Продолжая кататься по Крыму, мы решили посетить несколько объектов, так или иначе относящихся к космической программе Советского Союза.
1. Антенны первого по счету объекта было видно издалека. Огромные радиолокаторы в населенном пункте Заозерное, недалеко от Евпатории. Они являются составными частями одного из ключевых объектов советской космической инфраструктуры - Центра Дальней Космической Связи, или сокращенно ЦДКС.
2. Как во времена СССР, так и сейчас существование этого объекта не составляло тайны, но об истории его создания, оборудовании и выполняемых задачах в прессе того времени по понятным причинам практически ничего не писали. И только сейчас по прошествии времени эта страница нашей биографии перестала быть белым пятном и стала частью прошлого великой страны.
3. Середина 50-х годов. В СССР идет подготовка к началу исследования космического пространства. По всей стране разворачивается сеть наземных измерительных станций и объектов связи. Благодаря географическому расположению, Крым был очень удобен для строительства одной из таких площадок. Здесь, в западной части полуострова, чистый, свободный от выступов рельефа горизонт, большое количество солнечных дней в году, редки серьезные перепады температуры плюс другие благоприятные условия.
4. Первым объектом Центра стал "объект МВ" (Марс - Венера). Сооружение первой очереди объекта началось в марте 1960 года. Тогда под Евпаторией появились первая и вторая площадки - передающая и принимающая - в окрестностях сел Витино и Заозерное. Его основой стал радиотехнический комплекс сверхдальней радиосвязи АДУ-1000 "Плутон". Он состоял из трех мощных антенных систем: одна - передающая и две - приемные. В каждую из них входили восемь параболических зеркал диаметром 16 метров. Все вращающиеся части каждой антенной системы весили полторы тысячи тонн.
5. Сигналы по приемным антеннам суммировались, что обеспечивало узкую диаграмму их направленности и высокую эффективную площадь приема (до 800 квадратных метров по каждой антенне). Для передачи сигналов на борт космических аппаратов использовалась передающая система, работающая в диапазоне 39 см с максимальной мощностью 80 киловатт, что позволило осуществлять радиосвязь на дальности до 300 млн.км. Таких мощных систем связи тогда не было ни у кого в мире.
6. В 1978 году к ним добавилась третья площадка в Молочном. Здесь установлена одна из самых больших антенн в мире - РТ-70. Высота радиоастрономического телескопа - 86,36 метра, диаметр зеркала антенны - 70 метров - почти как футбольное поле!
При этом антенна полноповоротная, а вес ее подвижной части более пяти тысяч тонн. Точность наведения такой громадины - 10 угловых секунд, то есть меньше миллиметра. Мощность передатчика - до 200 киловатт.
7. В 1996 году указом президента Украины на базе Центра Дальней Космической Связи был создан Национальный Центр Управления и испытания космических средств (НЦУИКС), предназначенный для управления космическими аппаратами в рамках национальных и международных космических программ.
В июле 1999 и 2003 годов при помощи РТ-70 были отправлены послания внеземным цивилизациям ("Cosmic call").
Едем дальше!
8. В наследство от СССР Украине достался ряд уникальных военных объектов, которые нашим собственным Вооруженным силам оказались просто не нужны. Одним из наиболее интересных "артефактов" советского ВПК, без сомнения, является полигон НИТКА, расположенный на аэродроме Новофедоровка, недалеко от города Саки в Крыму. Аббревиатура НИТКА расшифровывается как "Научно-испытательный тренажер корабельной авиации".
9. Нередко этот полигон называют зарытым в землю авианосцем.
Украина, не имеющая собственных авианосцев, ежегодно сдает полигон "напрокат" российским летчикам палубной авиации для отработки взлета и посадки.
10. Комплекс был построен в начале 80-х для того, чтобы на практике проверять и совершенствовать те технологические решения, которые закладывались в конструкции авианосцев и новой морской авиатехники для них. И конечно, чтобы учить пилотов взлетать и садиться на палубу авианосца. Первый взлёт самолёта Су-27 с трамплина состоялся в августе 1982 года.
