Грац я заранее представляла себе немного похожим на словацкий Прешов. Тоже университетский центр, тоже место, испытавшее сильное протестантское влияние (там когда-то работал великий математик Иоганн Кеплер), тоже город отчасти венгерский, отчасти славянский… Мне рисовалась мягкая, благородная и сдержанная аура этого города, и настроение, здесь царящее, я почему-то представляла более серьезным по сравнению со взбалмошной аристократкой-Веной. Грац оказался и таким, и не таким.
С одной, архитектурной, стороны, этот город гораздо пышнее (знаменитое барокко эрцгерцога Иоганна), с другой, человеческой, - теплее и проще. Как я добиралась до своего отеля - уже рассказывала. Трамвай ехал по улицам, которые хотелось немедленно увидеть снова. Отель оказался маленьким семейным пансионом. Я бросила вещи и, пока не перестал действовать часовой билет на транспорт, поехала обратно в центр.
По пустынной и сказочно красивой улице Херренгассе я прошла под теплым моросящим дождиком. Чем-то где-то перекусила, снова пошла куда глаза глядят и уткнулась в зеленую гору Шлоссберг. Начала подниматься. Крыши опускались все ниже, виды простирались все дальше, цвела глициния, внизу бурлила река Мур. И тут меня накрыла такая волна безудержного счастья, такое непередаваемое ощущение радости… Хотелось петь, танцевать, а потом подпрыгнуть и и взлететь над черепичными крышами.
В тот день было еще множество улочек и живописных старых домов, и два музея. Один - музей гарнизона на горе Шлоссберг. На горы ружей и витрины сабель смотреть мне было не очень интересно, так что я сделала чисто женский финт - пошла разглядывать мундиры. Зал, посвященный Второй мировой войне, заставил меня в очередной раз хмыкнуть. Я понимаю, вопрос это сложный, но еще в Вене я заметила, как виртуозно Австрия научилась изображать себя невинной жертвой гитлеризма и валить все на Германию…
Второй музей был куда более интересный - епархиальный католический. Там всего пару дней назад открылась выставка: "Frau. Macht. Kirche". Примечательная, кстати, игра слов и смысла. Можно прочитать название как три существительных: "Женщина. Власть. Церковь", а можно понять слово macht как глагол, и тогда получится, что женщина созидает церковь. Выставка действительно о том, что церковь держалась и держится на женских плечах в такой же мере, что и на мужских. Перечислены женские церковные профессии: для меня было новостью узнать, что девочки теперь могут прислуживать в алтаре наряду с мальчиками, и есть уже даже женщины-проповедницы. Масса экспонатов, посвященных прежнему, традиционному взгляду на семью: свадебный убор из флердоранжа, старые фотографии, изображающие матерей семейства в окружении многочисленных детей, прелестные картинки, например, лубок 1900 года "Возрасты женщины". Тогда мне не удалось его сфотографировать - сели батарейки. Но уже потом в Вене в музее народного искусства я нашла парную картинку
"Возрасты мужчины".
В епархиальный музей я прибежала за 15 минут до его закрытия. Девушки, которые там работали, меня пропустили, но сказали: "Вас не затруднит потом заплатить чисто символическую сумму?" Да ради Бога. Я осмотрела экспозицию, снова подошла к ним, достала кошелек. "Что вы, не надо! Мы теперь поняли, что вы иностранка. Скажите только, вам понравилось? Откуда вы? Вы католичка?" Отвечаю: "Я протестантка", а сама думаю: ой, что сейчас будет… Знаете, что было? Мне протянули миску со свежей клубникой! Говорили мы долго и расстались с Моникой и Лизой как старые друзья. Выходя, я увидела на церковном дворе два объявления кириллицей: одно приглашало на богослужения украинской униатской церкви, другое - на богослужения русской православной церкви.
