Дорога к Монументам

Jul 19, 2017 22:15



"Такая тачка только у меня и у Майкла Джексона" - если немного перефразировать, то получится "Такое место есть только в США и... в Казахстане".

Урочище Босжира. Меловые останцы, некогда покоящиеся на дне древнего океана Тетис. Тогда, три года назад, спутниковые карты Гугл в тех краях были еще не столь подробными, как сейчас. Мы давно были наслышаны про это место, более того, у нас даже были примерные координаты его расположения (плюс-минус несколько километров). Как говорится, предварительная проработка детального маршрута - наше всё.

В общем, мы решили туда направиться, чтобы под конец нашей первой "взрослой" поездки в одну машину по Казахстану увидеть все собственными глазами.

1. Переваривая свежие ощущения после сильной ночной грозы, выезжаем с песчаного пляжа на трассу и двигаемся на юг. Обожаю такие приветы из советского прошлого!


2. Сказывается близость границы с Туркменистаном, одной из самых закрытых стран мира. Впрочем, кто на этой композиции казах, а кто туркмен, мы так и не смогли разобрать.


3. Ехать по асфальту довольно скучно, так что сегодня мы предпочтем трассе укатанные грунтовки. На этих "казахских автобанах" Дэф умудрялся развивать весьма приличную скорость!


4. Внезапно! Тарелка радиолокатора. И что она делает в этих краях? Наследие империи?


Как уточнили в комментариях: это тарелка наземного комплекса Орбита, которые принимали сигнал со спутников Молния и показывали телевизор. Подробнее про эту систему здесь.

5. Наш путь лежал как раз мимо радоновых источников. Несмотря на наличие горячего душа в кемпере, погода с нашего приезда была такой скверной (ветер и песчаные бури), что принять душ на улице никак не получалось.


6. Так что это место оказалось весьма кстати! Захватив с собой полотенца, мы отправились купаться. Вода действительно очень горячая, самое большое удовольствие - это сесть под струёй. Любимая ненадолго отлучилась в машину, а вернулась с упаковкой геля для душа. Казалось, что все блага цивилизации в тот момент были к нашим услугам. А радоновая водичка очень необычно пощипывала кожу. Впрочем, основательно расслабиться в джакузи не получилось, так как находиться под таким душем больше 15 минут не рекомендуется.


7. Еще через пару десятков километров мы оказались на самом южном краю полуострова Мангышлак, а именно - на мысе Песчаном, где стоит одноименный маяк 1956 года постройки.


8. Мы довольно быстро поняли, почему мыс называется именно так! :) Более того, в начале этой самой дорожки мы увидели установленную кем-то табличку с надписью вроде "Опасно! Пески!" - очень жалею, что не сфотографировал ее. И, действительно, как только мы пересекли линию, за которой уже не росли степные колючки, Дэф сразу же начал гудеть трансмиссией и пытаться закопаться в песке. Сдувать колеса было лень, так что я включил пониженный ряд в раздаточной коробке и медленно откатился назад по своему следу.


9. Дальше лучше пешком. Дошли вдвоем до моря, по старой доброй традиции бросили монетки, чтобы вернуться. Хорошее здесь место, а главное - никого вокруг!


10. Возвращались через маяк. Ворота открыты, на территории ни одной живой души, но везде висят таблички "проход запрещен". Мы немного покричали на входе, но к нам так никто и не вышел. Жаль, хотелось бы спросить разрешения подняться наверх и поснимать местность вокруг. Дрона тогда у нас еще не было.


11. Возвращаемся на трассу. Поселок Курык, если я не ошибаюсь. Кстати, вот именно каким-то таким нам в ту поездку и запомнился Мангышлак - идеальный асфальт, песчаные обочины, синее небо, малоэтажная застройка и никого вокруг. А вообще - очень хорошая страна и добрые люди.


Остановившись на обочине возле продуктового магазина, я открыл дверь, и... не удержал ее. Ветер с легкостью вырвал ограничитель, и дверь не просто открылась, а распахнулась в обратную сторону, к переднему крылу, словно на лимузине. Дэф приобрел очередную вмятину, а я в очередной раз порадовался простой конструкции машины - ремонт вырванного ролика ограничителя занял буквально несколько минут, потребовались только отвертка и хороший молоток.