11. Согласно алгоритму подготовки летчиков палубной авиации, прежде чем сажать самолет на палубу корабля, летчикам необходимо отработать посадку на наземном тренажере. Единственный российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" базируется в Североморске Мурманской области, именно оттуда прилетают тренироваться на НИТКУ летчики-североморцы. Обычно это происходит в конце лета.
12. Комплекс НИТКА воспроизводит палубу крейсера-авианосца, основное оборудование тренажера находится под землей. Наземный трехпалубный «корабль», оборудованный мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами, включает взлетно-посадочную палубу, бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер (который используется для торможения самолета в процессе его посадки на палубу авианосца), трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть.
13. Взлетно-посадочный блок комплекса может РАСКАЧИВАТЬСЯ, имитируя волнение на море. Все - как на реальном авианосце. Длина взлетно-посадочной полосы - 290 м. Все металлоконструкции, включая трамплины, весят около 12 000 тонн.
Для того, чтобы катапульта (состоит из двух цилиндров, внутренний диаметр которых равен 500 мм, а длина около 90 метров) смогла разогнать в течение нескольких секунд самолет до взлетной скорости 250-280 км/час, требовалось накопить большое количество пара, а потом мгновенно направить его по трубопроводам по определенному закону "возрастания" под поршни катапульты. В те годы такого ещё никто не делал. Для решения этой и других подобных конструкторских задач были использованы многие новаторские и уникальные идеи и изобретения.
14. Уникальность НИТКИ еще и в том, что полигон строился с учетом разных перспективных проектов советских авианосцев. На одних самолеты должны были выстреливаться в небо, как рогаткой, паровой катапультой. На других они взмывали в воздух с трамплина.
Подобные комплексы есть еще в Соединенных Штатах и Испании. Но НИТКА считается самой большой в мире. Обслуживанием комплекса и поддержанием его в рабочем состоянии занимаются около 100 военных специалистов.
15. Следующий объект.
Более 40 лет назад в СССР была подписана программа освоения Луны. Одной из ее задач являлась отправка на поверхность "ночного светила" беспилотного аппарата, получившего название "Луноход". Управление предполагалось осуществлять с Земли специально обученным "экипажем". С этой целью необходимо было провести наземные испытания аппарата, во время которых "водители Лунохода" смогли бы получить практические навыки в управлении этим необычным транспортным средством. Полигоном для испытания "Лунохода" была выбрана территория в/ч 14109, расположенная в пос. Школьный вблизи Симферополя.
16. Несколько лет назад Школьный был сверхсекретным объектом с почтовым адресом Симферополь-28. Отсюда управляли первыми искусственными спутниками Земли и автоматическими станциями, направлявшимися к Марсу, Венере, Луне.
17. Самого поселка Школьное в советские времена официально не существовало. В узких кругах военнослужащих "космических войск" он был более известен как Отдельный Научно-Измерительный Пункт № 10.
18. Одинокая караульная вышка.
19. 17 ноября 1970 года "Луноход-1" был отправлен к месту работы - за 400 тысяч км. Управление аппаратом осуществлялось из Школьного при помощи огромной антенны-"тарелки". Всю работу по управлению луноходом вел экипаж, в который входили командир, водитель, штурман, бортинженер, оператор остронаправленной антенны. Командир осуществлял общее руководство. Был водитель лунохода, он отвечал за выдачу команд на движение; управление осуществлялось с пульта, там были рычаги. Был штурман. Он отвечал за планирование курса, за его прокладку.
20. Машина четко выполняла команды, однако все изменения движения аппарата по Луне происходили с поправкой на задержку, необходимую для прохождения сигнала до Луны и обратно, что составляло от 10 до 24 секунд. Стало быть, лунный водитель должен был предугадать нештатную ситуацию, спрогнозировать и оценить обстановку за 10 - 12 метров пути, вычислить по размерам лунное препятствие. Ошибся - считай, что загубил уникальный дорогущий аппарат. Богатый практический опыт наземных тренировок с экспериментальной моделью "Лунохода" позволил экипажу справиться со всеми трудностями, возникавшими при движении аппарата по лунной поверхности.
