Обсуждение "Юлия Цезаря".

Nov 18, 2015 16:58

Оригинал взят у step_bg в Обсуждение "Юлия Цезаря".


В прошедший выходной принял участие в очередной встрече литературного клуба, организованного в местной библиотеке. Обсуждали Шекспировского "Юлия Цезаря", предварительно почитав отрывок по ролям. Оказалось, что трагедия не только задает немало тем, для жаркого спора (в стиле цикла знаменитых исторических передач на ТВ), но и здорово подходит для таких вот "кружковых" импровизаций.

Всякое великое литературное произведение через перо автора, так или иначе, отражает настроение своей эпохи. Тема гражданских войн и бесконечных дворцовых переворотов была очень актуальна и болезненна для современников Шекспира. В этом ракурсе, "Юлий Цезарь" вполне вписывается в один ряд с другими его историческими трагедиями.

Читая "Цезаря" старался увидеть его, прежде всего, взглядом автора, не сравнивая с реальными историческими персонажами. Попутно также разделял описанные поступки персонажей и публичную трактовку этих поступков.

Вот один пример. Только-только отгремела гражданская война с Гнеем Помпеем, закончившаяся победой Юлия Цезаря. Последний получает оппозицию в лице "республиканцев", которые не упускают случая демонизировать Цезаря. Но народ его любит и сам правитель достаточно мягок (насколько, вообще, может быть мягок римский политик его ранга) - его политические враги не подвергаются преследованиям и оставляют за собой высшие республиканские должности.

Или другой пример. Брут. Его много раз называют "благородным". Но подлое убийство - знаменитое "И ты, Брут!" - оставляет благородство в прошлой жизни. Собственно, на этом и строится речь Марка Антония, обращенная к простым гражданам Рима:

Друзья, сограждане, внемлите мне.
Не восхвалять я Цезаря пришел,
А хоронить. Ведь зло переживает
Людей, добро же погребают с ними.
Пусть с Цезарем так будет. Честный Брут
Сказал, что Цезарь был властолюбив.
Коль это правда, это тяжкий грех,
За это Цезарь тяжко поплатился.
Здесь с разрешенья Брута и других, -
А Брут ведь благородный человек,
И те, другие, тоже благородны, -
Над прахом Цезаря я речь держу.
Он был мне другом искренним и верным,
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Гнал толпы пленников к нам Цезарь в Рим,
Их выкупом казну обогащал,
Иль это тоже было властолюбьем?
Стон бедняка услыша, Цезарь плакал,
А властолюбье жестче и черствей;
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Вы видели, во время Луперкалий
Я трижды подносил ему корону,
И трижды он отверг - из властолюбья?
Но Брут назвал его властолюбивым,
А Брут весьма достойный человек.
Что Брут сказал, я не опровергаю,
Но то, что знаю, высказать хочу.
Вы все его любили по заслугам,
Так что ж теперь о нем вы не скорбите?
О справедливость! Ты в груди звериной,
Лишились люди разума. Простите;
За Цезарем ушло в могилу сердце.
Позвольте выждать, чтоб оно вернулось.

Особую ноту вносит стремление Брута уничтожить "Дух Цезаря", уничтожив его тело, т.к. дух не будет сломлен:

О, если б без убийства мы могли
Дух Цезаря сломить! Но нет, увы,
Пасть должен Цезарь.

В итоге, "Дух Цезаря" приводит к смерти Брута.

Переходя к исторической части, следует сказать, что Римская республика - ослабевшее государство, которое стоит перед историческим вызовом и должно суметь найти на него ответ, чтобы избежать смерти. Долгая череда дворовых междоусобиц и гражданских войн вела к гибели Рима. И такой ответ дал решительный человек, который видел свое предназначение в служении своему народу - Юлий Цезарь. Цезарь не допустил приход большого зла, сплотив римских граждан, и сформировал основу для будущей империи. В этом его основная заслуга перед Римом и это основная мораль.

Для обычного человека, переложенная на слова Высоцкого, в наши дни, она будет звучать так: "... если в бой не вступил с подлецом, палачом, значит, в жизни ты был - не причем, не причем" ["Баллада о детстве"]. Для государства эта мораль выливается в появление героя (единичного или коллективного), который, не щадя себя, ответит на чаяния народа. Говоря о цене издержек, в таких случаях, нельзя забывать, что на другой чаше весов стоит вопрос существования как такового.

Previous post Next post
Up