12. А потом внезапно пришлось оттормаживаться в ноль, так как увидели черепаху, неспешно пересекающую трассу. Пришлось ее "спасать". Рядом с нами притормозил дальнобойщик и со смехом посоветовал, чтобы мы не волновались - черепах в этих краях какое-то нереальное количество.


13. А еще когда мы "валили" по грунтовке к радоновому источнику, на очередной яме я услышал где-то внизу громкое "дзынь", но визуальный осмотр не выявил ничего необычного.


14. Зато когда мы выехали на асфальт, машина стала как-то необычно раскачиваться на кочках. Не "зад-перед", а вроде как по диагонали. Прямо-таки настоящая карусель, вот чудеса! Впрочем, мотор работал как обычно, никаких посторонних звуков не было, так что я решил, что называется, "не мешать Дэфу ехать".


15. Заправились в Жанаозене, немного посидели в интернете (постарались найти более точные координаты места, а также связаться с Александром chihayuschiy, который вроде как направлялся в те же края) и отправились искать монументы. А теперь вот вам небольшой рассказ по поводу осведомленности местных жителей.


Урочище Босжира - довольно известное место. Меловые останцы изображены даже на банкнотах достоинством, если не ошибаюсь, в 1000 тенге. То есть каждый житель страны, как минимум, видел этот образ. Видим машину на обочине, останавливаемся возле нее.

- Добрый вечер! Мы не знаете, где-то в этих краях находится урочище Босжира?
- Бекет-Ата? Мечеть ищете, ребята?
- Нет, огромные такие каменные столбы, они даже на рекламе в Жанаозене были нарисованы.
- Аа, нет, не знаю такое.

Следующая машина.

- Меловые останцы где-то здесь есть, не знаете, как проехать?
- Вы в мечеть едете? Правильно едете.
- Нет, не туда. (показываю фотографии на телефоне)
- Не знаем, не видели никогда такого.

И так несколько раз подряд. Дорога относительно оживленная, машины встречаются каждые несколько километров. Спрашиваем у всех, останавливаемся даже у дорожных рабочих. Никто не знает.

В паре километров от съезда к монументам видим трактор, занимающийся ремонтом дороги. Уж он-то точно знает!

- Босжира? Каменные столбы?
- Вот эта дорога, видите ее?
- Да, конечно! (затеплилась надежда)
- Едете никуда не сворачивая пять километров!
- Так, а дальше? (мы чувствуем, что близки к цели как никогда, и приятное чувство первооткрывателей порхает бабочками в животе)
- Там будет мечеть!
- Да ладно? Быть не может. :(((
- Да, Бекет-Ата. Спросите у людей, там вам помогут.
- Спасибо. До свидания.

Поняв, что рассчитывать придется лишь на свои силы, мы просто сворачиваем с трассы (как оказалось, в правильном месте) и в кромешной темноте начинаем искать спуск вниз.

Надо ли говорить, что по незнанию мы поехали в противоположную сторону???

16. В общем, мы в кромешной темноте едем степными дорогами по краю огромного плато, включив весь имеющийся свет, и удивляемся, почему же нигде нету спуска вниз? Я постоянно смотрю на показания высоты в навигаторе. Оо, ништяк, спустились на 15 метров! Черт, опять поднялись... И так который раз уже... Что-то не то. Одни колеи сменяются другими, следы то словно исчезают, то вдруг превращаются в настоящий "автобан", то резко сворачивают на 90 градусов влево, а нам вроде как прямо надо, и ведь по самому краю едем, глянь, как тут высоко! Только где спуск-то?


Проехав около 30 километров, мы понимаем, что что-то здесь не то. Конца и края не видно, дорога вообще не спускается вниз, ответвлений вправо не было. Посоветовавшись, решаем возвращаться в сторону трассы. А точнее, вернуться до тех пор, пока расстояние на навигаторе между нами и отмеченной точкой (а правильно ли она вообще там отмечена) не станет минимальным. А что потом? Ну, попробуем как-нибудь посветить вниз!

На тот момент ничего более лучшего мы не придумали, так что дело осталось лишь за реализацией. Обратный путь всегда быстрее. На очередном "перекрестке" попадаем в "неправильную" колею.