Грац немного подражает Вене. Я даже не о типично австрийском названии Мариахильфер, которое можно встретить где угодно. Но здесь есть явные кальки со столицы: кафе "Централь", оклеенное политическими прокламациями, и свой собственный "Бермудский треугольник" - квартал баров и дискотек. Есть там куда менее помпезный и дорогой филиал Захера.
У этого города есть, как мне показалось, некоторая обида на нынешнее положение вещей, при котором второй по величине город Австрии гораздо менее известен и посещаем туристами, чем номера третий, четвертый и пятый - Зальцбург, Инсбрук или Клагенфурт. Хотя центр города включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и совсем недавно Грац носил титул культурной столицы Европы, это мало что изменило. Хозяйка моего пансиона сказала: "Как я люблю гостей, которые приезжают сюда больше чем на один день!" Таких немного. Из Вены сюда чаще всего приезжают вообще без ночевой, на автобусе. Но у такого положения есть и обратная сторона. В Граце очень мало показного-туристического, он живет своей естественной жизнью. Где-то я прочитала такое высказывание: "Этот город - большой уютный дом, который не прибирают специально к приходу гостей, и двери которого всегда для вас открыты". Истинная правда. Это становится особенно заметно, когда переезжаешь в Зальцбург.
Я уезжала и, когда прощалась с хозяйкой, мой голос дрогнул. Говорю ей: "Вы знаете, я просто влюбилась в Грац". Она постаралась утешить: "Но и Зальцбург очень красивый город, там такие горы! Вы в него тоже влюбитесь!" Нет, не то… Красив, даже роскошен, но сердца не затрагивает. Напоминает ту глянцевую конфетно-открыточную Австрию, с которой становится трудно примириться после того, как узнаешь, что на самом деле она может быть проще и милее… В земле Зальцбург, по сравнению с земледельческой Штирией, люди, конечно, всегда были себе на уме. Купцы, солепромышленники, прославленные мастера - гончары, кузнецы и портные, искушенная архиепископская челядь… Здесь умеют зарабатывать деньги и не расставят, как в Граце, бесплатные общественные туалеты по всему городу.
Не могу не высказаться на любимую тему. Когда я гуляла по Грацу, видела расклеенные повсюду афиши о том, что в местном лектории состоится диспут с участием гостя из Германии, Грегора Гизи, - ага, того самого, - о будущем левых в Европе. Я подумала, что будет интересно посмотреть на него живьем, и стала читать афишу. Диспут прошел аж 4 мая (я была 15-го). Но, забыв снять устаревшие объявления, в городе регулярно подкладывают туалетную бумагу в бесплатные туалеты и заряжают дозаторы мылом и салфетками. Или общественный транспорт. Трамваи в Граце все оборудованы экранами. Водитель объявляет остановку, и она же загорается на табло. Незаменимо для глухих и для "безъязыких" иностранцев. Автобусы в Зальцбурге в этом смысле не информативны. Водитель молчит, экраны, видимо, из экономии, отключены. Из-за этого я один раз не доехала до Хельбрунна, а второй - пролетела мимо и два километра возвращалась назад по шоссе.
Так что Грац - чудесный город, абсолютно не туристический, теплый, милый, открытый. Он может полностью перевернуть сложившееся в Вене впечатление от Австрии, и не в худшую сторону. А теперь я попробую его еще и показать:
Символ города - гора Шлоссберг с часовой башней:
Вид на город с вершины горы. Странное здание с пупырышками - Кунстхаус, который я окрестила "брюхо самки бегемота", а местные жители называют просто "Пузырь".
Там вообще немало смешных штуковин, "разбивающих" облик прелестного барочного городка. Это фонтан. Не знаю, что он символизирует. От меня он получил прозвище "трехчлен".
"У этого города нету традиций" - не о Граце. Майское дерево:
Дома на Херренгассе:
Еще один дом:
Ежедневный рынок на Йозефсплац:
Река Мур. Блеск воды завораживает:
Мариахильферкирхе. Рядом с ней епархиальный музей.
Дворец Эггенберг. По парку бродят павлины.
Мой отель: