Пост-знакомство. Как мы занимались в дошкольном возрасте.

Sep 09, 2012 02:04

Здравствуйте все! Решила написать пост-знакомство, как мы начинали наше ДО, и еще о том, что мне хотелось бы прочитать у других участников, но об этом как-то мало пишут:
о самом ребенке (типе темперамента и т.п.),
о родителях и семье (уровне подготовки, профессии, хобби),
и, конечно же, о стимулах для ребенка, об организации занятий и возникающих трудностях.

Вопрос выбора «школа/ДО» перед нами вообще не стоял, поскольку мы, родители, оба сохранили о школьной системе самые негативные воспоминания. И еще до свадьбы решили, что наши дети в школу ходить не будут.



О семье и других животных)
И я, и муж относимся к разряду отличников-"заучек", но очень разных. Потому что несмотря на то, что муж заканчивал советскую школу времен застоя, он все-таки видит вглубь природу вещей и имеет изрядную ясность сознания. Я же, выпусница уже постсоветской школы, могу вспомнить многие правила и формулы, но как их вывести и откуда они взялись - это с большим скрипом. Оба инженеры по образованию, муж доцент-препод электрических дисциплин и фрилансер переводчик, я бывший химик, теперь фрилансер дизайнер-иллюстратор. Хобби у нас разнообразные - ин. языки, рукоделие, рисование, астрономия, тайм-менеджмент, наука, медицина и ЗОЖ... в общем, нам интересно всё). В принципе, преподать начальную школу и еще пару классов мне не представляется сложным даже без единой книги, а мужу -  так и всю школьную программу, но только обучением детей он практически не занимается по причине занятости. Занимаюсь детьми я (младшему ребенку скоро 3), также нерегулярно работаю через интернет. Еще в нашей повседневной жизни фигурирует бабушка (моя мама).

Об ученице.
Ученице нашей Сильвии в феврале было 7 лет, и она закончила первый класс.
Еще в младенчестве ей ставили диагноз «гиперактивность» (она всегда очень мало спала и много шустрила), но исследования ничего не выявили, и я отказалась от какого-либо лечения. Признаки раннего развития появились еще до года; в 2г. она говорила как взрослая с огромным словарным запасом, в 3 начала читать. Я и до сих пор не пойму, имею я дело с вундеркиндом или с "альтернативно одаренным" ребенком, потому что наряду с гениальными мыслями она периодически отчебучивает нечто, как будто она младше года на 4. Периоды просветления у нее сменяются периодами непроходимого тупления, так что у меня волосы дыбом. Вообще это чрезвычайно подвижный, живой и позитивный ум, но, увы, довольно поверхностный. Медитацией у нас заниматься не получается. Она быстро схватывает на лету, но если с наскока не вышло - долго думать не любит. Нам с ней порой очень трудно, это холерик в семье сангвиников. Шум и бардак вокруг нее весь день. Артистка, одним словом.

Как мы занималсь.
Примерно около 1 года я начала показывать Силе кубики Зайцева, считали все подряд, читали надписи на улице. Кстати, кубики Зайцева, как по мне, были бы гораздо лучше, если бы были одинакового размера, формы и веса - эта пестрота наоборот только мешает. Я сыграла на Силиной любви к кулинарии, вырезали и читали названия блюд, рецепты. К 4-м годам Силя научилась решать простые примеры (были у нас обыкновенные кубики с числами, плюсом и минусом), сама додумалась 0+0=0 :-) Были еще игры с фишками и кубиком, рисование, вырезание и т.п. Занималась вечерами после работы в офисе. Потом, в ее 3,5 года, я стала работать на дому.

Настоящая потребность в регулярных занятиях возникла у меня после рождения сына Нестора (Сильвии было 4,7), и вот почему. Как раз тогда по инициативе бабушки стали водить Силю в кружок, там рисование, развитие речи, английский и танцы. И хоть Силю взяли с детьми на год старше, но быстро стало ясно, что это примитивный для нее уровень. Я подумала, что пусть ходит ради коллектива (она эту тусовку любит, а то в частный дом переехали, и гулять стало не с кем), но в то же время я забоялась, что Силя решит, будто этот примитив - ее уровень (и не зря боялась). Кроме того, появление малыша могло вызвать ревность, и я посчитала, что Сильвии надо непременно регулярно выделять время для совместных занятий наедине, для души и с пользой.

