Обещал я "отчитаться", как мы в Бискайском заливе плавали. Вот и приходится. А прикол в том, что писать особо не о чем. То есть конечно можно много чего рассказать про штормы, в которые мы попадали на каждом шагу, как волны захлестывали палубу нашей яхты. А кто проверит? Из нашего экипажа русские буквы знаю я один, а словарный запас моих сотоварищей дальше "кэбенимат" не продвинулся.
А ведь мы действительно готовились к разным сложным ситуациям, не зря же
Бискайский залив считается самым штормовым местом в Европе. Были подготовлены запасной парус, дополнительные страховочные ремни. На палубу - только привязанным. А на самом деле почти полный штиль, весь путь проделали на моторе. То есть, паруса мы то же поднимали, но ветер упорно оказывался наполнять их собою...
Впрочем, сказать, что было совсем уж неинтересно, язык тоже не поворачивается.
Взять хотя бы начало начало нашего "круиза" - Ла Рошель. Несмотря на последствия визита сюда шевалье Д'Артаньяна и хевре, городок в целом неплохо сохранился, а башни, охраняющие вход в старый порт, выглядят очень живописно. Прогуливаясь же по узким средневековым улочкам, казалось, что сейчас из-за угла донесется "Пока-пока-покачивая...". Но если что и доносилось, то только по-французски,а покачивалась наша яхта, только что спущенная на воду, на которой французские же яхтостоевцы из фирмы Dufour монтировали последние детали. Надо сказать, что и сама марина славного города Ла Рошель тоже место по-своему уникальное. Самая большая марина Европы, в которой находятся примермо 4000 яхт, больших и малых.
Итак, яхта,
построенная фирмой Dufour для герцлийского яхт-клуба Дерех Ха-ям, должна была проделать не
близкий путь от Ла Рошель до Геrцлии. Обогнув Испанию, пройдя через Гибралтар, и далее - Италия, Греция, Турция... Путь не только не близкий, но еще и долгий ( яхта, выйдя 27-го апреля из Ла Рошель, все еще в пути). А потому экипажи должны были меняться каждые 7-10 дней. Ну а пишущий эти строки выбрал для себя первый участок - от Ла Рошель до испанского города Виго
БОльшая часть времени ушла не на плавание, а на ожидание у моря погоды. Несколько дней до выхода мы ждали, когда утихнет шторм, а шторм в Атлантике это все-таки шторм, не хотелось портить новенькую яхту. Когда мы вышли, ветер уже утих, но последствия шторма в виде 2-3 метровых волн еще давали себя знать. В первые же два часа впервые в жизни испытал, что такое морская болезнь, да такая, что голова просто отказалась функционировать, а желудок функционировал непрерывно, но почему-то не в том направлении. Но не зря бывалые говоят, что морская болезнь - не сифилис, проходит быстро. Действительно прошло. И быстро.
На карте можно увидеть наш маршрут. Конечно, мы могли бы идти более прямым
путем, но вероятность шторма сохранялась, поэтому мы решили приблизиться к
суше, а потом уже идти ближе к берегу, чтобы в случае чего успеть укрыться
в одном из портов северного побережья Испании, Бильбао, Ла Корунья или где
еще Бог даст. Постепенно волны стихали, хотя бОльшую часть времени они были 2-3 метра высотой. Но океанские волны отличаются от прибрежных. Это скорее такие
холмы из воды, на которые наша яхта вскарабкивалась, а затем плавно скользила вниз. Иногда появлялось ощущение, что океан живой, что эти медленно поднимающиеся и опускающиеся волны - дыхание какого-то мощного мифического существа.
На второй день плавания нам повстречались стаи дельфинов. Такого количества дельфиноввидеть не доводилось. До самого горизонта виднелись их черные, блестящие насолнце спины. Те, что постарше, на нас не отвлекались, а спокойно себе ловили рыбу,молодые же подплывали к нам и выпрыгивали из воды, словно соревнуясь между собой. Выпрыгнет, подплывет поближе и смотрит на тебя, будто спрашивает, ну как я, а?
На третий день показался испанский берег. После нескольких дней в откытом море начинаешь понимать, отчего когда-то моряки лезли на мачту и с высоты диким голосом кричали "Терра! Терра!" Появился берег, и стало не так одиноко.
Все время мимо нас проплывали корабли, большие контейнеровозы и маленькие рыбацкие катера. Но ближе к вечеру попали в сплошной туман, видимость была не больше полумили. Приходилось быть все время начеку, как три богатыря, - яхта сделана из фибергласа, и радары ее почти не видят. "Украсили" мачту всякими железяками, которые можно было поднять - кастрюлями, сковородками и т.п. Ситуация осложнялась тем, что рядом проходит маршрут, по которому проходит весь траффик, огибающий Европу с севера на юг и обратно. Та самая Финистерра,
которая фигурирует в популярном анекдоте( см., например, здесь
http://www.nashedelo.co.il/nashedelo/articleview.php?sec_id=27&art_id=733)
Только это не пролив, а мыс :-).
Плавание в тумане, если запыть о напряжении, связанном с опасностью столкновения, вещь незабываемая! Море преобрело какой-то необычный цвет, клубы тумана, касаясь воды, создавали фантастические фигуры. А иногда возникало ощущение будто мы плывем во льдах. И не надо говорить, что это они там пиво с виски намешали :) Природа способна вскружить голову лучше всякого зелья.
На четвертый день утром наконец-то поднялся ветер, который развеял туман и
наполнил паруса. наконец-то можно было немного отдохнуть от монотонного тарахтения мотора. Впрочем недолго, так как уже к обеду показались маяки, указывающие вход в бухту Байоны, где мы должны были остановиться, чтобы переждать очередной шторм. И правильно сделали. Во-первых, Байона - очень симпатичный галицийский городок, знаменитый тем, что сюда пришла "Ла Пинта"
Колумба после открытия им(?) Америки. Над входом в гавань нависает живописная цитадель, а улочки старого города поражают своей нереальной чистотой.
Населеление же поражало своей какой-то неэмоциональностью.
Даже на дискотеке, где напитки лились без ограничения, практически не было танцующих.
Надо сказать, что решение переждать шторм было оправданным. На следующий день в марину пришла яхта, мачта которой была сломана пополам
А переждав шторм быстренько перебрались в Виго, где наш экипаж уступил место другому, а нас самолет уносил на Святую Землю, до следующих морских путешествий.