Из написанного Екатериной Великой «Наставления к воспитанию внуков»

Sep 07, 2011 17:21



Не запрещать им играть сколько хотят. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

* * *

Вообще дети не любят быть праздными.

* * *

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей.

* * *

Буде
желательно детей отвадить от игры, то на то вернейший способ есть -
принуждать их несколько часов сряду играть тою игрушкою.

* * *

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно.

* * *

От
младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1е, от упрямства,
2е, от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те и другие
слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие
слезы не должно дозволять.

* * *

Буде единожды приставники[4] детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

* * *

К учению не принуждать и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

* * *

Детям
трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом
занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

* * *

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

* * *

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

* * *

Надлежит
поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать
должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

* * *

Выговоры чинить детям наедине; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.

история, психология детства, Россия

Previous post Next post
Up