В этой статье я привожу практические рекомендации, как реализовать возможность домашнего обучения в Беларуси, не наступая на стандартные грабли :) Статья написана в конце 2011 года, после вступления в силу
Кодекса Республики Беларусь об образовании
http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=7986. Цели проанализировать законодательную базу я не ставила, но на некоторые статьи из Кодекса сошлюсь.
Оригинал статьи - на сайте "Свобода в образовании"
http://freeedu.ru/modx/est-li-zhizn-na-marse-ili-domashnee-obrazovanie-v-belarusiОПИП :), или ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ
Пишу с юмором, т.к. одна из первых целей для начинающих родителей-домашников - уметь справляться с атмосферой страха, которым пропитана школа. Уметь остаться на острове, когда вокруг вас будет плескаться в океане сомнений и страхов педагогический коллектив во главе с администрацией: «Такой формы обучения не бывает!.. Бывает, но для больных детей… Бывает и для здоровых, но не для вашего!.. Для вашего тоже можно, но он зачахнет без коллектива!.. Подумайте! Остерегитесь!! Вы отбираете у ребенка… Нам его жаль… Вы не даете ему…» и т.д., и т.п. Помните, что у вас есть свои РЕАЛЬНЫЕ, ОБОСНОВАННЫЕ страхи и сомнения, и вы не можете позволить себе участвовать в чужих, иначе утонете. Пусть уж они как-нибудь сами справляются со своими страхами «нулевого уровня», как я это называю для себя.
В Беларуси на данный момент не существует такой формы как «семейное обучение». Ее приблизительным аналогом может считаться лишь «обучение по индивидуальному плану». Такая форма как «домашнее обучение» предоставляется по медицинским показаниям и предполагает, что к ребенку на дом будут ходить учителя из школы. До принятия Кодекса обучение по индивидуальному плану считалось одной из форм обучения, которую родитель ПО ПРАВУ мог выбрать на свое усмотрение без объяснения причин (Хотя в беседе с директором школы все равно приходилось каким-то образом объяснять свое желание). После принятия Кодекса решение о вашем праве на ОПИП :) (отличная получилась аббревиатура, юмористическая) принимает администрация конкретного учебного заведения, т.е. ваш ОПИП предоставляется ПО ЖЕЛАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. (В этом месте не надо отчаиваться, надо сравнить ваши желания - свое и администрации. То, которое больше, победит. Уверена, что ваше больше, если уж оно есть, т.к. оно личное и конкретное.)
Когда я изучала Кодекс, я для себя отметила несколько статей, имеющих то или иное отношение к домашнему образованию: ст. 3 п.7; 17; 31; 158; 160; 167. Вот некоторые выдержки:
«Ст. 158 Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования:
12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.
17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.»
На каком основании руководитель принимает решение об обучении по индивидуальному плану для вашего ребенка?
«Ст. 167 Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями»
Из этой статьи следует, что ОПИП предоставляют или одаренным, или тем, кто «не может», причем «по уважительной причине». Какие могут быть у вас уважительные причины (из опыта родителей-домашников):
- частое отсутствие ребенка в стране, городе проживания, частые переезды и/или переезды на длительное время. Скажем, ребенок с семьей зимует в Индии. Желательно, чтобы причина переездов и путешествий была вынужденная - тяжкая работа родителей на чужбине в поте лица на благо семьи :)
- частое отсутствие родителя(ей), которые могли бы транспортировать ребенка в школу и обратно - например, частые дальние командировки отца или матери ради тяжкой работы на чужбине в поте лица на благо семьи.
- многодетная семья с маленьким ребенком, который осложняет транспортировку ребенка-школьника в школу и обратно. Особенно действенно в сочетании с частыми дальними командировками отца ради… и дальше по тексту выше :)
- профессиональные занятия спортом (музыкой, балетом, вышиванием ;) …), которые не совмещаются со школьным расписанием и нагрузками. Тут хорошо бы предоставить еще справку об одаренности и талантливости учащегося в данной сфере, жаль, что таких справок никто не дает и степень одаренности оценивается «на глазок».
- частые болезни ребенка. При этом вы не хотите обременять учителя(ей) такой формой как «домашнее обучение» и надеетесь справиться с задачей сами - в сотрудничестве с учителями.