21. Космический исследователь исправно выполнял научную программу на Луне почти 11 месяцев. В общей сложности "Луноход-1" преодолел расстояние в 10540 метров и передал на землю более 25 тысяч снимков, более 200 панорамных поверхностей Луны.
16 января 1973 года на Луну был доставлен "Луноход-2". И снова управление им осуществлялось из Школьного. Всего "водители Луноходов" преодолели по поверхности спутника нашей планеты 46740 метров.
22. На КПП. Сегодня от некогда мощнейшего комплекса космической связи осталась лишь огромная параболическая антенна. Все остальные здания и сооружения разрушены и активно разбираются организованными группами "охотников за металлом".
Ну и напоследок.
23. Если Вам приходилось мчаться по трассе Симферополь-Евпатория, то Вы не могли не обратить внимание на одну деталь. Неожиданно местный автобан ныряет в довольно серьезное подземное сооружение, состоящее из двух параллельных тоннелей с двухполосным движением. Каждый из них к тому же последовательно состоит из двух подземных участков разной длины. Знакомые литеры "М" на портале свидетельствуют, что здесь потрудились специалисты "Метростроя"». Заграждения из колючей проволоки не позволяют взобраться наверх. Наличие скорбных памятников погибшим в ДТП, свидетельствует, что это место не совсем безопасно как для водителей, так и для пешеходов.
Зачем же понадобилось прятать степную дорогу под землю? Некоторым повезет долго не ломать голову над разгадкой. При спуске в тоннель порой можно увидеть, как сверху по полосе мчится красавец "Ил-86". Но неужели именно для приема аэробусов понадобилось угробить массу средств и построить такую серьезную взлетно-посадочную полосу? Нет, оказывается, вовсе не им обязана своими размерами самая большая в Украине ВПП шириной 60 и длиной 3700 м.
18 ноября 1988 года в Советском Союзе был успешно проведен первый и единственный беспилотный полет космического корабля многоразового пользования "Буран". Мы очень гордились этим событием, и казалось, вот-вот заткнем за пояс Америку.
Возвращение и посадка аппарата только на первый взгляд напоминали маневры самолета. На самом деле самым большим отличием было отсутствие двигателей у "Бурана", не позволявшее аппарату зайти на второй круг.
Для подстраховки, кроме грандиозного аэродрома "Юбилейный" на Байконуре (длина полосы 4500м, ровность покрытия 3мм), были построены ДВА ЗАПАСНЫХ!!! Вот уж действительно, средств на космос не жалели!
24. Восточный аэродром располагался в Приморском крае у райцентра Хороль, а западный имел аббревиануру ЗАС (запасной аэродром Симферополь). Запасные полосы были построены примерно на одной 45 параллели, чтобы максимально обеспечить легкость приведения космического челнока для захода на посадку.
Естественно, что эти строительства не заключались в одних лишь асфальтобетонных работах. Пришлось строить и инфраструктуру и комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "Вымпел".
Испытание "Вымпела", как это у нас водится, производились уже после полета "Бурана"», но еще когда программа не была свернута. Имитирующий "Буран", самолет-лаборатория ТУ-134 произвел несколько удачных посадок по требуемой глиссаде, ведомый "Вымпелом". Испытания проводились ночью, днем интенсивность загрузки воздушных ворот курорта не позволяла этого сделать.
А исторический полет "Бурана" прошел в штатном режиме (при приземлении на Байконуре, отклонения после витка вокруг Земли в автономном режиме составили менее метра), и новая симферопольская взлетно-посадочная полоса не вошла в космическую историю. Однако до сих пор своей грандиозностью она поражает как пилотов, впервые заходящих на посадку в Симферополе, так и "рожденных ползать" по крымским дорогам!
Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.
При написании использовался текст с сайтов:
geocaching.su Крымский полуостров 2011
Сводный пост путешествия Понравился пост? Нажмите на кнопку! Один клик, а мне приятно! :)