Эту беседу Александр Донской, бывший мэр Архангельска и претендент на пост Президента РФ, и Марк
mark_y Иланский посвятили политическому прошлому первого и политическому настоящему всех нас. Заодно обсудили личные интересы.
- «Ты сейчас поджёг фитиль. Он ведёт к бочке с порохом. Эта бочка может взорвать пороховой склад, а вместе с ним может взорваться и склад боеприпасов. Дальше может взорваться склад с боеголовками, и атомная бомба может улететь в Америку. Или ничего не взорвётся - это потухнет». Узнаёте фразу? Прокомментируете?
- Уже с трудом, но припоминаю. Я получил это смс, когда объявил, что баллотируюсь на пост президента. На самом деле, меня все отговаривали: жена, сын, сотрудники. Удалкин (на то время директор Департамента информации и общественных связей мэрии при Донском. - прим. М. И.) твердил: «Нужно копить друзей и соратников, а не увеличивать ряды врагов и оппонентов».
Это как в рассказе «И грянул гром» Брэдбери, когда Экельс раздавил бабочку и изменил таким образом будущее: стала другой письменность, вместо президента-либерала оказался диктатор и прочие прелести из ящика Пандоры.
И всё же лучше сделать и сожалеть, чем не сделать и сожалеть. Для меня так, для кого-то по-другому.
- Вы по-прежнему полны решимости стать президентом России?
- Я не хотел стать президентом, понимал, что это невозможно. Никто не станет президентом при Путине без его воли. Я хотел самореализоваться через этот поступок. Мне это стоило сломанной жизни. Сейчас тот же путь проходят Навальный, Удальцов. Мне их жаль. Жизнь одна, и потратить её на этот тлен жаль. Так случилось, что у нас президент Путин. Наш президент - это такая же закономерность, как видимость Солнца или Луны с Земли. Если понять, что это одно и то же, станет легче.
- В чём заключалась самореализация и как поступок стал проступком?
- Я просто не понял особенностей системы. У кандидата в президенты должна быть только одна цель - захватить власть. У того, кто находится у власти, - Путин это, Навальный или кто-то ещё - удержать её.
Угрозы баллотироваться я не видел. Решил, что не в интересах Кремля мочить меня. Подумают, какой-то дебил - ну наберёт он одну десятую процента, это даже хорошо: можно иностранцам говорить, что у нас демократия. С помощью кампании я планировал решить проблему расселения архангелогородцев из ветхого жилья. А заодно хотел всем запомниться, чтобы после проигрыша на выборах Президента пойти депутатом в Государственную Думу.
Теперь я понимаю: Путин - значит Путин; нужно встраиваться в эту систему либо просто находиться в стороне от неё. Самое главное - не противодействовать.
- «Хотелось всем запомниться». Получилось?
- Запомнили. На расселение из ветхого жилья, я понял, денег бы мне не дали: не тот способ, как нужно просить. Система никогда не реагирует на манипуляции. А ещё система «выплёвывает» людей несистемных - которые не согласуют свои действия со всем «организмом». Это происходит и в животном мире: если родилась обезьяна-альбинос - её выкинут из стаи.
- Нарушу хронологическую последовательность. Как вы решили стать мэром Архангельска?
- Я к тому времени открыл уже 17 магазинов. Сидел у себя в кабинете, принимал редкого гостя, уже плевал в потолок, становилось всё скучнее. Решил заняться благотворительностью, стал публичным человеком. Мне понравилось. Тогда я стал раздумывать, что такое могу сделать, чтобы я сам себя уважал, а мать гордилась хорошим сыном. Пришёл к выводу, что единственное, что можно сделать с этим городом, - это его возглавить.
- У вас по-прежнему адрес mer2017@...?
- Я удалил этот ящик, потому что он не соответствует действительности. Он появился случайно, просто mer2005 и mer2006 были заняты.
Мой ящик теперь начинается как AlexanderFershtein@... Игра с фразой «Александр, понимаешь?» Я хочу, чтобы люди меня понимали. Хочу быть понятным и понятым.
Кроме ящика, я удалил блог на «Эхе Москвы», что стоило большого труда: сказали, блог не удаляется, можно просто перестать его вести. Я настоял на безвозвратном удалении, чтобы не возникло искушения написать. Я удалил аккаунты в соцсетях: ВКонтакте, где было 13 000 подписчиков, в Фейсбуке и т. д. И даже на
странице в Википедии изменил статус на «Исчез в 2014 году». И вот опять появился, осталось разобраться, как теперь убрать прежний статус. (Улыбается.)
- Значит, мэрских амбиций у вас теперь тоже нет...
- Одно время я хотел избраться: назло эти негодяям, думал, попробую ещё раз, не стану мэром, так нагажу кандидатам от «системы»! Потом понял: кому-то назло - это ведь и самому себе. А гадить людям - это только собственное время терять.
Зарплата мэра - 80 000. Воровать я на посту не хочу (да мне и не дадут - и не только своровать, но и заработать). 80 000 можно получать и проще.
- В Санкт-Петербурге вы запускали Музей власти, который просуществовал 12 дней - до саммита G20. Вы его для «Большой двадцатки» и открывали?
