Наслышана о "сложном" задании для проверки готовности ребенка к школе - сделать рассказ по картинке. Этот навык свидетельствует об умении выстраивать связную речь. Стало интересно самой позаниматься с детьми "чтением" и рассказом по картинкам. Ведь, этот прием удобно использовать не только для проверки, но и для развития красноречия :)
В помощь родителям нынче есть множество наборов картинок-пособий. Обычно, это картонки с иллюстрациями на заданную тему, например, про
времена года или
профессии (в примере - забавные зверушки, бывают, конечно и
люди на работе). Можно в ознакомительных целях посмотреть фото страничек, или даже распечатать.
Удручают детские книги, проиллюстрированные "стандартно". Когда к тексту, к примеру, о лисе прилагается изображение лисы в вакууме на белом фоне. Ну что там можно рассказать? "Лиса. Рыжая." Оказывается, и на этот случай есть решение.
Рабочая тетрадь дошкольника. Развитие речи. Учимся пересказывать. (за 17 руб., вот ведь, бывают еще цены), содержит последовательные примеры "анализа" с детьми простеньких картинок + это по совместительству раскраска.
Пример страниц.
Для развития "связной речи" есть такие общие рекомендации:
1) берется тема интересная ребенку.
2) в сюжетном рассказе соблюдается последовательность (чтоб прослеживались причинно-следственные связи).
3) важно говорить полными предложениям (взрослым самим за своей речью следить и при вопросах и при ответах).
А подробным методикам посвящены уже целые книги, вот, к примеру,
Составляем рассказ по картинке аж на 80 страницах учит родителей заниматься со своими "младшешкольниками".
Нашла очень интересную книгу "
Рассказы в картинках". Ее автор - классик отечественной детской иллюстрации, карикатуры (и еще много чего) Радлов. Эта книга - полный сборник его детских "комиксов". Так прониклась идеей рассказов в картинках, что написала пост
"Смысл и чувство Чтения". Книгу Радлова удобно использовать для занятий на любом языке ;)
Поразила реакция одного нашего гостя 4 лет, он восторженно изучал каждую картинку, что-то придумывая сам, что-то спрашивая маму. У моих мальчишек больше эмоций вызывают
Сутеев или сказки с глубоко детализированными иллюстрациями.
Так, мы собрали серии "Жили были кролики" и про Петсона с Финдусом. Эти книги раскрывают удивительные миры (даже глубже текста) в каждой картинке. Дети подолгу рассматривают их, сами рассказывают по ним истории. Про одну из этих книжек (правда, "не сюжетную") уже тут рассказывала в посте
Интересные опыты и веселые поделки с Финдусом. Вот пример картинки из "полноценной" истории о Петсоне из книги
Именинный пирог и обложка моей любимой "
Уроки рисования" из кроликов. Для сомневающихся в выборе между ними см. сравнение этих рисованных миров в посте
Findus vs Passiflore.
Есть еще забавные книги для разглядывания вроде историй про Пряткиных см."
Пряткины путешествуют вокруг света", или серии про оригинальных Тату и Пату см. "
Тату и Пату - изобретатели". Для малышей идеально подходят зубо и пальце-устойчивые картонные книги Бернер Ротраут Сузанны см.
Летняя книга. В этом цикле историй городка по временам года хитро переплетаются рисованные сюжеты, интересно отслеживать связи и изменения.
Минимум текста в этих книгах позволяет при их помощи развивать красноречие на разных языках ;)
UPD Книжки с картинками еще очень выручают, когда деток несколько и все одновременно хотят что-то читать. Иногда получается "сеанс одновременного чтения" по 2-м книгам разом :) Или по 1 книге, но по разным страницам листа.
К примеру, одного сына прошу заданный предмет найти на иллюстрации, тем временем с другим успеваю его картинку рассмотреть, почитать.
С приветом, Елена.