
традиционной педагогики. Как бы ни называлась школа, в своей работе она
продолжает основываться на подчинении ученика педагогу, на домашних
заданиях, оценках, перегрузке второстепенными материалами. И главная, на
мой взгляд, беда- полупрофиссиональные кадры. Современный типичный,
учитель в основном занимается пересказыванием написанных не самым лучшим
образом школьного учебника.
-А как, по-вашему, должна выглядеть школа? Как ока должна обучать детей?
- Нужно не обучение, а самообучение и взаимное творчество учителя и
ученика. Только свобода общения между ними, основанная на эмоциональной
заинтересованности ребенка, способна сделана ученика неравнодушным и к
процессу обучения, и к любому трудовому процессу, дать ему, образно
говоря, творческий заряд на всю жизнь.
В чем конкретно заключается творчество ребенка? Это прежде всего
совместное сочинение с другими детьми, с педагогами и родителями сказок,
стихов. Создание по ним сценариев спектаклей и постановка их в школе.
Учитель и ученик должны стать соавторами одного бесконечного спектакля -
жизни. Тогда они будут выступать в нем на равных. В общем все, "что
угодно, только не обычная школьная <долбежка>.
И конечно, музыка. Она должна быть точкой отсчета для обучения
человека. Из всех искусств музыка наиболее эмоциональна, потому и
непосредственно влияет на формирование личности ребенка. Особенно
сказывается влияние музыки на правое полушарие головного мозга, обычно
остающееся незадействованным- в современной школе. Этот
уникальный язык звуков ненавязчиво проникает в самые глубины подсознания
ребенка, пробуждая в нем полноценную творческую личность.
-То, о чем вы мне рассказали,
замечательно. Я согласен с вами, в частности с оценкой влияния музыки на
развитие человека. Мне только одно непонятно: кто будет претворять ваши
идеи в жизнь? Квалификацию большинства современных учителей вы
оцениваете крайне низко. Родителей, судя по одной из ваших телепередач,
тоже не очень высоко. Если не ошибаюсь, в ней говорили, что под влиянием
родителей и телевизионной рекламы нормальный ребенок сейчас предпочтет
сникерс книге.
- Первым и самым главным учителем ребенка является мать. Она должна
дать ему начальные здания, создать истоки духовного развития. И все это
необходимо преподносить малышам не сухо, основываясь только лишь на их
послушании, но с эмоциональным подъемом и собственной
заинтересованностью. И вообще ребенка необходимо развивать раньше, чем
он появится на свет. "
Цитата отсюда
http://life.planet.ee/beregite-detej/o-metodike-kiryushina.html, там есть еще интересные идеи, высказанные им, вполне в духе нашего сообщества
Идеи он очень смелые толкал для тех времен, и судя по разным фактам его биографии, очень мешал кому-то, кому выгодна серость, тупость и пр. Поэтому, видимо, он умер не своей смертью и, видимо, его наработы были максимально стерты с лица земли.
теперь вопрос залу: я стала искать его материалы, и оказалось, что их практически нет в сети, хотя создал он неимоверное количество текстов, записей. Может быть, у кого-то из вас по счастливой случайности есть его работы? буду очень благодарна, если поделитесь