От 4 до 5 лет. Сначала мы играли в школу - купили самый раскрасивый дневник и тетради, составили расписание по 3-4 предмета в день (математика, письмо, чтение, рисование, музыка, рукоделие) Уроки маленькие, произвольной продолжительности. Когда считали предметы, дело шло хорошо, а абстрактные примеры - скучно. Тогда мы сделали магазин, нацепили ценники на всё. Силя производила действия с числами до 20, а могла назвать числа до 1000. Считали на счетах. Потом еще было «ограбление магазина», и Силя-сыщик, выясняет, сколько или на какую сумму украли. Почти год играли в магазин. В то же время стали учить таблицу умножения. У меня в дневнике записано, что в возрасте 5,1 она сама додумалась как умножать на 2 и на 3 числа типа 50 и 500. (зато теперь в 7 лет бывает тупит и не может 900:9…) В 4 года Силя уже бегло читала, но это стоило мне некоторого количества нервов - никак не получалось читать по-русски как говорим (а не как пишем). Зато по-украински читала нормально. Чтением занимались днем, на прогулке, а игрой в магазин - вечером, когда Нестор уже засыпал на ночь. Я вовремя вспомнила про английский обучающий фильм «Muzzy», там персонаж принцесса Сильвия! Это был хит №1 года два, да и теперь иногда всплывает. Это был мощный старт английского языка, в котором Силя теперь преуспевает лучше других дисциплин.

От 5 до 5,5 лет. Около 5 лет начали писАть печатные буквы в тетради в клетку. Я сделала самодельные простые прописи с печатными буквами по возрастанию сложности букв. Очень хорошо шло записывать всякие смешные неправильные и иногда не очень приличные слова типа «кака». Стимулы бывали самые смешные - «награждение» красиво написанной буквы цветным сердечком (обвожу самую удачную букву фломастером в виде сердца). Я иногда до безобразия радуюсь Силиным успехам, могу не только ее поцеловать, но и тетрадь с писаниной))) Тоже стимул). А вот бабушкины подарки и обещания за хорошую учебу призов и вкусностей - это антистимул! Сразу ребенок начинает торопиться и халтурит. Я исподволь внушаю, что в любом деле надо любить сначала сам процесс,  а уже потом результат. Но, боюсь, Силя уже слишком разбалована для этого... Где-то в 5,5 лет я рассказала Силе про молекулы, круговорот воды в природе и счет больше 1000. Если я что-то рассказала - это значит, я нарисовала картинку и прицепила ее на стенку (скорее чтоб самой вспомнить, свести разговор к этой теме и повторить). Лет в 5 я рассказала про микробов, потому что имела место антисанитария против новорожденного. И кто б подумал, что почему-то аж через полгода (видать, летом без кружков стало скучно) у Сили появилась микробомания, она по 10 раз подряд мыла руки и нудила «я потрогалась за грязное», это был кошмар.  Наверное я рановато ей о микробах рассказала.

От 5,5 до 6 лет. Ближе к 6 годам Силя сама попросила учить ее писать по-письменному, но сначала она научилась читать написанное по-письменному мной (лезет в мою писанину без приглашения). Я учила ее как учили меня в школе, но оказалось теперь другие прописи, и способ написания букв в них хуже, чем учили в мое время. Я вижу основной смысл письменного шрифта именно в том, что он безотрывный и поэтому быстрый и удобный. А  теперь буквы более печатные, некоторые пишутся за 2-3 приема... Но позже я, не желая ругаться с учителями, все-таки просила Силю переучиться по-новому((( С младшим - не буду переучивать, и все тут. Переписывание с детских книжек неплохо шло. Силя еще сама по себе записывала свои истории и песни (изрядно бредовые), издавала книжки для братца Нестора. Уделяли внимание чтению на украинском языке - читает хорошо, но мало понимает. Возник интерес к мифологиям и религиям. Читали вслух древнегреческие мифы, кое-что из индуизма (больше я рассказывала), детскую Библию. И «Робинзона Крузо» без сокращений - это религиозное произведение, однако! К 6-тилетию дедушка (мой папа) устроил кампанию по выучиванию таблицы умножения за шикарный приз. Таблицу она и так наполовину знала, но приз, видать, не сильно прельщал, так что таблица шла туго и даже с истериками. Лишний раз было ясно, что специальное изучение - не наш метод, особенно с призами. Все-таки таблицу выучили, подарок подарили, а таблица быстро выскочила из головы - через год учили почти что по-новой. Еще я купила всякие задачники по математике за 1й класс, но это была уже для нее чепуха.