- Да, это была провокация. Мне было интересно, что с ним будет. Сейчас я понимаю, что это была большая ошибка: я мог подставить людей. Сейчас я понимаю, что провокации, шутки и развлечения должны быть безопасными. Не нужно делать того, что не нравится системе.
- Ваше отношение к
санкциям с обеих сторон?
- Это неизбежность. Игра, которая запущена и не может остановиться по желанию одной из сторон. Это вопрос договорённостей, а договориться можно только так, что пострадают чьи-то интересы: либо России во главе с Путиным, либо Запада. Никто не готов играть в поддавки. Санкции дойдут до какого-то предела, худший исход игры - я, конечно, такого не хочу - изоляция, как в Северной Корее, а потом Россия начнёт наступать и захватит Европу.
Я бы в вопросе санкций обратил внимание на другое. Люди зря смотрят новости, они попадалют в плен манипуляций. Когда мне говорят: «Я либерал, слушаю BBC и знаю объективную ситуацию», - я прерываю: «Вы, как и слушатели российского радио, знаете ерунду, только другого рода».
- Семь лет назад, после
выхода на свободу Вы мечтали посетить Кубу, ОАЭ и экваториальную Африку. Получилось?
- Я поменял планы. Раньше думал, куда мы поедем с женой. А теперь... Идеальное путешествие для меня - один день в одном городе, я брожу по самым туристическим местам и изучаю, что там едят и покупают, вечером ложусь спать, утром переезжаю в новый город.
В ближайших планах Прибалтика: Рига, Вильнюс, Таллинн. Второй этап - цыганщина: Приднестровье, Молдавия, Румыния.
Я хочу проехать столицы всех стран. Последним этапом моего путешествия будут Северный и Южный полюса.
- А в России любимое место есть?
- Москва: логистический центр, откуда удобно везде летать. Питер: второй город после Москвы, где можно найти много интересного, люблю гулять по Невскому. Казань: красивый город, отличная инфраструктура, хорошо построена система - нет конфликта между властями разного уровня, есть федеральные деньги, которые тратятся с умом. Думаю, мне понравится Грозный, куда я поеду в ближайшее время: Кадыров изо всех сил старается во благо своей республики, строит цивилизованный город, занимает важное положение в мусульманском мире. В чём-то он круче, чем шейхи в Арабских Эмиратах. Не сомневаюсь, у него всё получится, и через 20 лет Грозный будет лучше, чем Дубай.
- «Смелым судьба помогает»? (Табличка с этим девизом висела в приёмной мэра Донского. - прим. М. И.)
- Да. Так и осталось.
- Поддерживаете ли вы высказывание, что после сорока жизнь только начинается?
- Нет. До сорока лет ты развиваешься, а 40 - это рубеж, когда понимаешь, что движешься к смерти. Я в этом возрасте задумался, как меня похоронят. Решил, что прикольно почить в гробу в виде рыбы. На него можно посмотреть в Музее смерти на Новом Арбате.
- Сколько жизней вы прожили?
- Интересный вопрос! Первая жизнь - это детство. Вторая - армия. Третья - девяностые, начало предпринимательства, бандиты и как я от них отстроился тогда. Помнится песня группы «Барто»: Назад в девяностые, опять к бандитам, лысые головы, яйца небриты. Четвёртая - стагнация, когда я долгое время занимался одним и тем же бизнесом и общественной деятельностью. Пятая - политика. Шестая - «Встряхнись, тряпка!» - когда я почувствовал себя старым, жирным и никому не нужным, на дне и на нуле, потом взял себя в руки, стал худеть, искать дело. Седьмая - занялся развлекательными проектами. Восьмая - затяжной конфликт с женой, депрессия. И теперь девятая - период возрождения, назовём его «Птица феникс».
- Какие у вас планы на ближайшие пять лет (в общих чертах)?
- Я не строю планов, потому что не знаю, что будет. Ещё месяц назад я не знал, что мы разойдёмся с женой, с которой я прожил 22 счастливых года, и она не даст мне видеть ребёнка, что она занесёт меня в чёрный список и я не смогу ей позвонить. У меня есть какие-то планы, но я понимаю, что они могут измениться. Главное чувствовать себя комфортно здесь и сейчас. А здесь и сейчас я специалист в индустрии развлечений - организации различного рода веселья, музеев для чиновников и людей - и тренер по личным целям.
- Вашему предпринимательскому опыту и вашей личной жизни посвятим отдельное время. А это интервью я завершу вопросом «на стыке дисциплин»: где, по-вашему, проходит черта личной заинтересованности между политикой и бизнесом?
- Правильно говорил Аль Капоне: не нужно идти в политику, не нужно покупать тех, кто идёт в политику, нужно финансировать действующих чиновников. Это бизнес-подход. Моё личное мнение - лучше даже не покупать, потому что рано или поздно перекупят конкуренты или тебя посадят. Лучше всего дружить, это высший пилотаж.
Первая часть интервью -
Бывший мэр о своей тюрьме.
Третья часть интервью -
Мастер развлечений о своём и вашем досуге.
Четвёртая часть интервью -
Антикризисный пост.
Пятая часть интервью -
Делать бизнес с весельем: как? Фото: Стас
q3d Васильев