- Смотри на трек, мы же так не ехали?
- Ну дорога ведь есть, и накатанная! Поехали по ней.

Колея вывела нас на старое казахское кладбище, расположенное на обрыве. И тут я случайно замечаю внизу тусклый огонек. Вроде бы машина. И что делать?

- Дорогая, а давай посветим им фонарем?
- Совсем штоле??? О_о

Ветер, песок в глаза, я карабкаюсь по камням на самый край обрыва. Помню, что жена схватила меня за руку и кричала, что мы сейчас оба отсюда свалимся. Приседаем на корточки, чтобы было не так страшно, и начинаем светить вниз.

"Мы думали, что достигли дна, но снизу постучались" - в общем, снизу через какое-то время посветили в ответ. Я поморгал фонарем, мне тоже поморгали. Из азбуки Морзе я знаю только сигнал "SOS". Наверное, именно это невежество сподвигло меня побежать к машине и включить рацию. И тут состоялось одно из самых эпичных знакомст в нашей жизни.

- Эй, наверху, принимаете нас?
- Оо, дружище, как мы рады слышать человеческий голос! Вы возле останцев?
- Ага, возле них стоим!
- Чихающий, ты?
- Нет... А ты знаешь Чихающего? :)))
- Да, все пытаемся с ним пересечься в этой поездке.
- А вы откуда?
- Мы из Москвы.
- Аа, а мы с Перми! (в этот момент голос в рации внезапно приобрел едва различимый акцент)
- john_59?
- Французовы?

В общем, не зря говорят, что дороги путешествующих людей имеют обыкновение пересекаться. Ребята объяснили, что мы, оказывается, съехав с трассы, отправились не в ту сторону. Что же, попытаемся найти правильную дорогу.

17. Одно из самых страшных мест в моей жизни. Двухкилометровый пологий спуск вниз внезапно кончается резким обрывом. Если бы на самом краю кто-то предусмотрительно не выложил камни, то мы бы, наверное, улетели, так как дорога поворачивает на 90 градусов влево и уходит на серпантин. Тормозили в пол, что называется.


Мда, мы рассчитывали оказаться внизу через несколько минут, а в итоге проехать пришлось пару десятков километров. Зато мы очень обрадовались, увидев где-то вдалеке включенные фары Жениного "Крузака". И так же сильно огорчились, когда накатанная дорога вдруг резко взяла влево и начала отдаляться  от ребят.

- Слушай, тут что-то дорога не в ту сторону идет!
- Ага, мы специально с нее съехали днем подальше, чтобы ночью нас никто не беспокоил (но тут вдруг вы приперлись)!
- Так, и как нам до вас доехать?
- Ну давай я включу дальний, а ты типа просто на свет двигайся!

На словах все звучало замечательно ровно до тех пор, пока мы не уткнулись бампером в глубокую канаву, некогда бывшую устьем реки. И вот именно в этот момент я как никогда порадовался, что сижу за рулем Настоящего Внедорожника.

Пониженный ряд, блокировка центрального дифференциала, и - была не была - едем на свет по азимуту. Машина медленно ныряет в русло, да так, что мы оба пытаемся нащупать ручки дверей, чтобы удержаться. И столь же медленно выезжает наверх. И дальше едет прямо, по полю огромных булыжников, периодически прикладываясь об них днищем. В такие моменты вмешиваться в управление смысла нет, я называю это "ездой на автопилоте". Было страшно, но у страха, как говорится, глаза велики.

18. Дефендер в очередной раз не подвел, и еще через несколько минут мы уже знакомились с ребятами вживую. Все были очень рады встрече, такие моменты, действительно, запоминаются на всю жизнь. Выпили немного вкусного вискарика за знакомство.


19. Монументы Босжиры. "Такие только у меня и..." - впрочем, в ту ночь это самое "и" нас не волновало. Мы наконец-то добрались до этого места.


20. А уж насколько яркими были звезды там, где рядом нет никакой цивилизации... Бездонное черное небо Казахстана. Надо ли говорит, что спать я отправился только под утро?


Трек путешествия

Мангышлак, Природа, 2014 Мангышлак, Ночное фото, Путешествия, Звезды, Дефендер, Животные/Птицы, Степь, Друзья, Казахстан, 2014

Previous post Next post
Up