Сочетание нескольких уважительных причин усиливает уважительный эффект. Например, многодетность + четвертый ребенок недавно родился + отец пропадает в командировках. (Если я что-то упустила или у вас есть оригинальные «уважительные причины», пишите их в комментах, могут пригодиться кому-нибудь)
Прошу заметить, что идеи родителей по поводу вреда или даже сомнительной пользы школьного образования как уважительная причина не рассматриваются. Их, конечно, можно озвучивать, но они, скорее, осложнят весь процесс. Лучше сформулировать причины, понятные школьному контингенту, стараясь приблизиться в формулировках и умолчаниях к своей правде (Это в случае, если вранье вас коробит так же, как меня. Если не коробит, вам повезло, вашу задачу это очень облегчит, и я вам искренне завидую.)
Лучше всего будут поняты частые болезни, командировки, многодетность. Оговорюсь, что лично я бы использовала аргумент про болезни в самом крайнем случае, т.к. посыл «мой ребенок болен» кажется мне опасным для ребенка, даже если это заведомая ложь, и может быть еще опаснее, если он болен, т.к. нарушает правильный настрой на «мой ребенок здоров».
Итак, уважительные причины вы продумали и основные формулировки и доводы выучили наизусть (часто это актуально). Теперь можно отправляться в школу.
В КАКУЮ ШКОЛУ ОТПРАВЛЯТЬСЯ?
В этом вопросе вам нужно руководствоваться принципом «Чем проще, тем лучше». Однозначно не советую оформлять ОПИП в гимназиях, колледжах, школах с различными уклонами. Чем «понтовее» учебное заведение, тем с большей обидой воспримет его администрация и, в последующем, педколлектив ваше нежелание отдаться им целиком и полностью. Для вас тоже нет никакого смысла на дому поддерживать «понтовые» требования вашего учреждения к своему ребенку. Лучший вариант - простая школа по месту жительства, к которой вы «приписаны» и где вам формально не могут отказать в приеме на учебу. Хороши также провинциальные и деревенские школы, если для вас возможен такой вариант.
По поводу частных школ опыта ни у меня, ни у моих знакомых коллег-родителей нет. Я недавно направляла свой вопрос по поводу домашнего обучения моего сына в одну частную гимназию через их сайт, ответа не получила. Если у вас есть сведение об ОПИПе в частных учебных заведениях, делитесь.
СОБСТВЕННО ОФОРМЛЕНИЕ
Формально вам нужно подать заявление до 31 августа, но, на мой взгляд, лучше с ТАКИМ заявлением прийти к директору где-нибудь в начале лета - тогда у него будет достаточно времени, чтобы, приняв ваше заявление, удивиться-усомниться-разузнать-смириться-согласиться. Дайте ему это сделать в спокойном летнем темпе и обстановке. К тому же директор будет надеяться, что за лето вы можете одуматься, и не станет вас слишком доставать на первой встрече, для вас это выгодно. Перед началом учебного года нужно напомнить о себе и о том, что вы не передумали. Здесь может последовать второй разговор, возможно, более напряженный, но уже не «с нуля», что тоже хорошо.
Оформление ОПИПа в середине учебного года возможно, но причин для отказа будет больше. Не рекомендую. Обычно в таком случае администрация предлагает «неофициальный» переход на домашнее обучение, что сопряжено с определенными трудностями: излишним контролем за успеваемостью ребенка, вашей зависимостью от обещаний директора и требований учителя.
Заявление ваше может выглядеть примерно так, если у администрации нет своей формы для такого случая:
Директору СШ №
ФИО
Ваши ФИО
Ваш адрес
Заявление Прошу принять (перевести) моего ребенка, ФИО, в N класс на обучение по индивидуальному плану. Работа моего мужа носит разъездной характер, в семье воспитывается трое детей, младшему из которых 6 мес., что затрудняет регулярное посещение школы моим ребенком.
Дата Подпись
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Когда решение об ОПИПе для вашего ребенка принято, вам, по идее, должны выдать индивидуальный учебный план по всем предметам, которые в конце четверти будет «сдавать» ваш ребенок. Пишу «по идее» потому, что КОНКРЕТНО действия администрации, необходимые бумаги, виды и частота контроля за обучением вашего ребенка на ОПИПе нигде не прописаны. Эта неконкретность, с одной стороны, вам на руку, т.к. дает возможность настоять на своем, с другой, может вызывать много пререканий, недопониманий и нервотрепки. В этом году наша завуч руководствовалась в решении организационных вопросов неким «Положением об образовании», которое я с первого раза в интернете не нашла, а потом не было нужды искать. (Если кто-то в курсе, что за оно и имеет ссылку, поделитесь, пожалуйста.)
В прошлом году, в первом классе, мне индивидуальных планов не выдавали и контроль был нерегулярный, эпизодический. В конце года сын написал две контрольные по математике и одну по русскому языку, я сказала учителю, сколько слов в минут он читает, и все.
