О привилегиях

Feb 26, 2014 14:23


Рассуждения о привилегиях тех или иных феминисток попадаются мне с завидной регулярностью, куда ни плюнь. Это прям-таки излюбленное словечко, некоторых хлебом не корми, дай потыкать в кого-нибудь привилегиями.
И у нас это еще терпимо! А вот оттуда, где общества смешанной расы - привилегиями всех мастей так и пышет.

Итак, кто у нас привилегированные, если вы не знаете.
Это белые женщины по сравнению с черными. Здоровые по сравнению с больными. Молодые по сравнению со старыми. Гетеры(с) по сравнению с лесбиянками.  Местные по сравнению с мигрантками. Красивые по сравнению с обычными. Даже худые (sic!) по сравнению со всеми остальными. В общем, если как следует покопаться, у каждой найдется парочка каких-нибудь завалящих привилегий.

И как это, спрашивается, связано с феминизмом?
Связь очень простая. Прежде чем заняться какой-либо деятельностью в женском движении, любой гражданке полагается убедиться, а не обладает ли она какими-то преимуществами по сравнению с другими женщинами. Потому что если обладает - ей нужно крепко подумать, имеет ли она право вообще помышлять о женских правах, ведь сидя на горе привилегий, она по определению не может иметь представления о проблемах других людей.

Как же можно проверить свою привилегированность?
Очень просто. Для этого нужно посмотреть в зеркало, в свой диплом, в паспорт, в трусы, в кошелек, в шкаф - всюду. И устыдиться, что на свете есть более несчастные. Ведь привилегии найдутся, не сомневайтесь, поскольку в интерсекциональном дискурсе они есть у каждой женщины, покуда она жива.

Даже если женщина нищая, черная, старая, голодная, неграмотная, негетеросексуальная, даже если она самая обездоленная в мире - она все равно останется привилегированной цис-женщиной по сравнению с любым переодетым мужчиной. Хотя бы потому что у нее есть «привилегия» сидеть в женской тюрьме.

И что же делать с обнаруженными привилегиями?
По идее, от них предполагается отказаться в пользу лишенных, раздать нуждающимся и добиться равенства. И это было бы теоретически возможно, если бы речь шла о деньгах или тридцати парах башмаков. Но что делать, если ты родилась белой? Если тебе не удается набрать вес? Если у тебя нет инвалидности, не исполнилось тридцати лет, ты живешь в относительно приличной стране и посмела выучить иностранный язык? Как поделиться этими преимуществами и каким образом отказ от них поможет женскому освобождению?

Кажется, вопрос неразрешимый. Но на самом деле хитрый план уже готов и тактика определена. Нужно:
а) никогда не упоминать о своих проблемах (все равно у вас жемчуг мелкий, а других щи жидкие);
б) отыскать тех, у кого привилегий меньше и заниматься исключительно их бедами (чаще всего это мужчины - трансвеститы, бедные, черные, геи, мигранты, рабочие, политзаключенные… несть им числа);
в) извиняться, раскаиваться и посыпать голову пеплом, если вы никак не можете извести свои привилегии (не можете сострогать свою белую кожу, не решаетесь бомжевать или никак не можете подорвать здоровье).

А что насчет женского освобождения… Да кому оно нужно, когда женщины буквально как сыр в масле катаются, пока остальные страдают. Вот за интересы страдальцев и полагается побороться. Хотя нет, даже не побороться, какая там борьба, вдруг одни страдальцы привилегированнее других?  Интерсекциональную риторику невозможно применить на практике, поэтому полагается собраться в тусовки, и долго, упорно, годами и десятилетиями обсасывать тему, дружно ругать привилегированных угнетательниц, мериться дискриминациями - в общем, приятно проводить время.

Таким образом, лозунг «check your privilege», изначально направленный в сторону белых гетеросексуальных богатых мужчин (главных выгодополучателей патриархата), превратился в отличный инструмент для затыкания рта зарвавшимся феминисткам. Ишь, придумали, за женщин бороться, когда сами только и знают, что угнетают - и других женщин, и животных, и мужчин, и эмбрионы, и все сущее на планете и в окрестностях.

Стоит заговорить о проблемах матерей - и вам укажут, что транс-«женщины» вообще лишены счастья материнства. Если поднять тему насилия - сообщат, что «женщин других видов» -- кур - вообще запекают в духовке. Остается только сидеть и кивать, чтоб не нарываться.

Привилегия, согласно словарям - это преимущественное право пользования чем-то, льгота, нечто исключительное. Соответственно, привилегии по определению не могут быть всеобщими и повальными.
С другой стороны, привилегии даются - кем-то кому-то. И даже если места, занимаемые теми или иными людьми в мировой патриархатной иерархии обозвать «привилегиями» -- то почему бы не задуматься, кто их раздает и кто отнимает. Кто на самом верху при любом раскладе? Кому невыгодна общность, а выгодны бесконечные перегрызки; кто разделяет и властвует?

Если это не очевидно, я подскажу. В патриархате, на самой-самой верхушке пищевой цепочки находятся белые-богатые-образованные-здоровые-гетеросексуальные… мужчины. Не женщины. Мужчины владеют 99% собственности в мире, определяют политику, держат в руках все бразды и получают все плюшки. Они распределяют места среди мужчин более низких категорий и всех без исключения женщин.  Это они решили и постановили что вот такие-то женщины достойны местечка потеплее, а вот таких-то можно и в топку.

Поэтому бесконечная «проверка своих привилегий» среди феминисток смешна и убога: просто попытка придать себе значимости, а потом в ней же и раскаяться. Плюс привычное культивирование чувства вины «у меня еще ничего, а вот дамаскские гадюки на грани вымирания».
От того, что одни феминистки попрекают других знанием английского языка, цис-женскостью или великодержавным имперством - патриархи не пошатнутся и не почешутся, более того, они поудобнее усядутся, чтоб понаблюдать за шоу.

лжефеминизм, феминизм: ликбез

Previous post Next post
Up