От 6 до 6,5 лет. В это время Силя ходила второй год в тот же кружок (кружок 3-х годичный, и получается, что Силя посещала только 2-й и 3-й год обучения). То ли такой возраст наступил, то ли кружок повлиял, но Силя набралась дурных манер, и, о ужас!, научилась шепелявить,  - это та, которая в 3 года говорила как диктор телевидения. (Целый год потом я логопедствовала , пока более-менее отучила от этой дурной манеры, фух!) И еще почему-то Силя пыталась усредниться и приблизиться к уровню детей, брякнула какой-то учительнице, что писАть не умеет или что-то подобное. Это был самый жуткий период, как я вспоминаю. Хорошо, что уже было почти лето, и кружок закончился. Не знаю теперь, поведу ли младшего в этом возрасте в кружок.
                 Во время этого кризиса жанра пришлось придумывать новые стимулы к учебе. Раньше я ставила в дневник оценки, и того хватало. Теперь мы придумали выдавать оценки в денежном эквиваленте (бумажные деньги), а потом «покупать» вкусненькое или услуги (мультики). На стене висел прейскурант. Взрослым тоже хотелось вкусненького, поэтому и взрослые зарабатывали (за вынос мусора, поход в магазин и т.п.). Были и штрафы - за нехорошие слова и за истерики. В конце дня Силя считала всем зарплату. Конечно, игра занимала кучу вреимени, а продлилась всего месяца 4, но тогда это продержало нашу школу на плаву. В период кризиса учебы был рост интереса к быту, Силя по своей инициативе мыла полы и посуду (жаль, недолго), стирала куклину одежду, научилась стелить постель.
            Летом (это было лето перед школой) мы тоже занимались - я сочиняла задачи, уже на несколько действий. На ура идут задачи с участием реальных и мультяшных персонажей, всякие абсурды и смешное. Например считать у котов блох, или как Нестор наступил на одного кота 20 раз, а на другого в 5 раз меньше и т.п. Взвешивали и считали свой урожай, вычитали тару из веса. Считали площади грядок. Силя сама попросила научить складывать, вычитать и умножать в столбик. Я начала учить правописанию, сама сочиняла ей упражнения. В это же время купили телескоп, Силе было подробно рассказано про планеты, затмения, смену времен года и проч. В общем, по факту получилось, что без книг прошли два класса по математике, русский язык только за 1 класс. Бывают у нас и "каникулы" - неделя раз в 3-4 мес. примерно, по настроению.

Про трудности.
          Не все так гладко, как кажется. Иногда (с возрастом все реже) Силя во время занятий устраивала всякие выходки, то ей непонятно, то тут же наоборот "мама, ты достала своими объяснениями", грубит, дрыгает ногами... Иной раз я подпрыгивала с возгласом: "Пойдешь в школу, пусть учительница это терпит!" А в школу ей не хотелось не только из-за родительской антирекламы, но и по опыту занятий в кружках - стало ясно, что в таком шуме-гаме учёба не сахар.
         Еще очень мешало то, что я слишком хорошо помню себя в детстве, и свой опыт, как самый близкий и понятный, невольно переношу на детей. А Силя у нас совершенно другая и на нас характером совершенно не похожа.
         Немалую трудость создает бабушка. Теоретически она позитивно относится к домашнему обучению. Но по факту - при детях негативно высказывается о родителях и наших взяглядах на некоторые вещи, снижает учебный энтузиазм ("Бедняжка, тебя совсем замучили учебой!"), задаривает подарками за незначительный успех и развивает в ребенке инфантилизм ("В 7 лет сама моется и застилает постель - это ж ужас!"). Со скандалом уговорили бабушку пореже (не каждый день!) приходить, а то ну просто хоть в другую страну беги. Эта тяжелая тема продожается, и на учебе отражается тоже не лучшим образом.
        Стало трудно заниматься с Силей, когда младший Нестор подрос и уже не спал во время наших занятий. Надо одновременно объяснять Силе и развлекать Нестора, чтоб не мешал, а сама Силя в 6 лет еще не могла заниматься самостоятельно.
        Также, как мне кажется, Силе пошло бы на пользу общение с серьезными детьми года на 2-3 старше. Была у нее хорошая взрослая подружка, пока мы не переехали. Теперь же - общение со сверстниками, и ей это не очень интересно.

Как мы пошли на экстернат - следующим постом, а то и так простыня получилась)

домашнее образование, участники о себе, домашнее обучение, мотивация, дошкольники, Украина, личный опыт

Previous post Next post
Up