В этом году, нам в каждой четверти выдают индивидуальный учебный план, составленный учителем и подписанный им, мной и завучем. В этом плане дается список тем по всем общеобразовательным предметам с датами их прохождения и с датами итоговых контрольных работ. В конце четверти сын вместе с классом пишет все необходимые итоговые контрольные. Другой вариант аттестации - устные ответы и письменные работы принимаются у ребенка индивидуально в присутствии учителя, завуча и родителя. Второй вариант, с моей теперешней точки зрения, предпочтительнее.
ДЕТАЛИ И ГРАБЛИ
Чего я НЕ советую делать, если вы решили прибегнуть к ОПИПу (в чем-то повторюсь):
1. Выбирать «элитное» учебное заведение. Почему, писала выше.
2. Выбирать специализированное учебное заведение. В школах с художественным уклоном вам, скорее всего, сразу же откажут в ОПИПе. Если не откажут, то вам нужно будет оформлять частичное домашнее обучение - тогда см. п.3
3. Выбирать ЧАСТИЧНОЕ домашнее обучение. Поясню. В этом году мой сын учится в музыкальном колледже, где есть предметы общеобразовательного и музыкального цикла. Предметы музыкального цикла он посещает в обычном режиме, общеобразовательные предметы изучает по ИП (индивидуальному плану).
На практике это выглядит так. Четыре дня в неделю (плюс одно занятие в субботу) сын приходит утром в школу на 1-2-3 урока, после чего остальные ученики остаются в школе на математику-русский-чтение…, а мой сын отравляется домой. Что в этом плохого? Неудобны привязка к школьному расписанию, необходимость рано вставать и рано же транспортировать ребенка в школу и обратно вместе с нотами, сменной одеждой, музыкальным инструментом и т.п., организовывать его питание в школе (если 3 урока, это уже актуально), нецелесообразно часто маячить перед глазами педагогов и администрации. И вообще неприятно окунаться почти ежедневно в школьный мир, каждый раз получая некие неприятные бонусы (то учитель физкультуры насильно наденет сыну свитер, чтобы он не замерз, то я застану в буфете курящую на рабочем месте буфетчицу, то учитель без предупреждения оставит сына что-то писать после урока тогда, когда у сына по плану совсем другое занятие и т.п.) В итоге частичное обучение превращается в двойное обучение с двойной же эмоциональной нагрузкой.
4. Выбирать в качестве классного руководителя в начальной школе учителя с большим стажем, «учителя года» и т.п. Если у вас есть выбор, наилучший вариант - молодой, безответственный, еще веселый раздолбай :)
5. Соглашаться на дополнительный контроль, частое посещение школы, например на «текущий контроль» в виде самостоятельных работ, тестов и т.п. Я согласилась на такую форму контроля в первой четверти и очень пожалела. На практике это означало, что моего ребенка в любой день могли задержать после музыкальных уроков и дать выполнять 1-2-3 самостоятельные работы. Причем, эти работы он писал на задней парте в то время, как учительница вела урок. Меня такое положение вещей не устраивало по многим причинам, поэтому во второй четверти я от него отказалась. Но легче не соглашаться изначально, чем отказываться потом.
Еще стоит отказываться от выполнения письменных домашних заданий (у кого-нибудь еще такое требовали?). Мой сын переписывает из дневника (да, у него даже дневник есть, что мне тоже не нравится) у одноклассников и выполняет домашние задания по математике, русскому и белорусскому языку. Занятие, как оказалось, затратное по времени, бестолковое и практически бесполезное. Не рекомендую соглашаться.
В заключение хочу отметить, что данная статья имеет практическую, а не мировоззренческую направленность и прошу придерживаться этой направленности в комментариях. С радостью помогу тем, кто уже решился на домашнее обучение своего ребенка, отвечу на вопросы, поддержу, поделюсь опытом. Буду рада услышать о чужом, особенно успешном, опыте в этом вопросе.
А вот развеивать сомнения, помогать принимать решение «школа или ДО» не буду и пытаться. Во-первых, это очень личное дело, во-вторых, такая помощь не принесет пользы ни убеждающему, ни сомневающемуся и, в-третьих, принятие такого решения я считаю не только первым, но и самым важным шагом в деле домашнего обучения своего ребенка, который должны делать родители с полным сознанием торжественности этого шага и пониманием своей ответственности. Российская формулировка «семейное образование» более ясно отражает мою идею. Я считаю, что решение о ДО должно вызревать и приниматься в семейном общении и обсуждении, а не в процессе обсуждения даже в самых продвинутых интернет-сообществах.